Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Чужие здесь не ходят
Послесловие к съезду СК России

Дата публикации:  22 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Кинообозреватели отчитались о только что прошедшем съезде российских фильмейкеров воспаленно-обличительными текстами в адрес Никиты Михалкова. За четыре года, прошедшие с момента коронования Н.С. на киноцарство в Кремлевском Дворце съездов, интонация журналистов ничуть не изменилась: сквозь разрешенный сарказм просвечивает скрытый восторг перед лучшим и талантливейшим ньюсмейкером нашей эпохи, не считая Президента страны - должность у него такая. Вопреки гневным филлипикам журналистов и сопротивлению героев-одиночек типа пламенного Эмиля Лотяну, Михалков почти единогласно был избран Председателем Союза на второй срок открытым голосованием, ибо альтернативных кандидатов на это общественное поприще не нашлось.

Одно из любимых михалковских присловий: "а барин и не знал, что холуй на него гневается" - зачеркивает все попытки прессы вразумить недемократичного лидера. Напрасны наши совершенства - Михалков идет своим путем, и никто ему не указ. Я бы его даже пожалела за бездумное расточительство драгоценной энергии - ведь недолго и обессилеть, иссякнуть творчески, если круглосуточно презирать окружающих, ближних и дальних. Что досталось ближним - это наблюдали многие. Про дальних никто и не вспомнил. Никто не возразил и даже не испытал неловкости, когда Эдуард Володарский в своей хорошо темперированной речи (зачитанной по бумажке) понес всех бывших коллег и друзей, ныне граждан независимых республик. А что? На чужой каравай рот не разевай. Будет наша расейская воля - перепадет и вам кусочек. Но только из наших рук, с барского плеча.

Виртуальный каравай - это, как вы уже догадались, приснопамятный Киноцентр, о передаче которого в собственность российскому союзу рапортовал съезду его лидер. То, что Никита Сергеевич забежал поперед паровоза и передернул карту, - и ежу понятно. Разумеется, если данный конкретный еж хочет что-то понимать. Увы, таких в зале съезда было немного, большинство предпочитало не понимать, а верить. Просто верить каждому слову, оброненному Михалковым.

Обожание вождя - этот феномен тоталитарной деспотии, явленный по прошествии десятилетия всяческих свобод, ставит много вопросов, но кое-какие отменяет. Прежде всего - вопрос о том, как обладание вышеозначенным зданием Киноцентра повлияет на судьбы рядовых членов союза. Упадет ли на них манна небесная или реки молочные в кисельных берегах разольются по Москве и Московской области, ложкой хлебай, - о меркантильных интересах ни слова не было сказано. Равно как не возникло ни у кого резонного сомнения: как же, мол, так? За отчетный период ничего не создали, не построили, не отремонтировали. Дом творчества в Болшево превратился в руину, дом в Пахре сбыли с рук по бросовой цене. Есть ли гарантия, что здание Киноцентра, попади оно в руки нынешним хозяевам, станет приносить доход, который хоть малость утяжелит тощие кошельки рядовых членов союза?

Нет такой гарантии. Зато очередная разрушительная акция заложена в действиях руководства Российского союза: под угрозой уничтожения уникальное культурное пространство, объединенное под эгидой Конфедерации Союзов кинематографистов СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии. Даже самым ярым недругам этой международной неправительственной организации - единственной, заметьте себе, что дожила до наших дней после падения империи, - даже им ясно, что на проценты, которые отсчитывает Киноцентр республиканским союзам, не пожируешь и шубу не сошьешь. Львиная доля принадлежит Российскому союзу. В полную собственность СК России Киноцентр со всей начинкой перейдет только по прошествии 40 лет. Это если по закону. Именно с законом российское руководство смириться не желает. И с помощью повсюду вхожего и везде желанного своего лидера предпринимает разного рода приватные и противозаконные попытки здание на Пресне прибрать к рукам.

Если, не дай Бог, беззаконие свершится (увы, правовой нигилизм россиян - величина постоянная), то прогноз на ближайшее будущее ясен. Здание на Пресне будет сдано в аренду до последнего закоулка, деньги за нее пойдут в первую очередь на погашение немереных долгов союза. Тут уж не до капитального строительства, не до реконструкции заброшенной собственности, не до социальной помощи членам союза. А культурное пространство, скрепленное узами конфедерации, просто перестанет существовать. Иными словами, мы открыто идем на то, что центрально-азиатское кино, сейчас куда более востребованное в киномире, чем родное российское, кино Украины, Беларуси, стран Балтии и его создатели забудут дорогу в Москву.

Когда-то Михалков-отец написал: "Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь". Сегодня с подачи Михалкова-сына российские кинематографисты отказывают от дома коллегам-художникам, которые не на шутку эту мысль разделяют и дорожат исторически сложившимися культурными связями. И этот выпад остается незамеченным, вот что удивительно. Все уперлись во внешне-материальную сторону проблемы - другие ее аспекты не попадают в поле зрения. Между тем, борьба не на жизнь, а на смерть за обладание территорией в центре Москвы происходит после глобального кризиса 11 сентября, который не только политиков заставил отказаться от стереотипов в отношении к Третьему миру, вообще - к Другому. А кинематографисты бурно аплодировали Эдуарду Володарскому, обвинившему неких коллег из ближнего зарубежья, тех, что якобы не чину берут наши кровные, в участии в антирусских демонстрациях. Имен оратор предусмотрительно не назвал. Зато образ врага в общих чертах был намечен. И ненависть к нему, аккумулированная в зале, вырвалась наружу.

На открывшемся сегодня Гражданском форуме, конечно же, в первых рядах красуется лидер СК России. Но можно ли говорить о гражданском обществе, о диалоге с властью - там, где люди подчас и не ведают, что творят, веря на слово вождю? Прошедший съезд кинематографистов продемонстрировал с пугающей убедительностью: абсолютная власть даже на ограниченном пространстве небольшого зала превращает общество в толпу, снедаемую единой мазохистской страстью - упиться созерцанием своего кумира, упасть ему, отцу родному, в ножки, облобызать край одежды.

Но толпа по крайней мере искренна в своем порыве. Чего не скажешь о вожде.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Екатерина Барабаш, Блеф /19.11/
Коротким, пожалуй, съезд был. Рабочий? Ну, в общем, не праздничный уж точно. Мускулистый? Это смотря по тому, для кого какие мускулы важнее.
Анатолий Королев, Гринуэй на чемоданах /14.11/
Машина по производству шедевров почему-то разладилась. Возможно, поэтому мэтр оказался в Москве.
Екатерина Барабаш, Нескончаемая пьеса для механического пианино /12.11/
Снимая "Механическую сюиту", Дмитрий Месхиев попросту не задавался вопросом, о чем его фильм.
Елена Стишова, Дебюты "Молодости" /02.11/
Тема насилия (физического, психологического, домашнего) то и дело возникала в фильмах конкурсного экрана, порой даже помимо авторской воли, - так жестко резонирует в начале века век минувший, "век - волкодав".
Антонина Крюкова, Очень красиво и очень длинно /30.10/
Грымов-режиссер не прочь причислить свои опусы к авторскому кино. А себя - к штучным художникам.
предыдущая в начало следующая
Елена Стишова
Елена
СТИШОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru