Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Натансон, ученик Ивана Пырьева...
Любители советского кино собрались на Васильевской

Дата публикации:  29 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В Центральном доме кинематографистов, в просторечии - Доме кино, отметили двойной юбилей режиссера, имя которого что-либо скажет немногим, хотя фильмы его видели, помнят и любят миллионы советских людей. На этой неделе отметили 80-летие со дня рождения Георгия Натансона и 60-летие его же творческой деятельности. Его не называли великим, не украшали чело его лавровыми венками, не пытались вознести на вершину Олимпа. И справедливо. Натансон - из мастеровых кино, хотя есть у него заслуги перед отечественным кинематографом, которые стоит оценить по достоинству. И вечер вышел таким, не важным напыщенными речами и высокими адресами (хотя всеобязательный ныне привет от президента Натансон, конечно, получил), но своего рода скромным портретом ушедшей эпохи. Достойным описания. О какой, впрочем, напыщенности можно говорить в связи с Натансоном, маленьким, щуплым человеком с длинным носом, который, вместо того чтобы вальяжно сидеть в своем кресле и принимать поздравления, подбегал почти к каждому, каждого обнимал и целовал...

Ученик Пырьева, Довженко, Эйзенштейна, он учился у них не за школьной партой, - с великими ему посчастливилось поработать что называется "на подхвате", у мастеров он был подмастерьем и так - на лету, на бегу - схватывал, ловил уроки мастерства. У Пырьева, прославленного советского "киноантисемита", Натансон был любимчиком, специалистом по огневым и прочим пиротехническим эффектам. К 80-м годам Натансон, кажется, так и не преуспел в киноинтригах: его новый фильм лежит и ждет своего часа на редакторских и потенциально спонсорских полках, а Пырьева он вспоминает со священным ужасом, пиететом, не зная, что плохого мог он сделать другим, что за слава такая, дурная тянется за Пырьевым.

"Шумный день" по пьесе Розова Натансон снимал вместе с Анатолием Эфросом (о нем вспоминает: "вдохновенный был человек, создавал вокруг себя необыкновенную атмосферу!"). С энтузиазмом рассказывает, как к 100-летию вождя мирового пролетариата готовил подарок - фильм "Посол Советского Союза", где роль Коллонтай он дал сыграть театральной актрисе Юлии Борисовой. Тогда, уже после того, как картина была закончена, от режиссера потребовали вырезать кадры Парада Победы (Жуков был тогда в опале), Натансон отказался - и картину не приняли. И лишь спустя два месяца по неведомым причинам ЦК позволил оставить этот финал...

Кроме знаменитых учителей, за плечами у Натансона - Госпремия, премии кинофестивалей в Венеции и Колумбии, он - народный артист России. Ведущий, оговорившись, назвал его народным артистом Советского Союза. "Я очень благодарен моим друзьям, но я - народный артист России, - ответствовал юбиляр. - Я был бы горд иметь это звание, это была великая страна, создавшая великих артистов, режиссеров".

Натансона называли "кузнецом талантов". Подобно тому, как у других великих театральных режиссеров всегда были рядом помощники, которые "разминали материал", режиссеры-педагоги, Натансон открывал для кинематографа актеров и актрис, которые потом гордо шагали, играя одну главную роль за другою. А Натансону между тем приходилось бывало месяцами доказывать, что, например, Доронина может и в кино хорошо сыграть... Мешали ему снимать пьесу Эдварда Радзинского "104 страницы про любовь", посчитав безнравственной историю, где так скоро сходятся герои, на которых режиссер прочил Александра Лазарева и ту же Татьяну Доронину...

Доронина первой вышла поприветствовать Натансона, и это была - по радости обоих - настоящая встреча на Эльбе! Так несколько лет назад счастливо они встретились на сцене горьковского МХАТа, куда Натансон поднялся, чтобы поздравить Доронину с юбилеем Художественного театра (который, помнится, два МХАТа отмечали порознь, с разницей в один день, какими-то немыслимыми принципиальными соображениями объясняя эту "существеннейшую" разницу дат). Как истинный джентльмен Натансон встал перед актрисой на колено и поцеловал руку.

