Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
Тема: Политическая риторика в культуре / Обзоры / Кино < Вы здесь
Сказка странствий честного депутата
"Раскаленная суббота" Александра Митты выходит в московский прокат

Дата публикации:  27 Августа 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В одном из недавних интервью Александр Митта признался, что остался недоволен фильмом (который, кстати, и принес ему зрительскую популярность) "Экипаж". Недовольство свое Митта пояснил тем, что, мол, чистота жанра была нарушена. Что если уж катастрофа - так катастрофа, если уж мелодрама - так мелодрама. А тут - смешал все в коктейль, и получилось что-то внежанровое. С чего это вдруг режиссера понесло на самокритику - непонятно. Тем более что вскоре после откровенничаний по поводу "Экипажа" автор нежнейших картин "Гори, гори, моя звезда" и "Сказка странствий" снял фильм, где смешение всех и всяческих жанров самым нахальным образом стали во главу угла.

"Раскаленная суббота" (сценарий написан Александром Миттой совместно с Зоей Кудрей, соавтором "Границы") сделана по принципу знаменитого джеромовского ирландского рагу. Или по принципу "все, что в печи, на стол мечи". Чего только не метнул Митта в кипящий котел "Раскаленной субботы"! Тут вам и дорожный триллер, и любовный треугольник, и психологические изыскания, и семейная драма. Все это он аккуратно перемешал, выдержав нужные пропорции, и в определенных дозах примерно в течение двух часов выдает зрителю.

Главный герой "Субботы" депутат Земцов (Владимир Симонов) - депутат честный. Он поддерживает малый бизнес и пытается противостоять обнаглевшему олигарху (Анатолий Кузнецов), который, как, очевидно, все олигархи, устраивает в загородном особнячище сногсшибательные оргии с проститутками, павлинами, бассейнами с шампанским и пр. У Земцова есть красивая жена Вера (Виктория Толстоганова) и симпатичнейшая шестилетняя дочка Настя (Маша Абрамишвили). В один прекрасный момент к ним в дом заваливается старинный институтский друг Иван (Алексей Гуськов), перевязанный динамитной лентой, и требует у Земцова, чтобы тот сел в машину вместе со всей семьей и вывез его, Ивана, из города. Дело в том, что Иван убил трех милиционеров и стырил двенадцать миллионов долларов. Так семья депутата становится заложником бывшего друга. По дороге выясняется, что Иван и Вера - бывшие любовники, и в самый неподходящий момент, любовь вдруг вспыхивает с новой силой.

В конце оказывается, что у Ивана совсем другая цель - он работает на Олигарха и везет семейство Земцовых к тому в загородный дом, где депутат, не выдержав всех ужасов путешествия с надинамиченным Иваном, должен подписать какие-то нужные Олигарху бумаги. Подлый друг Иван, поняв, что живыми его бывшие однокашники из особняка не уйдут, будит в себе заскорузлую совесть и, дав возможность друзьям уйти, взрывает себя вместе с особняком, Олигархом, гостями, павлинами и прочей нечистью.

В отличие от "Экипажа", новой своей работой Митта, кажется, вполне доволен. И по прошествии лет его перестало смущать смещение жанров. Фильм "держится" на жиденьком советском цементе, и ничего удивительного, что через полчаса начинает разваливаться на глазах. То, что он начнет сыпаться очень скоро, становится ясно в самом начале, когда герои только появляются на экране. Они с таким неправдоподобием играет такие неправдоподобные ситуации, что иначе как сказку про Бармалея все происходящее воспринимать нельзя. Не ходите, дети, в Африку гулять... А еще - ничего не надо скрывать от жены, а то кончится печально. Вот Земцов - до последнего момента скрывал от Веры, что они заложники у Ивана, - так чуть трупами все и не стали. А знала бы она все сразу - так подумала бы, стоит ли с супостатом любовным утехам на холодной осенней земле предаваться, а потом с мужем в самый неподходящий момент отношения выяснять. Вот уж точно - любить по-русски: сидит чета Земцовых в угнанном у братков джипе, конкретные братки на подходе, рядом с машиной стреляют, дочка неизвестно где в лесу, а тут - "я теперь знаю, ты его всю жизнь любила", "когда я выходила за тебя замуж, я думала, что буду как за каменной стеной, а оказалось...", "для тебя работа важнее семьи" - и прочая дребедень, которая в нормальной жизни нормальным людям в голову не придет.

Конечно, на фоне нашего безусого юношеского кино с большими амбициями фильм Александра Митты смотрится вполне выгодно - матерый профессиональный режиссер, знающий, в отличие от вылезших в одночасье со своими дебютами на экранами сынками, все тонкости и подводные камни своего дела. Достаточно сказать, что дорогую на первый взгляд картину Митта умудрился снять всего за 800 тысяч долларов. Но чем профессиональнее и известнее мастер, тем обиднее наблюдать, как он неловко пытается на елку сесть и штаны не порвать. "Раскаленная суббота" - фильм абсолютно советский, по всем параметрам и критериям. Герои в нем говорят и думают по-советски, психологические и сюжетные несостыки, коих великое множество, - совершенно нашего, отечественного производства, проклятые профессионалы с Голливудских холмов себе такого не позволяют. Все это похоже на сильно укороченный сериал а ля "Граница. Таежный роман" того же Митты, равно как на множество других отечественных сериалов, где одна забота: не останавливаться. Выдать на-гора сколько можно и сколько нужно, деньги отработать, от актеров хорошей игры не требовать, в психологию с ушами не влезать. Вообще ни во что особенно не влезать. Как получится, одним словом. И все было бы ничего, если бы не пытался Александр Наумович Митта своей "Раскаленной субботой" пробить брешь в плотном потоке американского кино в российском прокате. Ударим, мол, нашим по закордонному. А зачем? Хорошее кино - оно, как известно, наднациональное. Плохое, впрочем, тоже.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Политическая риторика в культуре' (архив темы):
Марат Гельман, "Я свою жизнь никогда не проектировал" /19.08/
В мире, в котором живем мы, - журналисты, деятели искусства, - есть понятие автора, того, кто придумал, сформулировал, и оно самое ценное. А в мире политики главное - воля. Дело не в том, кто написал этот закон, а в том, кто его выдвинул, кто проголосовал за него. Так и здесь. Эта работа принципиально не является публичной.
Наталья Яковенко, "Мы каждый раз выдумываем свою историю" /02.08/
Воссоединение Украины с Россией - какой это миф? Это некая особа, чье имя так и не установили, в 1954 году получила команду из ЦК КПУ, а туда позвонили из Кремля. Вызвали и сказали: "Товарищ, надо написать тезисы". Товарищ сел и написал. Но это - не миф. Миф - это, скажем, казацкая традиция.
Сергей Бирюков, (Не) могу молчать /30.07/
Д.Ольшанский тоже провоцирует. Написал статейку и смотрит - интересно, какова будет реакция, созрела публика до расстрелов и зипунов? Ну-ка, что говорят справа, слева?
Илья Смирнов, Простиллигенция /29.07/
Вопрос-то не в том, что специалист по сталинской сперме завтра напишет для Большого театра, - что будет выгодно, то и настрочит, - а в том, какие были у театра основания привлекать к сотрудничеству именно этого субъекта, а не любого прохожего, гулявшего по Театральной площади.
Наталья Серова, Образ диссидента-правозащитника в постмодернистском дискурсе /24.07/
Лепят из живых людей что-то тошнотворно-идеальное в лучших традициях большевистской пропаганды - причем делают это из рук вон плохо, бездарно, а потом сами же восстают против вымышленного образа, атакуя его еще более замшелыми стереотипами.
Екатерина Барабаш
Екатерина
БАРАБАШ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru