Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Набережные Челны - столица российского феминизма
Дата публикации:  24 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Феминизм в массовом сознании все еще остается понятием подозрительным, но уже, заметьте, не ругательным. И все благодаря неустанной деятельности отдельных общественных организаций и их лидеров, с истинно женским терпением внедряющих основы гендерной грамотности в наши патриархатные мозги. В Набережных Челнах вот уже десять лет активно работает объединение "Фемина", представительствующее на самых высоких уровнях международного женского движения. Приоритетное направление деятельности этой неправительственной организации - исследовательское. Лидер "Фемины" Елена Машкова - социолог, экономист, и ее научные интересы определяют горизонты коллег, чьи работы о положении и правах российских женщин имеют высокий индекс цитируемости у нас и за бугром.

Развитие образовательного и информационного направлений логически привело к созданию собственной видеостудии, где снимаются социальные ролики, а вскоре и к учреждению кино-теле-фестиваля. Только что "Фемина" провела уже Четвертого межрегиональный телефестиваль женских программ, где я имела честь возглавлять жюри. В зрительном зале попадались мужчины, лояльно настроенные по отношению то ли к феминизму, то ли к конкретным феминисткам. На одной из дискуссий самый нетерпеливый решил выяснить вопрос окончательно и обратился к залу: "Мы вам нужны или нет, в натуре?". В зале подумали и ответили в пандан: "Иногда!". Молодой человек не обиделся - он продолжал посещать просмотры и дискуссии. Вместе с женой.

Все более заметное включение сильной половины в деятельность "Фемины" - естественный результат десятилетних усилий по распространению гендерного ликбеза Елены Машковой и ее команды. Город на Каме, в советские времена гремевший на всю державу своими "Камазами", сегодня и впрямь стал столицей российского феминизма. Ни Москва, ни Питер, где после перестройки возникли и функционируют центры гендерных исследований, а именно Челны, умышленный город, мрачный плод совковой урбанистической фантазии. Но, как говорится, не красна изба углами, а своими пирогами. Телефестиваль удался по всем статьям. Впечатляло количество представленных в конкурсе работ - более 40. Когда одна за другой демонстрируются программы и телепередачи "на женскую тему", свезенные со всей Руси великой - от Твери до Улан-Уде, на тебя обрушивается совершенно новая информация. В печатных СМИ ее точно не сыщешь. Была в "Независимой" сменная полоса "Женщины", единственная на всю страну, но и ее не стало, едва главным редактором газеты стала женщина.

Географический размах телефестиваля в Челнах - заслуга "Фемины", сумевшей сделать этот телефорум не только показом - конкурсом, но и методологическим центром. Многие авторы - постоянные участницы челнинской телепанорамы.

Феминистский и гендерный дискурсы с огромным трудом пробивают стереотипизированную толщу российской ментальности, порой просто хочется руки опустить. И вдруг читаешь в газете сообщение о создании гендерной экспертизы в московской мэрии! Это же настоящая победа в борьбе за фактическое равноправие. Стало быть, не оставляйте усилий, милые леди! И заграница вам поможет. Это не дежурная шутка. Женское движение в современной России существует благодаря поддержке аккредитованных у нас зарубежных фондов (Сороса, Фонда, Макартуров и др.). Энтузиазм - вещь замечательная, но недостаточная для организации телефестиваля всероссийского масштаба. Фестиваль в Челнах до нынешнего года поддерживал Фонд Форда, за что ему особый поклон.

Что же до женской повестки дня в Российском парламенте, то ее как бы и нет вовсе. Отношение "верхов" транслируется нашими СМИ, включая газеты и ТВ. То, что на центральных каналах выдается за "женскую тему" ("Чего хочет женщина", "Женские истории"), - тиражирование махровых домостроевских штампов с участием популярных актрис и культовых фигур московской тусовки. В провинции дело обстоит иначе и лучше. Не потому, что здесь начальство такое гендерно-продвинутое. Просто в регионах другая ситуация. Политику и глобальные новости смотрят по центральным каналам. Остается ресурс для программ неполитических, а они непременно должны быть рейтинговыми. И тут женская повестка становится козырной картой. Добавьте к этому, что на региональных телестудиях под началом руководящих мужчин (начальству больше платят) работают в основном малооплачиваемые журналистки - мужчины за такие деньги не хотят работать и уходят из профессии. Вот и ответ на вопрос, почему вся конкурсная программа фестиваля была сформирована из материалов регионального телевидения. На фестивале не было ни одного (!) московского сюжета. А вот питерский - был.

Ну, а по существу - что же вдохновляющего увидела я в Набережных Челнах?

Главный итог: женская повестка дня утвердилась на региональном телевидении.

Итог второй: есть программы и передачи, которые украсили бы любой центральный канал. К примеру, цикл Инны Дмитриевой "Сильная половина" (Кемерово) или красноярская программа "Кофе вечерком", где ведущие вместе с экспертом обсуждают в интерактивном формате такую нетрадиционную для нас тему, как сексуальные домогательства на службе.

Итог третий, и его так и хочется назвать историческим. В стране, где за всю историю киноискусства не было ни одного программного феминистского проекта ("Женская роль" Ивана Дыховичного - дань эстетике, но уж никак не идеологии гендера), в начале ХХI века появились, наконец, программы, передачи и документальные фильмы, авторы которых не стесняются своих феминистических убеждений, решимости защитить женские права и убедить своих зрительниц, что эти права у них есть и даже записаны в конституции. Я имею в виду прежде блок материалов против насилия в отношении женщин. Наконец-то эта проблема вытащена на свет божий и отрефлексирована в телепередачах и даже в телемарафоне, проведенном Ижевской телестудией. На обыденность насилия в нашей жизни до сих пор реагировал разве что городской фольклор: "Если тебя насилуют, расслабься и получи удовольствие". Этот перл, заметьте, уже обозначил гендерный подход к проблеме. Насилуют и женщин, и мужчин. Сексуально и психологически. Физически и морально. А в результате - вот она, женщина - убийца, осужденная за убийство мужа, в передаче Инны Дмитриевой "Женщины и насилие". Двадцать лет молчала, скрывала мужнины побои, а однажды раз - и убила. А в другой камере - совсем молодая женщина, только жить начала. И тот же самый случай...

Самыми интересными , на мой взгляд, были секции "Женщина в региональной политике" и "Женский портрет". Здесь были сенсационные материалы. Художественно-публицистическая передача "Нотариус Галина Ахметова" С. Дмитриевой из Миасс представила историю молодой женщины, с детства страдающей церебральным параличом. Обреченная на инвалидное кресло Галина и ее родители бросили вызов судьбе, природе, социуму. Опираясь исключительно на собственные силы, на добрых людей и веру в то, что невозможное - возможно, дали Галине юридическое образование. Теперь она имеет частную нотариальную контору, преуспевает, родила двоих детей. Все это кажется чудом, хочется дополнительных аргументов, - словом, срабатывает мощный стереотип, согласно которому инвалид в нашей стране, да еще с детства, - это человек второго, а то и третьего сорта.

Само собой, к создателям передач и программ есть немало претензий по счету искусства. Это нормально. Но не отменить тот удивительный факт, что вся конкурсная программа гендерно вменяема. Женщины и мужчины показаны в разных социальных ролях, навязанных им обществом и культурной традицией, а то и взятым на себя добровольно. Как заглавная героиня екатеринбургского очерка Э. Расуловой и Р. Губина "Людмила Яковлева, водитель". Всю жизнь эта женщина водила тяжелый грузовик и автобус, и лучшей доли для себя не искала . Не скажешь про нее : " ей жить бы хотелось иначе, носить драгоценный наряд"... Зато в панораме портретов есть женщины других поколений, как героиня передачи Тверского ТВ "Писатель Ирина Крупенникова". И живет она и мыслит по-другому, без интернета и без компьютера ей жизнь не в жизнь...

Набережные Челны - Москва


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Кудрявцев, На безрыбье и Астрахан - гений! /18.10/
В версии, представленной Игорем Толстуновым на премьере в московском кинотеатре "Художественный", прежде всего удивляет, что рассказываемая история почти избавлена от порой надрывного мелодраматизма, на который нет-нет да и срывался прежде Дмитрий Астрахан.
Короткий, рабочий, мускулистый... /18.10/
То и дело мелькало выражение "политика государственного протекционизма", вопрос о которой станет, как утверждалось, главным вопросом грядущего съезда кинематографистов.
Екатерина Барабаш, Пианисты, пианистки, мазохисты, мазохистки... /16.10/
То, что "Лавина" - картина крупнобюджетная, бросается в глаза сразу. Герои живут в немыслимой роскоши, спят в великолепном шелковом белье, совершают долгие и бессмысленные прогулки по Парижу.
Елена Стишова, Транзит: Висбаден - Питтсбург - Кавказ /04.10/
Почему сюжет кавказского пленника стал архетипическим в русской культуре? в чем феномен культуры Кавказа и кто является ее репрезентантом в кино?
Григорий Катаев, Запах большого экрана /01.10/
Западные жанровые картины стали частью постоянного досуга россиян, частью российской психологической действительности. А российские жанровые фильмы до сих пор не стали ни тем, ни другим.
предыдущая в начало следующая
Елена Стишова
Елена
СТИШОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru