|
||
/ Обзоры / Кино < Вы здесь |
Жан-Марк Барр: "Просветление" будет комедией, приходите! Французский актер привез в Москву первые две части своей "Трилогии свободы" Дата публикации: 9 Января 2002 получить по E-mail версия для печати
РЖ: Это правда, что вы решили снять фильм согласно манифесту "Догмы", впервые увидев "Идиотов" на датском языке в гостях у Ларса фон Триера? Жан-Марк Барр: Да, года четыре назад Ларс позвал меня быть крестным его двойняшек, и тогда в заваленной всяким хламом подсобке, примыкающей к дому, я впервые увидел эту кассету. Чужой язык, но визуально впечатление было колоссальным. Позже я увидел "Идиотов" и "Торжество" на Каннском кинофестивале и понял, что хочу снимать свое кино. РЖ: В фильме "Слишком много плоти" правит бал нетерпимость. Для вас это болезнь общества в любые времена? Ж.Б.: Да, нетерпимость - это универсальное понятие. Поведение моего героя, Лайла, спровоцировало его соседей; его собственная свобода, отражающая их недовольство и сексуальную несвободу, привела к трагической развязке. РЖ: Ваше детство прошло в штате Иллинойс, в глубинке, где и разворачивается сюжет фильма. Похожие события происходили там? Ж.Б.: Мы снимали в деревне, где я вырос, где родился мой отец и похоронен мой дед. Конечно, отпечаток пуританских настроений, распространенных в том краю, есть и в картине. Точно такой истории не было. Для нас с Паскалем было важно суметь поработать в американской деревне с такой же степенью свободы, как это было и на улицах Парижа, на съемках "Любовников". Мы полагаем, что лишь индивидуальная свобода и может привести к свободе коллективной. РЖ: Однажды вы сказали, что ощущаете себя американцем более, нежели европейцем. вас не интересуют большие бюджеты, вы снимаете европейское по духу и форме кино. В чем же ваш американизм? Ж.Б.: Знаете, мой отец - полковник ВС США. А вообще, Америка - это европейская помойка. (Барр от души хохочет.) Я действительно хочу работать над своей "Трилогией свободы", не быть зависимым от голливудских студий, которые выдают на-гора "Шестое чувство", например, картину, которую забываешь еще во время просмотра. Но у них это большое кино. РЖ: Вы можете выделить один фильм Ларса фон Триера с вашим участием, который вам наиболее близок? Ж.Б.: "Рассекая волны". После "Европы" все вокруг говорили, какой же Ларс сухой, расчетливый художник. Я снимался и там, и там, но "Рассекая волны" - это фильм, в котором столько эмоций заложено... Это очень личная картина. РЖ: Как вы познакомились с Элоди Бушез? Ж.Б.: Мы вместе снимались в фильме "Я не хотел бы подохнуть в воскресенье". Неожиданно обратился к Элоди по-английски, она мне ответила, у нее был дивный акцент. Я тогда подумал, что у этой сексуальной девушки, француженки, так говорящей по-английски, должен быть особенный успех... В "Любовниках" Элоди с Сергеем Трифуновичем и говорят, как и их герои, на чужом им языке. РЖ: "Любовники" посвящены свободе любви, а "Слишком много плоти" - свободе сексуальности. Любовь и секс для вас чаще не совпадают? Ж.Б.: Пожалуй, да. Хотя лучшие любовные сцены в кино могут быть наполнены такой внутренней сексуальностью, на уровне осязания. Как в "Квартире" Билли Уайлдера. Или, с другой стороны, "Доктор Живаго". РЖ: Вы работали во многих картинах, так или иначе связанных с гомосексуальной тематикой. Как вы полагаете, социум все еще остро реагирует на нетрадиционные взгляды на секс? Ж.Б.: Порой гомосексуальность - только алиби, призванное выявить более важные идеи. Однажды я работал с режиссером-ливанцем, фильм "Неверные" снимался в Египте и рассказывал историю любви между египетским фундаменталистом, которого я и играл, и французским агентом. Историю, которая может случиться между двумя врагами. Лет тридцать назад общество было более нетерпимым, сейчас гомосексуализм воспринимается все же легче. Это и к лучшему. РЖ: Сексуальные сцены цифровой камерой снимать легче? Ж.Б.: Мы не допускаем фальши. В порнографии же, например, при кажущейся легкости, все искусственно, ставят свет, наводят оптику и т.д. В фильмах "Догмы" откровенные сцены не выглядят неорганично. Но это и не порно. РЖ: Недавно вы снимались в фильме "Красная сирена" с Асией Ардженто... Ж.Б.: Это будет полар по роману бельгийского писателя. Совершенно интернациональная группа подобралась. Меня этот проект и привлек тем, что я смогу выступить в этом фильме не как французский актер, но как европейский. РЖ: Какими качествами должен обладать европеец, чтобы выжить в Голливуде? Ж.Б.: Просто забыть об искусстве, считать деньги. И потерять себя. РЖ: И тогда получается "Пятый элемент" Люка Бессона? Ж.Б.: Люк - один из первых европейцев, который понял, как американцы по-настоящему делают кино. Ему это вменяют в вину, но он человек своего времени, своей эпохи. Может, эпоха ошибается? РЖ: Работу в "Голубой бездне" Вы не очень-то любите вспоминать? Ж.Б.: Конечно, я не Жак Майоль. Знаете, когда фильм вышел во Франции, был потрясающий успех, армия фанатов, культ и все прочее. Но я тогда жил в Англии, у меня уже были другие проекты. И я не хочу сниматься в индустриальном кино, хочу сниматься в свободном кино. РЖ: А вот кино новой эры, компьютерной, "Видок" вашего соотечественника, например, вас не прельщает? Ж.Б.: "Видок" был снят камерой за 90 тысяч долларов, наш фильм - камерой за 2 тысячи. Мы сняли бы пятнадцать таких "Видоков". Но мы не хотим. РЖ: Любимая картина в юности? Ж.Б.: "Альфавиль" Жан-Люка Годара. Вообще - фильмы "новой волны". То самое новое дыхание и энергетика. Дело в том, что потенциал кино безграничен, но нас все время пытаются ограничить теми нормами, которые существуют в международной индустрии, и потому сегодня мы производим все больше и больше одинаковых фильмов. Вот Герман в Голливуде точно бы не выжил, но его кино всегда привлечет думающего зрителя. Я считаю, что режиссеры интересны только тогда, когда им есть что сказать. Не ремесленники славят эту музу. РЖ: Самое неожиданное, что вы о себе читали? Ж.Б.: Газета "Монд" написала, что мы с Паскалем боремся с системой с улыбкой на устах. Мне понравилось. РЖ: Фильм третий, "Being light", о свободе мысли, месяц назад вышел во Франции, ожидаем его на будущем ММКФ. Несколько слов о нем. Ж.Б.: Это будет суперкомедия, приходите. Беседу вела Оксана Гаврюшенко поставить закладку написать отзыв
|
|
|
||