Опровергая все мифы о себе, Доронина излучала тепло, добро и несла благую весть: "Я не знаю человека более чистого, более порядочного, более скромного и очень искреннего, с которым бы так приятно было работать..." У Натансона она снялась в трех картинах, в "Валентине и Валентине" - впервые, в молодом еще для театральной актрисы возрасте, - согласилась на возрастную роль нравоучительной матери. Вспоминая о поездках по стране, встречах со зрителями, Доронина рассказала, что Натансон всегда предварял показы трогательной фразой: "Наша картина - скромная", - а в Киеве добавил еще: "Я не Феллини". Это верно, хотя аналогия с Феллини неожиданно сработала сейчас: не так давно стало известно о намерении снять новую версию фильма "Еще раз про любовь", и, конечно, без согласия Натансона и с другими актерами. Точно так же собираются снять сейчас римейк феллиниевской "Дороги".

Юбилей Натансона собрал на сцене и в зале Дома кино тех, кто не только на съездах СК РФ, но и в быту, как говорится, стоит "сильно" по разные стороны баррикад. Николай Бурляев, например, тоже пришел поздравить режиссера. 13-летним мальчиком он снимался в "Ивановом детстве", раннем фильме Андрея Тарковского. Натансона направили тогда для усиления режиссерской группы. Бурляев вспомнил, как присланный на подмогу мастер не побоялся черной работы: Иван и девочка по сюжету ехали на машине под дождем, и Натансон не поленился, поднялся на лестницу и весь эпизод поливал актеров из лейки, ассистируя Тарковскому. После такого трогательного мемуара Бурляев вручил Георгию Натансону грамоту кинофорума "Золотой Орфей" "за вклад в русскую кинематографию".

92-летний Даниил Сагал пел в честь юбиляра, как всегда эффектная Наталья Дурова пришла не со змеей на груди (как уже привыкли), а с другим своим питомцем - бурой медведицей, которая (по мысли Дуровой) весьма кокетливо пародировала Машу Распутину.

После того, как от МХАТа, теперь уже - Чехова, выступила довольно представительная делегация с Ириной Мирошниченко во главе, Георгий Натансон стал вспоминать, как в четырнадцать лет впервые посмотрел в Художественном театре "Пиквикский клуб" с Булгаковым, Кторовым, Массальским. И теперь мечтает вернуть "долг": вот уже одиннадцать лет Натансон пытается приступить к съемкам фильма о Булгакове по сценарию, написанному им в соавторстве с Самуилом Алешиным. Одно время надеялся на то, что деньги найдутся под юбилей Москвы, сейчас рассчитывает на 2002-й год - год Булгакова. В задуманной им ленте "Жизнь и любовь Михаила Булгакова" действуют Ахматова, конечно, сам Булгаков, Станиславский. И много сцен придумано для Сталина, которого Натансон называет умным, хитрым, начитанным, вероломным и великим актером. (Пока же ему удалось снять трехчастный телефильм "Я вернусь", посвященный писателю и снятый на деньги, которые дал Юрий Лужкове.)

"Если будет суждено создать эту картину, я буду счастлив", - то и дело возвращался режиссер к своей любимой и пока неосуществленной идее булгаковского фильма.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Екатерина Барабаш, Где же ты, "Брат"? /23.11/
Безусловно, Данила Багров - персонаж более жизненный, чем Петя Апрель. Показать падение гораздо проще, чем восхождение.
Елена Стишова, Чужие здесь не ходят /22.11/
Российские кинематографисты отказывают от дома коллегам-художникам из других республик.
Екатерина Барабаш, Блеф /19.11/
Коротким, пожалуй, съезд был. Рабочий? Ну, в общем, не праздничный уж точно. Мускулистый? Это смотря по тому, для кого какие мускулы важнее.
Анатолий Королев, Гринуэй на чемоданах /14.11/
Машина по производству шедевров почему-то разладилась. Возможно, поэтому мэтр оказался в Москве.
Екатерина Барабаш, Нескончаемая пьеса для механического пианино /12.11/
Снимая "Механическую сюиту", Дмитрий Месхиев попросту не задавался вопросом, о чем его фильм.
предыдущая в начало следующая
Раиса Симонова
Раиса
СИМОНОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru