Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Взгляд искоса
В пятницу, 9 августа, в Выборге открывается юбилейный Десятый фестиваль "Окно в Европу"

Дата публикации:  9 Августа 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Из Выборга и на Европу (если все-таки считать Европой то, что располагается за границами России), и на Россию взгляд один - искоса. И, кажется, право на такой взгляд выборгский фестиваль уже заслужил. Десятый юбилейный фестиваль "Окно в Европу" открывается в пятницу, 9 августа, и его программа - повод для зависти. Кто же позавидует? "Кинотавр", например, конкурентом которого - и весьма серьезным - становится кинофорум в Выборге. И в общем, загодя (если, конечно, в последнюю минуту кто-то из режиссеров не заартачится, не проявит характер и не снимет с показа свою картину - поскольку-де звук не тот или экран чуть сборит) этот фестиваль уже можно назвать главным в России в этом году. Всё лучшее, все лучшие. И даже не лучшие и не лучшее: от "Русского ковчега" до "Антикиллера"... Статус "подрос" еще и после того, как президентом "Окна..." стал Армен Медведев. Хоть и бывший, а все-таки киноминистр. К тому же не совсем он бывший...

Фестиваль откроется торжественным шествием гостей, без которого ни один кинофестиваль обойтись уже не может. В первый день покажут фильм Сокурова, который до того можно было увидеть только в Каннах, где картину показали в конкурсной программе (но Сокуров так ничего и не получил за свою экспериментальную работу: как известно, час сорок было снято "одним планом", безо всякого монтажа, которым так увлекались старшие коллеги Александра Сокурова). А на закрытие из Локарно подоспеет как раз "Олигарх" Павла Лунгина. "Русский ковчег" Сокурова до того успели посмотреть лишь избранные сотрудники "Эрмитажа", которым режиссер показал картину, если можно так сказать, по дружбе. Или, наоборот, по службе: поскольку эти сотрудники были задействованы в съемках фильма, помогали, принимали участие, оставались за кадром, брали на себя всю черную работу. "Олигарха" в России и вовсе не видел еще никто. Те, кому уж очень не терпелось, отправились в Локарно. Среди почти что десяти тысяч зрителей, собравшихся на открытой площадке "Пьяцца Гранде", был замечен Юлий Дубов, автор романа "Большая пайка", романа, который лег в основу сценария фильма. Дубов, к слову, - один из трех авторов сценария "Олигарха" (другие два - Лунгин и Александр Бородянский). Любопытно, что оба фильма, и Сокурова, и Лунгина, предлагают публике свой особый взгляд на историю России. У Сокурова это взгляд сквозь столетия, и это, как говорят свидетели и судьи, имперский взгляд. У Лунгина - это печальный разворот последних пятнадцати лет. Перестройка и "расстройка", блеск и нищета русской олигархии...

Между этими двумя "полюсами" - "Русским ковчегом" и "Олигархом" - "Дневник камикадзе" Дмитрия Месхиева, "Жизнь забавами полна" Петра Тодоровского, "С любовью, Лиля" Ларисы Садиловой, "Кукушка" Александра Рогожкина, "Одиночество крови" Романа Прыгунова, "Чеховские мотивы" Киры Муратовой. Кое-что можно было увидеть на недавнем Московском кинофестивале. Рогожкину кое-кто предрекал главный приз и некоторые продолжают считать, что Рогожкина обошли лишь из-за опасения наградить своего и тем самым как-то подмочить независимость ММКФ и его жюри. Первые же фильмы из только что приведенного списка - премьеры во всех смыслах, ни на одном фестивале эти ленты, кажется, еще не успели засветиться. В том числе и на Сочинском "Кинотавре". Короче говоря, с таким конкурсом как-то неприлично говорить, что в России кино не снимают или снимают плохо, от случая к случаю (и дальше - диагнозы, от летаргии до комы...), и впору как раз согласиться с официальными лицами, которые рапортуют о том, что российский кинематограф оживает (поднимается с колен, отряхивает пыль с сапог, приходит в сознание или в себя).

Говорят, что не менее любопытную программу составили для Выборга документалисты и аниматоры. Специальная программа - ретроспектива "Кинематограф в семье Ростоцких": Станислав Ростоцкий был председателем жюри фестиваля "Окно в Европу". В Выборге в этом году Владимир Молчанов покажет свой документальный фильм "Станислав Ростоцкий". Как и было обещано год назад, в этом году к основным премиям и призам добавятся два специальных: "Приз Андрея Тарковского" (за режиссерский поиск) и "Приз Саввы Кулиша", который был бессменным президентом выборгского фестиваля и умер год назад, незадолго до открытия очередного фестиваля. К слову, из добрых традиций фестиваля, к одной отношение у кинематографистов - особенно бережное: сюда, в Выборг, режиссеры с удовольствием приезжают с еще неготовым материалом, показывают фрагменты будущих фильмов, рассказывают, что будет, да как. В этом году в этой "программе" заявлен будущий фильм Сергея Соловьева "О любви" и проект Андрея Хржановского "Полтора кота". Последний посвящается Иосифу Бродскому и снимается по рисункам поэта.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Екатерина Барабаш, И зачем же ты, малина, Кончаловского сманила? /02.08/
Фильмы Китано, невероятно жестокие и кровавые, во-первых, все равно по количеству разлитой по экрану крови ни в какое сравнение не идут с последним детищем молодого Кончаловского, а во-вторых, по степени бессмысленности жестокость "Антикиллера" зашкаливает.
Марина Муратова, "В первую очередь я хочу нравиться себе самой" /26.07/
Я очень долго Чехова терпеть не могла. Сначала, в юности, обожала. Отвергла его после того, как сильно-сильно полюбила Толстого и Достоевского. Его юмор и его манера у меня вызывали неприятие. Надо сказать, что это даже как бы и сохранилось.
Антон Синеедов, Назвать по-русски /16.07/
Если театр, как говорится, начинается с вешалки, то кино - и говорить не надо - с названия фильма. Пересекая границу России, оригинальное название иностранного фильма, однако, может претерпеть мистические изменения. Поэтому фильм может начинаться с загадки.
Валентина Тоцкая, Новое телевидение /12.07/
Лето. Сплошные повторы. Экспрессия телевизионной картинки равна практически нулю. Жара. Плавится не только асфальт, но и лица энергичных телевизионщиков в кадре. Но, оказалось, и это марево способно подарить открытия, на которые реагируешь так остро и так страстно, словно смотришь их глубокой и морозной зимой.
Антон Долин, Cinema-51: Изгнание бесов /21.08/
К выходу фильма "Фанатик". Дэнни Балинт стреляет в тире в фанерных евреев, устанавливает в синагогах бомбы и оскверняет святыни. Между тем, он - еврей и, прилюдно доказывая вредоносность евреев, наедине с собой читает Тору, спасенную из разграбленной синагоги.
предыдущая в начало следующая
Марина Юрченко
Марина
ЮРЧЕНКО

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru