Русский Журнал / Обзоры / Кино
www.russ.ru/culture/cinema/20020114_st.html

Триумф Александра Сокурова
Кинокритики вручили кинодеятелям "Золотых Овнов"

Елена Стишова

Дата публикации:  14 Января 2002

Преимущество всего лишь в один голос сделало Александра Сокурова абсолютным победителем Национальной премии кинокритики и кинопрессы "Золотой Овен".

Когда Александр Николаевич Сокуров собственной персоной появился в похожем на самолетный ангар неуютном зале кинотеатра "Мир Кинотавра", стало абсолютно ясно, что последний тур голосования экспертов сложился в пользу "Тельца". И настолько веско, что режиссер, который уж точно не тронется с места только из-за того, что его фильм номинирован на какой-то там приз, счел необходимым приехать из Питера в Москву. Отсутствие Сергея Соловьева (7 номинаций за "Нежный возраст"!) лишь подтверждало мои догадки.

Так оно и оказалось. "Телец" выиграл в семи из десяти номинаций, причем в трех из них - Сокуров лично. Критики назвали его не только лучшим режиссером, но и лучшим оператором - ведь он сам снял "Тельца", добившись уникального свето-цветового эффекта. Приз "за лучший фильм" тоже считается режиссерским, хотя по идее вся съемочная группа подключается к нему, по крайней мере, эмоционально. "Нежному возрасту" критики отдали лишь одного "Овна" - за лучшую мужскую роль второго плана в исполнении замечательного Сергея Гармаша.

То, что элегантный "Нежный возраст" не устоит перед хтонической мощью "Тельца", было очевидно. Не столь очевидно другое: что это было идеологическое противоборство между авторским и квазиавторским кинематографом. И выиграл его не только Сокуров, но и вся российская кинокритика. Которая, кстати, обожает Киру Муратову, оказавшуюся со своими трижды номинированными "Второстепенными людьми" ("лучший фильм", "лучшая режиссура", "лучшая женская роль") аутсайдером конкурса.

Из счетной комиссии просочилась информация, что в номинации "за лучший фильм" Муратова всего лишь на 1 (!) голос отстала от Сокурова. Вряд ли триумфатор об этом знал, но, принимая главного "Овна", он заговорил о Кире Муратовой и назвал ее "великим режиссером". Его поясной поклон на сцене, как мне показалось, адресовался Кире Георгиевне, хотя она уж точно отсутствовала. Дорога из Одессы в Москву нынче не всем по карману.

Надо сказать, еще на первом туре номинации эксперты долго спорили, насколько правомерно включение фильма Муратовой в список для голосования. Фильм-то на сей раз - по деньгам кругом украинский, ни единой русской копеечки туда не вложено. И все-таки Муратову защитили те, кто во главу угла поставил не права собственника-продюсера, а моральное право художника, корнями связанного с русской культурой и снимающего на русском языке (для Муратовой именно это главное: снимать можно где угодно, но непременно на русском), представить свою работу на соискание "Золотого Овна".

Из московских номинантов самым удачливым оказался - угадайте, кто? - конечно же, последний герой - Сергей Бодров-мл., получивший премиальную статуэтку "За лучший дебют", фильм "Сестры".

"Человеком десятилетия" был объявлен продюсер "Сестер", "Братьев" и других фильмов Сергей Сельянов. Эта награда, врученная самим Марком Рудинштейном, президентом группы компаний "Кинотавр", - вне компетенции Экспертного совета. В регламенте Национальной премии кинокритики и кинопрессы пока не оговорена награда для продюсеров. Тем не менее Сергея Сельянова любят не только питерские, но и московские. Врученная ему награда окончательно перевесила чаши весов в сторону Санкт-Петербурга. Вадим Абдрашитов сострил: "Вопрос о переносе столицы в кинематографических кругах уже решен".

Вообще-то, вопрос решен давно и, похоже, навсегда. Это отдельный сюжет для отдельно текста. Оставаясь в рамках моего сюжета, не могу не поделиться одним наблюдением, пусть оно и не имеет прямого отношения к киноискусству, больше касается, извините, нравов. Когда на сцену выходили представители посольств Австрии, США и Франции, чтобы получить награды для своих соотечественников, отмеченными российскими призами (в лидерах оказались "Пианистка" Михаэля Ханеке, актеры Изабель Юппер и Райан Гослинг), они прежде всего внятно благодарили кинокритиков. За хороший вкус, за любовь к европейскому кино etc. Такие у них нравы. Что же до наших "получантов", то у меня создалось впечатление, будто не многие из них вообще врубались, что за люди отвалили им такой нехилый подарок под Старый новый год. Уж какой раз вручается Национальная премия кинопрессы, а ни одному из членов Экспертного совета так и не доверили работу "вручантов". Не по Сеньке, видно, шапка. Уж больно ювелирное это дело, требующее огромного мастерства, артистизма и общественного веса. Пустяки, что ведущие церемонию Юлия Бордовских и Михаил Ширвиндт путались, неотрепетированный и чудовищно написанный текст - и тот по бумажке читали. Зато кому-то показалось, что у них высокий рейтинг на ТВ. А нам ведь надо все время, даже в кинозале, чувствовать себя, как перед телеэкраном. Мы без этого не можем. Подсели.

В результате самый, на мой взгляд, вменяемый из всех призов, вручаемых в России за профессиональную работу в кино, оказывается каким-то странным анонимом, не имеющим ни лица, ни вывески. Или чудовищем уж до того безобразным, что общественной пользы ради лучше лика его ужасного не видеть. Никому и никогда.

В тот же вечер в том же кинозале открылся 7-й Международный кинофестиваль "Лики любви".