Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Суть гения
Итоги молодежного "Кинотавра"

Дата публикации:  23 Апреля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Итак, Третий Форум молодого кино "Дебют - Кинотавр. Короткий метр" в эту субботу был торжественно закрыт. Все призы - основные и поощрительные - раздали, и работа центра российского кино "Мир кинотавра" пошла своим чередом, спокойно и размеренно.

Всю неделю - с 12 по 20 апреля - шли конкурсные и внеконкурсные показы, в перерывах происходило обсуждение фильмов. Как говорит председатель жюри Алла Сурикова, порой члены жюри настолько расходились во мнениях, что им приходилось задерживаться до глубокой ночи. Несмотря на это, особых, шокирующих решений в отношении награждаемых вынесено не было. Всего в конкурсе участвовало 37 игровых, 8 анимационных и 27 документальных фильмов из 15 стран мира. В номинации "Анимационное кино" поощрительные призы получили мультфильмы "В новом году только хорошее, или Сон в зимнюю ночь" киевского режиссера Александра Гуньковского и "Хаш" москвича Андрея Соколова. Поездку же в Сочи на "взрослый" "Кинотавр", которая является призом основным, выиграла картина "Поэт" - опять же москвички Юлии Милехиной. Так совпало, что два "поощренных" мультика, во-первых, про Новый год, а во-вторых, красочные, веселые (правда, юморок-то добрый, черный) и выполнены приблизительно в одной и той же манере рисования. Что же касается не просто поощренного, а, собственно, награжденного "Поэта", то он является достаточно суровой и серьезной философской притчей.

Все члены жюри наперебой хвалили представленные на конкурс документальные фильмы. За актуальность, необычность и профессионализм. Алла Сурикова особенно отметила фильмы, кстати, не только документальные, но и игровые, затрагивающие военную тематику: "Они говорят о войне не так, как требуется политикам, как можно, а так, как чувствуется, хочется. От этого проявляется в полной мере весь спектр отношений молодых режиссеров к жизни". Поощрительные призы в номинации "Документальное кино" выиграли картины "Воспевая жизнь" немецких режиссеров Инесы Томсен и Вульфа Маркуса Гоппнера - за жизнеутверждающее начало в документальном кино, "Хроника реставраторов" калининградца Армена Гаспаряна - за высокую культуру изображения. А в Сочи поедут авторы фильмов "Дом, где рождаются сказки" - грузинский режиссер Вахтанг Кунцев-Габашвили, "Август" - Сергей Босенко, "Каторга" - Евгений Соломин, "Давид" - Алексей Федорченко, "Леха on line" - Евгений Григорьев, Артем Анисимов и "Леонов из Меховиц" - Андрей Мурашов.

В номинации "Игровое кино" победили короткомертажки "Боно-боно" Татьяны Киселевой, "Завтра день рождения" Ларисы Бочаровой, "Контрабас" Анны Меликян, "Восхищение/ La ravissement" парижанина Рафаэля Жакуло, "И была ночь" Елены Жигаевой, а поощрение заслужили картины "Я забыла, как это называется" Евы Беловой и "Проездом" Алексея Мизгирева.

Помимо этого, отдельно, в виде исключения, наградили и начинающую актрису Машу Шалаеву, исполнительницу главной роли в фильме "Завтра день рождения". Ей вручили поездку на фестиваль "Улыбнись, Россия", который пройдет в ноябре, а также "символический комедийный приз" - статуэтку козла, в честь того, что девушку собирались отчислять из ВГИКа. Кстати, речи в ее защиту произносятся уже на втором фестивале подряд. В первый раз Машу долго хвалили на Святой Анне - все за ту же роль.

Отметили и педагогов - Вадима Абдрашитова, Сергея Соловьева и Валерия Рубинчика.

Весьма забавно была построена организация фестиваля. Сложилось такое впечатление, что все делалось "своими и для своих", а потому достаточно небрежно. Условно-представительные ведущие, условно-украшенная сцена, условно-заполненные залы... Возможно, в какой-то мере это и создало атмосферу непринужденности, царившую даже в дни торжественных открытий-закрытий. Да, собственно, и посещался Форум по большей части студентами ВГИКа, журфака, да журналистами. На открытие и закрытие Форума для пущей важности были приглашены всевозможные голосистые певцы. И Алла Пугачева, которая, сняв парик, оказалась тоже певцом. Голосистым...

Итоги и выводы, которые, по нашей просьбе сделала Алла Сурикова, таковы. Хорошее кино начали снимать девушки - почти все призы за игровое кино забрали именно они. Подрастающее поколение "кинолюдей", как оно, впрочем, и бывает, - свободнее, раскованнее, чем нынешнее. Что же касается организации, в частности, количества дипломов, то здесь председатель жюри призналась, что хотелось бы наградить всех. Конечно, не главными призами, но хотя бы каждому номинанту выдавать какой-нибудь сертификат, удостоверение об участии в Форуме - ведь это так важно для начинающих режиссеров. К тому же и гостям заграничным, из которых мало кто получил приз, было бы приятнее уезжать домой не с пустыми руками, а допустим, с тем же сертфикатом.

Все фильмы-победители выпустят на отдельном DVD. Желающие ими насладиться смогут это сделать в ближайшее время. Что же касается остальных картин, в частности, внеконкурсных, то среди них есть несколько, заслуживающих отдельного разговора.

Итак, из внеконкурсных показов публику особо заинтересовали 2 фильма: модная и рекламируемая молодежная комедия "Займемся любовью" Дениса Евстигнеева, "Американский пирог" по-русски, - и боевик "Апрель" - приключения сироты-киллера в больнице для брошенных грудных детей.

Проблема, измучившая главного героя киноленты "Займемся любовью", студента по кличке Тюлень, - его собственная девственность. В поисках секса он бродит по общежитию, лезет на крышу, пытается снять проститутку, чуть было не уходит в армию - все без толку. "Вот он (Точило - сосед Тюленя по комнате) - мужчина, а ты - тюлень", - без умолку твердят красавицы-однокурсницы. В итоге избитый, ограбленный, остриженный налысо Тюлень находит свою любовь (!) на кафедре судебной медицины. Другие персонажи, променявшие собственные чувства на деньги, штамп в паспорте и разгульную жизнь, жестоко наказаны. Девушка Лиза с безудержным стремлением выйти замуж, абы за кого, и "вечный любовник" Толик-Точило, бывший молодой человек Лизы, никак не представляющий себя в роли мужа.

В чем-то, наверное, главная идея этой комедии сходна с идеей конкурсного короткометражного фильма "Хоровод". Режиссер, Владимир Харченко-Куликовский, продемонстрировав круговорот беспорядочных половых связей: от солдата и проститутки - до актрисы и полковника (читай: солдата и проститутки), заканчивает фильм сентенциями главы кришнаитов (?), смысл которых: цель человека - искать бога, любовь, а если главное его занятие - это поглощать пищу и заниматься сексом, то он - животное.

В итоге "Займемся любовью" станет этакой народной комедией-трагедией-мелодрамой. Астрахан для продвинутой молодежи. Здесь в жизнь простых парней и девчонок из общежития врываются киллеры, миллионеры. А вокруг - убийства, любовь и весна... Наивно. Супер.

Режиссер второго фильма, вызвавшего на фоне общего равнодушия повышенное внимание публики, "Апрель" Константин Мурзенко, ставит своих героев перед еще более жестким выбором. Без киллеров и тут не обошлось. Сироте по кличке Апрель, мелкому бандиту, из-за криминальных разборок приходится переквалифицироваться в убийцу по найму. На одной чаше весов у него деньги и более-менее спокойная жизнь, а на другой - совесть и честь, о которой все время твердит его предполагаемая жертва, неудавшийся бизнесмен, похититель младенцев. Абсурд? Похлеще хармсовского. Этот фильм даже может претендовать на роль культового. "Криминальное чтиво", "День рождения буржуя" и "Контракт со смертью" в одном лице. Самые эпатажные диалоги, увы, вырезали (часть из них в виде комиксов публиковалась в журнале "Другое кино"). Что ж, сойдет и финальная фраза: "Не знаю, сколько тебе за этих (младенцев. √ Автор.) обещали, а мне тебя за четыре штуки заказали".

Еще две киноленты могли заинтересовать уже более искушенного зрителя. Обе - экскурс в историю.

Сонька Золотая ручка вдохновила многих, ей были посвящены романы, художественные фильмы, в одном из которых ее роль исполняла Марлен Дитрих. Новая кинолента, режиссера Юлии Дамскер, была заявлена как документально-художественная. Фотографии и выдержки из биографии, судебного дела Софьи Ивановны Блювштейн перемежались с красочно снятыми историями ее преступлений. Происходящее комментировал голос за кадром, Марии Евстафьевой, исполняющей роль Соньки, слова так и не дали. Впрочем, это очень органично вливалось в общую канву фильма - имитацию немого кино. После суровых черно-белых кадров, показывающих нищее детство авантюристки и быт ее родителей, скупщиков краденного, следует роскошь подлинного антиквариата и блеск бриллиантов - антураж ограблений уже выросшей несравненной "Золотой ручки". В конце все возвращается на круги своя, последняя любовь Соньки привела ее на каторгу, где она после нескольких неудачных побегов, занялась тем же, чем промышляли и ее родители.

Накануне закрытия форума был показан фильм режиссера Андрея Осипова "Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя" об одной из самых мистических фигур символизма. Андрей Белый - гениальный поэт, пророк, антропософ, распятый Христос. Отрывки немых фильмов 10-20-х годов сменяют друг друга, рассказывая о первой любви Белого, об эмиграции, о возвращении на Родину, которой он оказался ненужен, о роковых треугольниках в его жизни: сначала Нина Перовская, Белый и Брюсов, потом Белый и Блок с женой. Поиски идеала, Прекрасной Дамы, символизирующей любовь, не увенчались успехом. На Земле идеал невозможен, здесь идеальна лишь обывательская тупость. Белого лишили практически всего, что было ему дорого, выпускали его стихи смехотворно малым тиражом и с издевательскими рецензиями, но зато, когда душа поэта, покинув тело, улетела в вечность, врачи-ученые, по приказу Сталина, препарировали его мозг - пытались отыскать суть гения, причину гениальности.

Можно сказать, что тенденции молодого российского кино форум отразил практически целиком. Прорывов века, конечно, не было, но, по крайней мере, фильмы на любой вкус и цвет присутствовали. И киноманам-любителям, и киноманам-интеллектуалам было чем поживиться. Хорошо все-таки, что ученые не нашли причины гениальности. Иначе Форума бы не было. Или плохо...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Совершенно засекреченный кинотавр /12.04/
Вне конкурса пройдет так называемый детский день, день рекламы, день клипа, а также показ полнометражных российских и зарубежных фильмов. Во главе жюри - Алла Сурикова.
Екатерина Барабаш, Зомби нашего времени /14.03/
С точки зрения жизненной философии Данила Багров был человеком сомнительной репутации с коричневым оттенком. Но вот появился герой еще более героичный.
Не может собственных Сталлоне российская земля рождать /12.03/
Сегодня я расскажу тебе веселую сказку, которую мне рассказал один человек - кинорежиссер Юрий Кара. Он назвал свою сказку совсем по-сказочному - "Я - кукла". Он, правда, хотел, чтобы это была страшная сказка, но поверь, дружок: она очень веселая и смешная.
Елена Стишова, Кинематограф, который питается "подножным кормом" жизни /27.02/
Речь идет, разумеется, не о пресловутом "отражении", а о методах обработки "сырой" реальности в художественно осмысленное произведение. Наше новое кино явно предпочитает "вареное" в качестве сценарной первоосновы, выдаваемой за реальность.
Елена Стишова, "Воскресенье", пусть и кровавое, все же лучше "Понедельника" /22.02/
Как "редкая птица долетит до середины Днепра", так и редкий зритель досидит до середины этого гиперколосса - бессмысленного и беспощадного. Речь - о картине Ильенко...
предыдущая в начало следующая
Светлана Баева
Светлана
БАЕВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru