Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
На безрыбье и Астрахан - гений!
Дата публикации:  18 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Посмотрев с промежутком в один день новые российские фильмы "Подари мне лунный свет" и "Лавина", а также увидев с некоторым опозданием по телевизору ленты "Затворник" и "Поклонник", я убедился, что первое благоприятное в целом впечатление о картине Дмитрия Астрахана (он, как и его постоянный сценарист Олег Данилов, снял свою фамилию с титров) связано не столько с профессионализмом режиссера, сколько - с его умением делать яркое жанровое кино.

Конечно, можно заподозрить, что Астрахан вступил в конфликт с продюсерами из "НТВ-Профит" из-за того, что совсем иначе видел материал. В версии, представленной Игорем Толстуновым на премьере в московском кинотеатре "Художественный", прежде всего удивляет, что рассказываемая история почти избавлена от порой надрывного мелодраматизма, на который нет-нет да и срывался прежде Дмитрий Астрахан. Когда же он выдерживал равновесие между "мыльной оперой" и комизмом ситуаций и характеров, как это было в фильмах "Все будет хорошо" и "Перекресток", то получалось вполне приятное и увлекательное зрелище, не раздражающее из-за стилистических перехлестов и вкусовых переборов.

"Подари мне лунный свет" немножко проигрывает лишь ближе к финалу, когда драматизм супружеских отношений между известным телеведущим Сергеем Куприяновым и его женой Ириной приобретает чересчур преувеличенный характер, на грани с истерикой. А ведь до этого сюжет со случившейся изменой мужа и вполне возможным "дорожным романом" жены вполне укладывался в рамки классического водевиля, и даже приметы семейно-бытового фарса не были тут излишними.

Пожалуй, самым большим откровением этой ленты стало то, что уже умерший (увы!) Николай Еременко, оказывается, обладал так и не использованным в кино комическим талантом. Этот актер точнее и тоньше всех выстроил свою роль, снабдив ее немалой иронией по отношению к тем героям-любовникам, которых ему приходилось играть на экране и, вероятно, в жизни, поскольку Еременко всегда признавался, среди главных кумиров отечественной публики, своего рода секс-символом советского кинематографа (правда, тогда это так не называлось). Преуспевающий телеведущий, уверенный и в своей мужской неотразимости, с легкостью покоряет карьерные вершины и сердца молодых девушек. Но как только он начинает предполагать, что так же могла изменить жена, причем со случайным попутчиком в поезде, то вмиг преображается, готов забросить куда подальше перспективную работу по созданию персональной телепередачи и ведет себя как типичный ревнивый муж, ни за что не желающий расставаться с личной собственностью, то есть с дражайшей супругой. Лирические слова о его нерастраченной нежной любви к жене, возможно, покажутся надуманными - скорее тут речь может идти именно о силе привычки, долголетней привязанности к тому, с кем сроднился, а также о яростном нежелании уронить свое мужское достоинство "супруга-лидера".

Вообще, надо сказать, что мужские персонажи картины "Подари мне лунный свет" (нельзя не упомянуть, кажется, тоже впервые выступившего на комедийном поприще Владимира Гостюхина - в роли влюбившегося попутчика и, разумеется, Игоря Дмитриева в качестве острохарактерно сыгранного "свадебного адмирала") вышли куда удачнее, нежели героини. Симпатичная любовница Куприянова все-таки недопроявлена по характеру, а жена в исполнении Натальи Андрейченко хоть и включается в водевильную игру с собственным мужем, подзуживая его рассказами о своем гипотетическом "падении", тем не менее, не удерживает себя в рамках комического жанра и норовит соскользнуть в откровенную мелодраму.

Дмитрий Астрахан всегда умел учитывать массовые вкусы, порой - напрасно им потакая. А то, что он снял свою фамилию с титров, парадоксальным образом подтверждает подсознательное стремление режиссера раствориться в гуще воспроизводимой им иллюзорной действительности, которая авторства не имеет, принадлежа всем и никому отдельно. Чем не современная байка, разудалая частушка, неведомо кем сочиненный смешной анекдот?!


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Короткий, рабочий, мускулистый... /18.10/
То и дело мелькало выражение "политика государственного протекционизма", вопрос о которой станет, как утверждалось, главным вопросом грядущего съезда кинематографистов.
Екатерина Барабаш, Пианисты, пианистки, мазохисты, мазохистки... /16.10/
То, что "Лавина" - картина крупнобюджетная, бросается в глаза сразу. Герои живут в немыслимой роскоши, спят в великолепном шелковом белье, совершают долгие и бессмысленные прогулки по Парижу.
Елена Стишова, Транзит: Висбаден - Питтсбург - Кавказ /04.10/
Почему сюжет кавказского пленника стал архетипическим в русской культуре? в чем феномен культуры Кавказа и кто является ее репрезентантом в кино?
Григорий Катаев, Запах большого экрана /01.10/
Западные жанровые картины стали частью постоянного досуга россиян, частью российской психологической действительности. А российские жанровые фильмы до сих пор не стали ни тем, ни другим.
Екатерина Барабаш, Зря оторвали стрелки у часов /24.09/
Все кругом снимают авторское кино, пронизанное собственным, не всегда понятным другим, видением мира. И Наумов тоже решил попробовать
предыдущая в начало следующая
Сергей Кудрявцев
Сергей
КУДРЯВЦЕВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru