Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Короткий, рабочий, мускулистый...
Кинематографисты тоже готовятся к съезду

Дата публикации:  18 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Через месяц, 16 - 17 ноября, в Большом зале Центрального Дома кино пройдет Пятый съезд Союза кинематографистов РФ. На днях "цвет" Союза - Никита Михалков, Игорь Масленников, Александр Бородянский, Евгений Матвеев, Эдуард Володарский, Владимир Грамматиков, Гарри Бардин, Евгений Герасимов - собрали пресс-конференцию, чтобы разъяснить журналистам, чего они сами, руководители Союза, ждут от съезда.

Игорь Масленников, первый секретарь СК РФ, заметил, что перво-наперво все ждут нормального диалога с властью. Государство должно помогать кинематографии, как это делается в большинстве цивилизованных стран. То и дело мелькало выражение "политика государственного протекционизма", вопрос о которой станет, как утверждалось, главным вопросом грядущего съезда. Руководитель Службы господдержки кинематографии Минкульта РФ Сергей Лазарук не стал ждать съезда и тут же выложил цифры, в которых и будет выражаться идея госпротекционизма. Например, известно, что государство увеличило сумму финансирования в два раза плюс двести миллионов рублей. Правда, Лазарук при этом не пояснил, что же это будет за сумма, но пообещал, что таким образом в следующем году мы сможем выпустить 60 картин против тех 30-ти, что выпустили в нынешнем. В общем-то, логично: в два раза больше денег - в два раза больше фильмов. И на каждую картину по-прежнему будет тратиться порядка трехсот тысяч долларов. Сумма, прямо скажем, не ахти, но если поставить целью "чем больше, тем лучше", то 60 фильмов в год для России по нынешним временам - впечатляет. Хотя, для сравнения, в маленьком Гонконге на экраны выходит ежегодно ровно в десять раз больше. Усиление господдержки - вещь, безусловно, нужная, но, возможно, не менее важно справедливое ее распределение. Но тут уж - и Лазарук вынужден был в том признаться - объективности ждать не приходится, вкусовщина - она и в Министерстве культуры вкусовщина.

Никита Михалков, как всегда, говорил вдохновенно. Предстоящий съезд он определил как "короткий, рабочий, мускулистый" (ассоциации при этом возникли у всех самые разные), а про себя лично заметил, что его совесть совершенно чиста. Он сделал все, что мог, и, если его попросят уйти, он без звука и уйдет. Поскольку уходящего без звука Никиту Сергеевича представить себе трудно, то никто и не стал зацикливаться на этом вопросе. В какой-то момент вдохновенно-спокойная речь председателя Союза приобрела эмоциональные ноты, переходящие в гневные обличения. В какой момент это произошло, наверное, можно легко догадаться даже тем, кто речи не слышал. Конечно же, как только возник вопрос о затянувшемся дележе имущества. Конкретно говоря - здания Киноцентра. Тут-то и стало ясно, что и господдержка, и новый устав, и обсуждение путей развития российского кинематографа - вопросы хоть и актуальные, но далеко не главные. А главный пункт повестки дня будет звучать примерно как "дружба дружбой, а денежки врозь". И сколько бы ни пытались участники пресс-конференции перепрыгивать на другие темы, ясно было одно: 22 тысячи квадратных метров на Красной Пресне были, есть и долго еще будут занозой, которую российский Союз во главе с Никитой Михалковым выковыривают из трупа дружбы с кинематографистами братских когда-то Союзов.

Руководители СК РФ объявили, что прекратили заниматься этим вопросом на уровне самодеятельности, потому что нынешнее состояние борьбы за Пресню - результат именно самодеятельности и волюнтаризма. Чьего волюнтаризма - Михалков не пояснил, но пообещал, что отныне на защиту чести и имущества СК РФ встанут профессиональные юристы. Возникает, правда, вопрос: кто мешал отдать эту проблему на откуп юристам раньше, лет, скажем, семь назад, когда и началась вся заваруха с Киноцентром. Да никто не мешал. Более того - несть числа юристам, что пытались отстоять эти квадратные метры.

Но теперь, наконец, на помощь юристам пришло само правительство. Руководители СК очень стесняются признать, что сильно уповают на постановление правительства РФ, подписанное Михаилом Касьяновым месяц назад, в котором Минимуществу РФ совместно с Минюстом РФ предписывается рассмотреть вопрос "о собственности бывшего Союза кинематографистов СССР на территории Российской Федерации". Михалков так вообще утверждает, что его не интересует, как будет продолжаться борьба и каков ее исход. Его интересует одно: "может ли вообще так быть?". Более того, он призывает СК не ликовать раньше времени. Всякое еще может случиться. И даже более того - бывшие братские СК тоже могут иметь право на пресловутый Киноцентр, но они, по словам Михалкова, "должны брать все из наших рук". (Сразу почему-то вспоминается, как Никита Сергеевич предлагал одну из площадок Московского фестиваля устроить в зоопарке.)

Ликовать действительно рано. Документ, подписанный Касьяновым, не является юридическим документом в том смысле, что суды по поводу спорной принадлежности Киноцентра будут еще продолжаться. Но надежды на их справедливость у СК РФ нет. "На стороне Конфедерации - вся документация", - сетует Михалков. "Вы же сами знаете, какие у нас продажные суды, - развивает эту тему Володарский. - А уж тем более при попустительстве Сергея Соловьева, бывшего первым секретарем Союза, вообще появилось на свет столько странных документов..."

Скорее всего, тяжба между СК России и Конфедерацией Союзов кинематографистов не имеет конца. Хотя, как говорит Никита Михалков, лучше ужасный конец, чем ужас без конца.

Ладно, пожалуй, хватит о Киноцентре, тем более что "ужасный конец", скорее всего, наступит тогда, когда кончится "ужас без конца". Одним словом, конца пока не видно.

Кроме имущественных ужасов, поговорили и о других. Например (в который уж раз), о бедственном положении членов Союза, в первую очередь - ветеранов кино. О том, что актриса такая-то приходила к Михалкову просить восемь долларов на лекарства. О том, что у другой актрисы нет денег, чтобы на восемь месяцев поселиться в Доме ветеранов кино. О том, что Доренко в своей программе сделал спекулятивный репортаж о Георгии Вицине, который нуждается в лечении, а денег на лечение нет. Ну и, само собой, плавно перешли к порочности СМИ, которые не хотят понять, что дележка Киноцентра - исключительно для нужд престарелых членов Союза (кроме того, что это вопрос принципа, как признался Михалков), которые начисто лишены чувства патриотизма, которые готовы навешать на Михалкова всех собак, вплоть до его личной заинтересованности в присвоении Киноцентра.

Упаси Господь, конечно, нет. Мы же понимаем, что Никита Сергеевич Михалков никак лично не заинтересован в исходе дела по этим самым пресловутым метрам на Красной Пресне. Другое дело, что ему, наверное, все же хотелось бы остаться председателем Союза, хотя он и уверяет, что покинет этот пост без звука, ежели того захотят коллеги. Кому хочется быть королем без королевства?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Екатерина Барабаш, Пианисты, пианистки, мазохисты, мазохистки... /16.10/
То, что "Лавина" - картина крупнобюджетная, бросается в глаза сразу. Герои живут в немыслимой роскоши, спят в великолепном шелковом белье, совершают долгие и бессмысленные прогулки по Парижу.
Елена Стишова, Транзит: Висбаден - Питтсбург - Кавказ /04.10/
Почему сюжет кавказского пленника стал архетипическим в русской культуре? в чем феномен культуры Кавказа и кто является ее репрезентантом в кино?
Григорий Катаев, Запах большого экрана /01.10/
Западные жанровые картины стали частью постоянного досуга россиян, частью российской психологической действительности. А российские жанровые фильмы до сих пор не стали ни тем, ни другим.
Екатерина Барабаш, Зря оторвали стрелки у часов /24.09/
Все кругом снимают авторское кино, пронизанное собственным, не всегда понятным другим, видением мира. И Наумов тоже решил попробовать
Антон Долин, Cinema-52: Конец и начало времен /29.08/
Смотреть на инопланетян или на динозавров на экране - веселей некуда: они так похожи на настоящих! Штука в том, что настоящих никто не видел. А когда увидишь, будет поздно, и ты не поймешь, что сам сейчас смотришься со стороны куда смешнее героев "Парка Юрского периода" или "Эволюции". Но юмор ситуации оценить будет некому. Кроме разве что динозавров. Или инопланетян.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru