Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Необычайные приключения итальянцев в России
Дата публикации:  1 Июля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Что ж, Московский международный кинофестиваль можно поздравить - по своей непредсказуемости он чуть-чуть приблизился к крупным мировым кинофорумам. Заодно можно позлорадствовать - московские снобы от кинокритики слегка получили по мозгам.

Мало кто мог предположить, что обладателем главного приза ММКФ станет фильм "Воскресение" Паоло и Витторио Тавиани, несмотря даже на безусловный пиетет перед живыми классиками мирового кинематографа. Пиетет пиететом, расшаркаться - оно, конечно, необходимо, но кто ж думал-то, что шаркать будут до дыр в паркете? Примерно так рассуждало если не подавляющее, то очень и очень немалое количество аккредитованных на фестивале журналистов. Вчера же днем, подводя итоги фестиваля, один уважаемый телеканал назвал "Воскресение" братьев Тавиани скучной и банальной экранизацией Толстого, перенасыщенную клюквой. Ну что ж, это тоже дело привычное: если иностранцы берутся за российскую действительность, то на клюкве поскальзываешься на каждом шагу. А если клюквы в фильме и нет (как нет ее у Тавиани), то ее надо выдумать, потому что в наше время ни с того ни с сего в сугубо реалистическом ключе экранизировать набившего со школы оскомину Толстого - по меньшей мере моветон. Крутизны - ноль, постмодернизма - ноль, с оригиналом обращаются до того бережно, что перед пацанами неудобно. Куда им до наших экранизаций Федора Михайловича - круче только сам Федор Михайлович. Одним словом, многие остались недовольны выбором жюри.

Другое дело, что главная героиня (которой, кстати, по логике можно уж было дать приз за лучшую женскую роль) в исполнении хорошей актрисы Стефании Рокка - не самое точное попадание в образ Катюши Масловой. Актриса с внешностью деспотичной женщины-вамп плохо вяжется с обликом чистой даже в грехе девушки. Возможно, и сам фильм не шедевр, но он из тех, к которым не придерешься. В нем все в меру, все вполне достойно, вполне по-толстовски. Короче, для нашего фестиваля, исповедующего официальную любовь к крепкому достойному кино, подходит как никто более.

А ведь кулуары еще за несколько дней до закрытия ММКФ заочно отдали "Золотого Георгия" Александру Рогожкину с его картиной "Кукушка", вмиг ставшей фаворитом фестиваля. Но после того как "Кукушка" получила приз ФИПРЕССИ, приз за лучшую режиссуру, а финский актер Вилле Хаапсало - приз за лучшую мужскую роль, стало ясно, что этим и кончится - соображения политкорректности не позволили отдавать все лучшее своим. Кстати, насчет "своих". Наличие в конкурсе трех отечественных картин в этом году - предмет особой гордости устроителей фестиваля. В прошлом году, мол, ни одного не было. Что верно, то верно. Не было. Верно также то, что "Кукушка" - картина действительно хорошая во всех отношениях. Но верно также и то, что "Одиночество крови" Романа Прыгунова - невнятный детский лепет насмотревшегося Хичкока и Кубрика тинейджера и еще неизвестно, стоит ли гордиться его присутствием в конкурсной программе. Верно еще и то, что "Чеховские мотивы" Киры Муратовой - фильм все же не российский, а российско-украинский, а предыдущие ее картины - так и вовсе целиком украинские. Хотя о Муратовой всегда у нас говорят как об отечественном режиссере, а о ее фильмах - как о российских. Ну, подкачало с политкорректностью, бывает.

Справедливости ради отметим, что в этом году на фестивале было что посмотреть. И хотя такого ажиотажа, какой творился в прошлом году вокруг "Пианистки" Михаэля Ханеке, в этом году не вызвала ни одна картина, все же внеконкурсная программа приятно согрела сердце. Чего не скажешь о конкурсной. Под истерические аплодисменты приехавший с многочисленным семейством в Москву Боб Рэйфелсон привез откровенную... можно сказать слово "лабуду"? Если нет - пожалуйста, придумайте синоним сами. В общем, его "Дом на Турецкой улице" оказался банальнейшим голливудским детективом с хорошими актерами Сэмюэлом Л. Джексоном и Стелланом Скарсгэрдом и слабенькой актрисой Миллой Йовович. Иранский "Зов земли" Вахида Мусаяна - о вечных проблемах и противоречиях ислама и реальной жизни - вполне актуален для Ирана, ладно скроен, но душу почти не трогает. Жаль, но почти потерялся великолепный Клаус Мария Брандауэр в длиннейшем и скучнейшем "Торжестве Эдермана", отсмотрелись и забылись большинство конкурсных картин. Среди тех, что не забудешь - сильнейшая картина гениальной Муратовой "Чеховские мотивы", обидевшая многих своей неприкрытой жестокой издевкой, "срыванием всех и всяческих масок" со всех и всяческих лиц, морд и рож. Лиц, правда, в фильме почти нет - сплошь рожи и морды. Но это - Муратова: сегодня она видит окружающих именно так, а значит, именно так и снимает. Вчера она, снимая "Второстепенных людей", смотрела на те же самые рожи с нежностью. Накинулись многие и на Кшиштофа Занусси, привезшего на фестиваль картину "Дополнение" - в каком-то смысле действительно дополнение к получившему два года назад Гран-при ММКФ фильму "Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем". Те же герои, та же сюжетная канва, только второстепенные герои стали главными и наоборот. Мучительные поиски смысла жизни, самого себя в этой жизни - тема куда какая не новая. Но Занусси, пусть и с изрядной долей занудности, преподносит эту тему необычайно честно, деликатно и с удивительной чистотой и ясностью мысли, не отягощая при этом и без того не развеселую картину лишними художественными изысками. Ну вот, а остальные фильмы, честно говоря, уже и забылись.

Зато молнией вспыхнул еще в первый день фестиваля фильм Педро Альмодовара "Поговори с ней" - пожалуй, лучший на сегодняшний день фильм испанского классика. Вроде и Альмодовар, да не тот. Несколько лет назад стало казаться, что неугомонный Педро выплеснул все свои фантазии на экран и теперь кружит среди них, пританцовывая на одном месте. "Все о моей матери" подтвердило подозрение - фантазия буйная, таланта через край, но сказать особо уже нечего. Черта с два. В фильме "Поговори с ней" перед нами - неожиданно повзрослевший в свои пятьдесят режиссер, совершенно по-новому преподнесший таинство любви.

Тончайший "Госфорд-парк" Роберта Олтмена, провокационный "Арарат" Атома Эгояна, гениально-бесхитростный "Человек без прошлого" Аки Каурисмяки, невыносимые в своей красоте "Кочевники/Птицы" Жака Перрена - вот небольшой, но изысканный букет внеконкурсного показа.

Светская жизнь на ММКФ, несмотря на нескрываемую гордость организаторов, пока еле теплится - пламя из искры еще не возгорелось. Приятно, что приехали известнейшие Холли Хантер, Жаклин Биссет, Харви Кейтел... Приятно, но душа от счастья не рвется - все ж-таки едут не за хорошим кино, не для того, чтобы пообщаться с себе подобными (в смысле - со звездами) - едут в основном за экзотикой, икрой и квасом. Впрочем, одиноких заезжих знаменитостей опять принял президент Путин. Кажется, президентские встречи с заокеанскими лицедеями приобретают регулярный характер, что почему-то очень радует Никиту Михалкова.

В заключение хочется попросить устроителей следующего фестиваля: не путайтесь в цифрах, если на фестивале аккредитовано тысяча журналистов, выделите зал для пресс-просмотров не на 250 мест, как в этом году. Право, не все любят сидеть на полу.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Опять второстепенные люди и их национальные особенности /28.06/
Кстати, Сергей Сельянов, продюсер картины, уже метит ни много ни мало на Оскара, о чем без лишней скромности заявил на пресс-конференции.
Екатерина Барабаш, Второстепенные люди по-фински /27.06/
Каннский фестиваль - что детективы Агаты Кристи: главным тут, как правило, оказывается тот, на кого меньше всего думали. "Золотую пальму" в руках Полански никто и представить себе не мог.
Кино надо смотреть в Москве /19.06/
На открытии фестиваля в к/т "Пушкинский" будет показан фильм "Восемь женщин" Ф.Озона, получивший приз Берлинского фестиваля.
Наталья Сиривля, Вялые итоги "Кинотавра" /17.06/
Кино стоит перед выбором: либо довольствоваться идеально-безопасными симулякрами, либо с огромным риском заглядывать иной раз в мутные бездны коллективного бессознательного.
Андрей Смирнов, В условиях идеологического кинематографа /10.06/
Сегодня все - вплоть до принципов драматургии и построения сценария, способа раскрытия образа, - все требует совсем других средств, чем те, которыми мы пользовались в течение жизни моего поколения.
предыдущая в начало следующая
Екатерина Барабаш
Екатерина
БАРАБАШ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru