Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Обаятельный злодей
"Олигарх" Лунгина вышел в прокат

Дата публикации:  20 Сентября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На фильм Павла Лунгина "Олигарх", премьера которого состоялась 19 сентября в "Пушкинском", я шел с четким намерением раскритиковать сам фильм и режиссера, по предпремьерным разговорам, обеляющего образ известного российского олигарха. Но ушел я после фильма с абсолютно другим чувством. Нет, конечно, в фильме есть и свои минусы, но о них позже.

PRO

У входа в кинотеата "Пушкинский" приглашенных на премьеру встречал настоящий слон (точнее, слониха), на котором катался олигарх Платон Маковский (Владимир Машков) на праздновании своего 44-летия в подмосковной резиденции. Атмосфера и обаяние "Олигарха" (как фильма, так и самого Маковского), понятые и полностью осознанные только после сеанса, уже на входе давали о себе знать. Шумное и многолюдное фойе, наполненное запахами дорогих духов, толкалось и громко целовалось. Были заметны дефилирующие туда-сюда режиссер Кончаловский-страший, медленно попивающий кофе в компании очаровательных дам писатель-сатирик Лион Измайлов, актриса-красавица с огромным букетом роз Мария Миронова (в фильме исполняет роль любовницы Маковского) и другие.

Что нехарактерно для нашего кинематографа - в "Олигархе" фактически за каждым героем стоит его реальный, более-менее узнаваемый прототип. Например, в любовнице Маковского легко угадывается жена Березовского Елена, в герое афганской войны, безногом полковник Беленьком, - председатель Российского фонда инвалидов Афганистана, убитый в подъезде своего дома в ноябре 1994 года Михаил Лиходей, в университетском товарище и партнере по бизнесу Платона Маковского, покончившем с собой, выпрыгнув с балкона, - зам директора ЛогоВАЗа, прыгнувший с балкона при невыясненных обстоятельствах Михаил Гафт, а в ближайшем соратнике олигарха, обладающего большими связями в криминальной среде Лари, - небезызвестный Бадри Патракацишвили, бывший гендиректор ТВ-6, ныне скрывающийся в Грузии. Кстати, свою новую картину режиссер Павел Лунгин снял по роману "Большая пайка" Юлия Дубова, который до недавнего времени занимал пост заместителя директора "ЛогоВАЗа"... Именно поэтому "Олигарх" так ценен, в том числе, по признанию прототипа главного героя Бориса Березовского, и как художественный фильм, основанный на абсолютно реальных, имевших место быть в жизни событиях. Более того, ходят слухи, что многими фактами из фильма серьезно заинтересовалась Генеральная Прокуратура, чей руководитель Устинов уже через три дня после предпоказа, состоявшегося более недели назад в ЦДЛ, завел на Березовского новое уголовное дело - на сей раз по фактам хищения 2235 автомобилей "Жигули" в 1991-1992 году в Тольятти. В картине есть и сцена с "Жигулями", где особенно четко угадывается образ г-на Патракацишвили, распевающего на радостях песенку "Хава нагила..."

В то же время, несмотря на документальность, фильм "Олигарх" крайне романтичен. Я бы даже сказал, это своего рода сказка, в которой проблемы серьезного медиа- и прочая магната Бере... простите, Маковского, "разруливает" "вор в законе" Ахмет Ташкентский. Романтическая сказка, где Мерседесы с мигалками приезжают за Платоном везде, в каком бы поле он ни находился. Стоит особо отметить романтичность и некую даже "бесшабашность" главного героя, благодаря чему он смог, по словам Лунгина, "обнять, обаять весь зал". Платон Маковский пьет водку из горла, берет на таран корабль, посмевший обгонять его теплоход на Москве-реке, собственноручно расправляется из пистолета со своими главными врагами - влиятельным человеком из Администрации Президента Корецким и губернатором, в свое время выдвинутым им же на пост президента, Николаем Логовым. Собственно говоря, Маковский и спасается только потому, что за несколько минут до того, как его серебристый "мерседес" встретится с посланцами противотанкового гранатомета, Платон внезапно пересаживается в машину к понравившейся ему журналистке, с которой, по канонам жанра, проводит вместе ближайшую ночь. Как это похоже на реального Березовского! Человек не только большого ума, но и гигантской трудоспособности, Маковский делает оригинальный "бизнес по-русски", который все время совершенствуется. Этот бизнес на Западе понять нельзя - как и Россию в целом. Ну вязал Платон веники, писал заказные диссертации, торговал автомобилями. И что, с этого можно так баснословно разбогатеть? И этот иррациональный момент во, вроде бы, настолько рациональном и прагматическом человеке тоже играет в пользу романтика-олигарха. Человек, не боящийся никаких преград, с огромной волей к жизни. Недаром финальное "В Москву!" - вместо "В Шереметьево!" - говорит о том, что, несмотря ни на что, Платон останется и будет бороться до последнего. Бороться не за свои капиталы, бороться против давления новых людей во власти.

В интервью Березовского, который тот недавно дал в связи с премьерой "Олигарха" (на западе название фильма "New Russian"), первый российский олигарх, сожалея по поводу 15 не удавшихся на него покушений, несколько раз употребляет слово "Бог" и слово "Я" в одной и той же грамматической позиции. У Платона Маковского такого нет, потому что он не бог, а просто романтик.

Et CONTRA

Иногда крайне импульсивный и взбалмошный Маковский по сути распоряжается судьбой России, играючи, как в рулетку. "Президентов не выбирают, президентов делают!" - вторит магнат своему прототипу ("Дайте мне обезьяну, и я сделаю из нее президента!"). "Он будет новым президентом!" - решает он, ткнув пальцем в небо и попав на коррумпированного самодура-губернатора из Восточной Сибири(!), который впоследствии и забирает у Платона его ТВ-канал (прототип - история с "Медиа-МОСТом" и НТВ). Ошибка? Погорячился? Как расценивать такие шаги?

Кроме того, загадочное убийство напарника Маковского Мусы, который, думая, что олигарх уже мертв, под давлением согласился продать Кремлю свой контрольный пакет акций канала, осталось до конца неразгаданным. Если проследить логическую цепочку и выстроить аналогию с реальной жизнью, то никто, кроме людей Маковского, этого сделать не мог. А в таком случае получившийся итог взрывает весь миф об "обаятельном романтике-олигархе". Однако точки в этом деле Лунгин умышленно не поставил, а кроме него, на этот вопрос вряд ли кто сможет компетентно ответить.

Актер Андрей Краско, давно приевшийся телезрителю по сериалам "Менты", "Убойная сила", "Улицы разбитых фонарей", в "Олигархе" сыграл роль старого, бедного и честного следователя Шмакова, который расследует дело об убийстве Маковского. Герой, на взгляд многих критиков, лишний, так как его присутствие низводит весь "олигархический" пафос до вышеупомянутого уровня. А рассказать телезрителю историю олигарха мог бы и кто-нибудь другой.

Коммунисты теперь никогда не реабилитируют Павла Лунгина. После сцены митинга в начале фильма с разодетыми в косоворотки и старинные русские платья с мегафоном наперевес протестующим, для полного соответствия мнению о нас обывателя-американца не хватало только медведя на ошейнике, балалаек и пряников с водкой. И непременно из горла. Не прав здесь Лунгин, не прав. И сержант, который бьет неузнанного Маковского, застав его на собственной могиле с бутылкой водки, отвечает на вопрос своего друга: "За что бьешь?" концептуальной фразой: "За то, что похож!". По идее, именно эта сцена должна быть финалом картины, так как в этом самом "похож" заключена всевозможная ненависть простого русского народа, простых ребят-милиционеров, у которых родители, не исключено, на коммунистических митингах, вся злоба, которую только можно сублимировать на одного человека - Олигарха. И это было бы абсолютно оправданно в суровой российской действительности. Но Лунгин решил оставить хотя бы призрачную надежду своему маленькому идеалисту-олигарху.

Лион Измайлов, также снимавшийся в фильме, с которым мне удалось пообщаться и до и после сеанса, сказал вначале, что ожидает увидеть "крайне интересную картину", а после уверенно добавил: "Это не панегирик олигархам, но фильм о настоящей дружбе пятерых друзей, которые, будучи авантюристами, на некотором этапе добились очень многого, но из-за того, что останавливаться не хотелось, их и ошпарили". Исходя из логической цепочки сюжета, окончательным победителем в фильме остался представитель "серых воротников", выходец из органов Владимир Семаго, одно время активно поработавший на Платона Маковского, но позже перешедший на работу в ФСБ. И в этом свете его победа выглядит знаковой - тем более что уже к концу этого года должна выйти картина режиссера Дина Махаматдинова о работе спецслужб, тоже про романтическую дружбу пятерых друзей-чекистов, с названием "Мужской сезон". А вдруг это будет невольным продолжением "Олигарха"?

И только выходя вместе с толпой актеров из кинотеатра, я внезапно понял, насколько лично меня обаял Платон Маковский. Люди на улице стали казаться сошедшими только что с экрана. Переливающиеся при свете фонарей галстуки с разрывающимися от синтезированной музыки мобильниками - у кандидатов в "олигархи" справа; чуткие к каждому звуку забритые охранники из "братвы" с хоботками-рациями слева; а в центре будто бы все тот же, уже насквозь промокший, несчастный дрессированный слон. Возвращаясь домой под моросящим дождиком, когда свет проезжающих машин через призму очков кажется звездной галактикой, медленно выпуская дым от сигареты себе в глаза, я шел по мокрой улице, ожидая, когда за мной приедет золотой "Кадиллак"...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Олег Вергелис, Сладкоголосая птица из клетки /06.09/
Она - известная актриса. Но лучшее ее время все-таки в прошлом. Три фильма - "Тени забытых предков", "Ночь на Ивана Купала", "Белая птица с черной отметиной" - принесли актрисе всемирную славу.
Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, Возвращение блудного "Инопланетянина" на историческую родину /02.09/
Задолго до "Инопланетянина", тем паче - задолго до нынешнего разгула политкорректности в США, российское искусство, в том числе важнейшее из искусств - кино, ставило так потрясший американцев в фильме Спилберга вопрос о толерантности к "иным". (отзывы)
Екатерина Барабаш, Сказка странствий честного депутата /27.08/
Главный герой "Субботы" депутат Земцов - депутат честный. Он поддерживает малый бизнес и пытается противостоять обнаглевшему олигарху, который, как, очевидно, все олигархи, устраивает в загородном особняке сногсшибательные оргии с проститутками, павлинами, бассейнами с шампанским и пр.
Наталья Сиривля, Выбор Выборга /23.08/
В массе своей наши кинематографисты озабочены отнюдь не любовью. Их волнует прекрасный новый гламурный мир, выстроенный в отдельно взятых квартирах отдельно взятыми состоятельными господами. "Кино про богатых" кроится, как правило, из одной и той же блестящей материи, но фасоны разные, на любой вкус.
Марина Юрченко, Взгляд искоса /09.08/
Из Выборга и на Европу (если все-таки считать Европой то, что располагается за границами России), и на саму Россию взгляд один - искоса. И, кажется, право на такой взгляд выборгский фестиваль уже заслужил. Десятый юбилейный фестиваль "Окно в Европу" открывается в пятницу, 9 августа, и его программа - повод для зависти.
предыдущая в начало следующая
Олег Бондаренко
Олег
БОНДАРЕНКО

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru