Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
Тема: Политическая риторика в культуре / Обзоры / Кино < Вы здесь
Очень страшное кино
Три рулона текущих проблем украинского СИНЕМАтографа

Дата публикации:  18 Октября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Если у русских издревле существует только пара перманентных проблем - дураки и дороги, то у братьев-славян украинцев (в последнее время) аж четыре напасти. Помимо двух вышеобозначенных бед, третья - это укр. опозиция, которая стала профессиональной и теперь не только берет штурмом телецентры и информагенства, но и творит чудеса юриспруденции в отношении высших должностных лиц страны... А четвертое наше горе - кино. Здесь не столько политический, сколько мелодраматический аспект: уж над этой бедой точно можно обрыдаться...

1. Кадры мелькают

Ах, если бы собрать все информповоды, касающиеся злободневных гримас укркинематографа, получился бы один длиннющий, как пленка производственного объединения "Свема", информповод...

Стоп-кадр номер раз. Киностудия имени Довженко чахнет. Здесь не общие слова, а гнусная действительность. Павильоны мертвые, специалисты безработные. Кое-где ковыляют коридорами гетманы - единственные востребованные персонажи нашего текущего киномомента.

Стоп-кадр номер два. Студенты кинофакультета столичного Института имени Карпенко-Карого объявляют голодовку и забастовку. Им платят стипендии ноль целых ноль десятых. У них нет ни пленки, ни помещений, чтобы учиться снимать кино. Студенты пикетируют Минкульт. Вызывают на диалог вице-премьера по гуманитарным вопросам господина Семиноженко. Ночь напролет бушующую толпу молодежи усмиряет Анна Чмиль - глава кинодепартамента Минкульта Украины. Ремарка: студентам что-то обещают, студенты идут обратно - учиться.

Стоп-кадр номер три. На днях открывается киевский международный кинофестиваль "Молодость". Странное мероприятие, где дезорганизация правит бал, где просмотровые залы пухнут от аромата "драпа". Где главные звезды - в основном местная "туса". О радость! В эту субботу международная "Молодость" впервые за 12 лет откроется украинским фильмом. Должно быть, еще тем шедевром. В главном концертном зале страны "Украина" покажут "Богдана Хмельницкого" режиссера Николая Мащенко, который в 60-е снимал кино про Лесю Украинку, в начале 70-х - про Павку Корчагина, в конце 70-х - про революционера Овода, в середине 80-х - про загнивающих капиталистов, а в начале нового века - про мужественных украинских гетманов... Картину никто ни видел. Но уже боятся. Допущенные на закрытые просмотры говорят, что это зрелище романтично-эротичное: Хмельницкий с волосатым торсом, а его возлюбленные, прежде чем попасть на съемочную площадку, уже попали... на кастинги в модельные агентства. На "Молодость" в течение полугода сватали "Мазепу" Юрия Ильенко, который в 60-е снимал для Параджанова "Тени...", в начале 70-х "Белую птицу..." о победном шествии советской власти на Западной Украине, в 80-е снимал только свою жену, очень слабую актрису Людмилу Ефименко, а в начале нового века снял кино про многострадального отечественного гетмана и гомосексуалиста Петра I. Еще в процессе съемок Ильенко подробно рассказал украинской общественности на страницах бульварных изданий о том, что он, Ильенко, является учителем... Параджанова. А также поведал о некоторых очень пикантных взаимоотношениях с "учеником" - создателем фильмов "Цвет граната" и "Ашик-Кериб". Часть культобщественности во главе с Романом Балаяном взбунтовалась после таких заявлений. Но то ли еще было... Наступала эра "Мазепы" - фильма, который призван был составить конкуренцию "Сибирскому цирюльнику" и блокбастеру Гофмана "Огнем и мечем". "Мазепу" Ильенко впоследствии качественно "пропиарил" российский Минкульт во главе с Михаилом Швыдким. "Очень страшное кино" росчиновники не рекомендовали прокатчикам показывать широким слоям. Будто бы это зрелище, с которого уходили толпами на Берлинском кинофестивале, какой-то дистрибьютор-безумец порывался купить и запустить на всех сеансах, включая детские... С "Мазепой", кстати, отдельная беда и особый информповод. Почти год Ильенко дергают обиженные украинские режиссеры - за то, что Юрий Герасимович якобы разорил отечественный кинобюджет, не оставив собратьям по камере даже крошек на столе... Укркинопроцесс оказался парализованным, а "Мазепа" спрятанным. (Фильм до сих пор так и не показали соотечественникам, алчущим, кроме хлеба, так же - зрелищ, приправленных актуальной национальной идеологией и митинговой стихийностью). В общем, музы, к сожалению, не молчат...

