Русский Журнал / Обзоры / Кино
www.russ.ru/culture/cinema/20020201_ba.html

Фредди Крюгер, который погубил Россию
О новом фильме Сергея Овчарова

Екатерина Барабаш

Дата публикации:  1 Февраля 2002

Кинокомпания СТВ, благодаря которой появился на свет фильм Сергея Овчарова "Сказ про Федота-стрельца" по пьесе Леонида Филатова, раздала столько приглашений на премьеру этого фильма в Доме кино, что не хватило не только кресел и крючков в гардеробе, но и мест на ступеньках в зале. Смотреть кино, сидя на грязном полу, упершись ногами в сцену и задрав подбородок выше лба, - удовольствие с сильным привкусом мазохизма (впрочем, компания СТВ не чужда темы мазохизма - вспомним "Про уродов и людей" Алексея Балабанова).

Сергей Овчаров - единственный российский режиссер, облюбовавший для себя русский фольклор и рисующий свои лубки любовно и с фантазией. Взяв за основу своего нового фильма стихотворную пьесу Филатова, режиссер, впрочем, слегка слукавил - в том смысле, что для воплощения замысла он мог обратиться к любой русской сказке, добавить чуть-чуть политики, сдобрить перчиком узнаваемых российских реалий - и никакой Филатов тут не понадобился бы. Но у Овчарова с Филатовым давние отношения, и так сложилось.

Увлечение фольклором для Сергея Овчарова перерастает в навязчивую идею, отчего все действо воспринимаешь как пародию. А может, так и было задумано? Кто знает, кто знает...

Многие, наверное, читали пьесу Филатова. И вычитывали, как и было задумано автором, политические намеки на сегодняшние отношения народа и власти. "Утром мажу бутерброд - сразу мысль? А как народ? И икра не лезет в глотку, и компот не льется в рот". Очень мило, остроумно, актуально на все времена, для всех правителей. Леонид Филатов написал пьесу давно уже. Мягкая политическая сатира, коей насыщена сказка, актуальна по сей день. И не оттого вовсе, что произведение велико и вечно. Просто то, что высмеивает автор, есть, было и будет всегда: всегда правители живут хорошо, а простой народ - плохо, всегда народ недолюбливает власть, а власть - народ, всегда, везде и во все времена власть предержащие дурят своей пастве голову как могут. Но Овчаров доводит скромные политические аллегории до логического абсурда. Одна концовка чего стоит, когда мы видим кремлевские башни на фоне небоскребов, мимо которых пролетает вертолет. А на ближнем плане - две кобылы, одна двухголовая, другая трехногая, мыкающиеся на помойке с разбросанными бутылками из-под пепси (никак новое поколение побывало). Ну ничего не скажешь - наше время, какое оно есть, - грязное, мутантное.

Удивительное дело - на протяжении картины зрители очень мало смеются, хотя смешных эпизодов достаточно. Зрители просто не успевают. Не успевают уследить за сюжетом, не успевают "въехать" в смешные фразы, не успевают уяснить один эпизод, как ему на смену приходит другой. Нет цельной картины, фильм развален на множество эпизодов, реплик, картинок. В результате получается комикс, когда вроде бы каждая картинка связана с предыдущей, но тем не менее остается сама по себе. Одна закончилась, начинается следующая. И так далее. Поди уследи. Трудно.

Каждый эпизод сам по себе дивно хорош, актеры выкладываются, стараются по полной программе. Замечательный Царь - Андрей Мягков, органична, как всегда и везде, Ольга Волкова в роли Бабы Яги, Владимир Гостюхин в роли глупого и амбициозного Генерала купается в фольклорной стихии с радостью дитяти. Главное действующее лицо - Федот - в исполнении Константина Воробьева суетится как ошпаренный, пытаясь создать образ Федота-стрельца - Ивана-дурака-которому-как-всегда-везет. Виктор Сухоруков в роли Точавонеможетбыть с наполовину бритой головой, одним усом и отсутствием необходимых частей тела, ставший по сути ключевым персонажем, проигрывает свою роль мощно и страстно, он единственный из актеров, кто играет не только "вширь", но и "вглубь". Все стараются, как могут, создать коллективный лубок, свежий лубок, незатасканный, невиданными красками нарисованный. Краски, действительно, подчас слишком ярки, а мельтешенье на экране утомляет взор. Все это плюс невообразимая крикливость, помноженное на излишнюю балаганность, почти сводит на нет текст, и за Филатова становится чертовски обидно. Поэтому и думаю, что для Овчарова первоисточник не важен, поэтому и зрителям воспринимать происходящее на экране трудновато. Да и хорошие актеры здесь не так чтобы необходимы - играть в жанре оголтелого лубка, способен практически любой актер. Система Станиславского здесь, по меньшей мере, ни к чему, да попросту - вредна. Другое дело, что имена громкие, для проката полезно.

Есть один момент, который слегка настораживает в новой картине Овчарова. Те, кто захотят (а такие найдутся), увидят здесь ксенофобскую подоплеку, которой и в помине не было в оригинале (между прочим, и национального вопроса компания СТВ не чужда - помнится, широко и глубоко развивал тему русского превосходства тот же Алексей Балабанов в своих "Братьях"). Два "добрых молодца" Тит Кузьмич и Фрол Фомич появляются здесь пейсатыми птицами-хасидами, которые сначала морочат людям голову долларами, а потом исчезают за горизонтом. Нетрудно догадаться, где. Точавонеможетбыть, которого Федот по заданию царя нашел черт знает как далеко, приводит с собой в Россию целый выводок заокеанского, с точки зрения авторов фильма, отребья - Фредди Крюгера, Шварценеггера, длинноногих блондинистых стриптизерш. Пробравшись из Америки в Россию через специальный колодец, они разбредаются по необъятным просторам нашей Родины. После чего мы видим грязную вонючую Москву, сильно смахивающую на Нью-Йорк. Не иначе как скверна Россию погубила. Если это действительно входило в режиссерский замысел - печально. Если это пародия, то очень неаккуратная.