2. Кадры вещают

Николай Мащенко (директор киностудии имени Довженко, режиссер фильмов "Иду к тебе", "Комиссары", "Как закалялась сталь", "Овод", "Парижская драма", "Богдан Хмельницкий"):

Наш кинематограф ни по техническому оснащению, ни по иным показателям не может равняться ни с одной страной. Сегодня украинское кино, пожалуй, самое бедное в мире. Недавно киностудию посетили кинематографисты из Словакии. Поинтересовались, сколько у нас камер. Я соврал, что три. А у нас их две, то есть две пристойные, а третью мы постоянно ремонтируем. И с этими камерами мы работаем уже 27 лет, да еще делимся с другими студиями страны. А у словаков- 15 камер. При этом они выпускают один фильм в год: "Камеры мы даем напрокат иностранным коллегам и ждем своего часа - мы верим в свой кинематограф". То есть молодое государство, которое гораздо меньше Украины, не имеющее пока своей кинопромышленности, обладает таким мощным техническим оснащением, что дает ему возможность сотрудничества с кинематографистами других стран. Как-то у нас снимали англичане, которые привезли с собой огромное количество аппаратуры. Они сказали: "В Украине выгодно снимать: здесь дешевле рабочие руки и актеры, но вот техническое оснащение..."

Юрий Ильенко (режиссер фильмов "Ночь на Ивана Купала", "Белая птица с черной отметиной", "Лесная песня. Мавка", "Лебединое озеро. Зона", "Молитва за гетмана Мазепу"):

Деньги на "Мазепу" были специально выделены Кабинетом министров. Дали 10 миллионов гривен. Денег было мало. И это, наверное, хорошо. Было бы много - построили бы украинский "Титаник" за 400 миллионов, потом утопили бы и получили нулевой художественный эффект. Был один документ о развитии украинского кино. Там было много всего, но в итоге приняли решение снять два фильма. Один - режиссер Мащенко. Телевизионный, многосерийный. Второй - про Мазепу. Повлияли тут, конечно, уже созданные соседями национальные фильмы. Они сумели на своем рынке вернуть собственного зрителя. Затраченные на "Огнем и мечом" 9 миллионов долларов вернулись за несколько месяцев. То есть зритель готов видеть себя и свою историю, свои проблемы. Богдан Ступка еще перед выборами сказал Президенту, мол, неплохо бы снять украинский фильм, подобный польскому и российскому. А Президент отвечает, конечно, хорошо бы, если бы только у нас были похожие по силе мастера и сценарии. Ступка отвечает: "Есть!" И мастера, и сценарии. И Президент мгновенно среагировал...

Владимир Савельев (режиссер фильмов "Изгой", "Капитан Фракас". Главный оппонент Ильенко и Мащенко. Последний фильм Савельева "Чингисхан" (с Богданом Ступкой в главной роли) киевские критики уже успели закатать "в асфальт" ввиду полной художественной несостоятельности):

Ориентация на многомиллионные суперпроекты сегодня представляется мне аморальной. Создавать при хроническом недофинансировании за десятки миллионов проекты о гетманах - значит выбрать все деньги и оставить киностудии страны без работы. А ведь за эти миллионы можно снять не один десяток полнометражных фильмов. У нас же получается, что один режиссер, пользуясь властью или знакомствами, обеспечивает на два-три года работой себя и свою творческую группу, а остальным приходится уходить в торговлю (таких уже много) или уезжать в другие страны. К тому же один фильм, пусть даже большой и удачный, не может заменить собой весь спектр национального кино. Один или два человека не должны представлять всю кинопрофессию, которая подыхает в замерших грязных коридорах и павильонах киностудий. К тому же суперколосс может выйти и неудачным. На мой взгляд, Юрий Ильенко и Николай Мащенко основное слово в кино уже сказали. Пора бы подумать и о будущем кино. Дать хоть какой-то шанс молодым. А ведь из тех 40-50 полноценных фильмов, которые можно было снять вместо двух-трех дорогостоящих полотен, вполне вероятно, пяток было бы очень талантливых и разновекторных...

3. Кадры решают

Ах, если бы к мозгам черепахи Тортиллы приставить ноги Курниковой, к очкам Паганеля - мускулы Шварца, а к светлой голове да подбросить побольше деньжат... Грезы такого характера вяло витают в прокисшем воздухе. Ну а если им и суждено исполниться (раз в тыщу лет), это становится эксклюзивно-планетарным событием... киностудии имени Довженко. Там собрались десятки светлых голов. Намедни им пообещали выделить 20 миллионов. На техническое переоборудование. Дают как бы аванс. С расчетом на то, что лет эдак через... несколько на широких экранах возникнут наши конкурентоспособные фильмы. "Миллионы" - конечно, абстракция. "Дают" - это еще посмотрим. "Киностудия имени Довженко" в нынешнем ее виде - черная дыра, бездонная бочка. В заводской кассе, у засаленного окошечка, работяга ставит крючковатую подпись, получая свои кровные. В еще недобитых колхозах скупой председатель выделяет свинарке и пастуху три тысячи гривен на строительство хаты. Ясно, кто в ней будет детей плодить. Нашим киношникам дают (или обещают) миллионы. Дающие, озабоченные проблемами технологической отсталости, начинают финансирование с переоборудования цехов. К примеру, у нас звуковая линейка будет обеспечена Долби-звучанием и т.п. Но кто сможет снять кино, способное обеспечить стране вместо бесславия приличную репутацию? Отбросим абстракции. Прослезимся. Узнаем, что для окончания "Хмельницкого", например, Кабмин совсем недавно выделил три миллиона гривен. А Минкульт, по некоторым версиям, перераспределил эти средства по своему усмотрению. С февраля закончена работа над тем же "Мазепой". А фильм "квасят" словно капусту в подвалах. Хотя картина, разорившая культбюджет, должна бы уже пожинать кассовые лавры. Или помогать подниматься другим довженковцам. У нас не могут (или не хотят) производить конвертируемое кино. Здесь до сих пор не разобрались, что такое "мейнстрим". Какие же могут быть претензии на кассовые сборы? Здесь не научились сочинять внятные сценарные истории. Считают, видимо, постыдным такой "низкий" жанр, как мелодрама. Последняя, между прочим, принесла Меньшову "Оскара" за "Москву". Нищий Тарантино снимал за копейки убойные короткометражки. Бедный Пазолини в грязи неореализма выращивал цветы. Примеры бесконечны. Вплоть до новейшей киноистории. Когда режиссеры второго (и третьего) мира, выгрызая монету зубами, создают шедевры... Из воздуха, пыли. И мечты. А они кивают в сторону спилбергов-кемеронов. Дайте мешок долларов - и утопим "Титаник"! Топить у нас все мастера. Сначала постройте. Прежде поднимите свои туловища и вынесите их из баров Дома кино. Пойдите к спонсору, телеолигарху. Продайте свои идеи, киногрезы. Если купят... (На беду для привлечения инвестиций в кинопроизводство нет соответствующего законодательного обеспечения.) Почти десять лет в Киевском Доме кино, как в сказке Шварца, "убивали дракона". Расправлялись с тоталитаризмом и другими "-измами". Одни истошно кричали на трибунах. Другие инертно бездельничали. Третьи молча голодали, деградируя от невостребованности. Сколько этих раздавленных пустым временем судеб?.. Страшно сказать. Но ведь отчасти и по вине самих кинематографистов (бездеятельность, выжидание, надежда на господачку), повторяя Чехова, наше кино "попало в запиндю". А поле битвы после "победы" стало принадлежать мародерам. Теперь, когда вокруг начинает бурлить кинодвижение (в России в запуске около сотни картин!), многие титулованные украинские киноперсоны, расправившись с "драконом", меняют амплуа. Они переквалифицируются в другого персонажа Шварца - "охотника" из "Обыкновенного чуда". Тот давно перестал гоняться за дичью. Он полностью отдался борьбе за признание себя "самым метким стрелком". И вот в чем вопрос: какому "стрелку" давать деньги из госсундука, если их вдруг выделят столь же щедро, как на технологическую модернизацию? Кто из этих ветеранов-охотников не промажет?

Бийма Олег Иванович? Когда-то замечательно снимал телефильмы-экранизации. На недавний День Независимости представил по телевизору нечто... "Прощание с Каиром". Говорят, на премьере в Доме кино его славили-целовали. У меня во время просмотра комок стоял в горле - от ужаса. В начале XXI века так снимать неприлично. Примитивный и спекулятивно-пафосный сценарий (Вар ищет Варвару, бандит Гога ее находит, а в это время в чернобыльском лесу...). Это не сироп даже, а прокисший "Кагор". Зная, как занят сегодня директор "Укртелефильма", я рискнул обратить его внимание на десяток-другой текущих западных (и российских) картин. Чтобы некоторые монтажные приемы, принципы подбора актеров и т.д. вернули режиссеру чувство современной киноадекватности. (Кстати, почти в унисон с "Каиром" на другом канале показали советский фильм "Такая поздняя, такая теплая осень". Изысканное режиссерское мастерство в этой, может быть, самой важной для Ивана Мыколайчука картине показалось поразительным.) Савельев Владимир? Загнал в юрту Чингисхана. И вызвал этим гомерический хохот даже у непродвинутой публики. Место действия у Савельева ограничено замкнутым пространством. Но режиссеру стоило накануне пересмотреть "Пять вечеров". Или "Без свидетелей". Где "замкнутые" квартиры были больше, чем Бородинское поле. Хочется усадить местного режиссера в кресло и заставить посмотреть "8 женщин" Озона. Там своя "юрта". Но какая динамика. Какая стильная ироничность... Украинскому кинематографу, как оказалось, доступны все батально-эпохальные жанры. А вот позарез необходимой в эпоху "компов" и постмодерна самоиронии не найдешь.

С давних пор хроническое отсутствие этого качества оставляет актуальным убийственный народный вердикт, согласно которому кино делится на плохое, очень плохое и фильмы студии Довженко. Многие (не все, конечно) наши фильмы - как атака клонов (можно и клоУнов). Они замышляются. Рождаются. Производятся. Где-то демонстрируются. Но жизни нет. Нечто мертворожденное...

Может быть, вагон госгривен стоило бы выделить Вячеславу Криштофовичу? Режиссеру во всех отношениях знаковому. Но вот прошел его сериал "Под крышами большого города". Более затянутую невнятицу трудно вообразить. Будто понятие о темпоритме аннулировано за ненадобностью. А ощущение динамики испарилось. В России это укртелекино показали на НТВ. Некоторым знаменитым актерам, надо думать, было неловко за сомнительный "копродукт". Но вот украинский телеканал "Интер" крутит древнюю агитку "Рожденная революцией". Оторваться невозможно. Хотя из каждого эпизода торчат идеологические рога и копыта. Однако сценарная выстроенность, качество съемки опять побуждают призвать нынешних мылотелепроизводителей оглянуться назад. Прав Достоевский, сказавший однажды, что без кирпичиков прошлого не построишь будущего...

Кто еще? Николай Засеев-Руденко. Недавно снял "Бабий Яр" за спонсорские деньги с Элиной Быстрицкой в главной роли, но злые языки говорят, будто Марк Рудинштейн выкупил этот фильм, чтобы его никто и никогда не увидел. Такая вот зловещая версия. Впрочем, после недавнего конъюнктурного сериала "Черная Рада" по мотивам романа Пантелеймона Кулеша вывод направшивается сам собой: даже если этому режиссеру выделить персональную камеру Феллини, взятую в аренду украинским Минкультом в Италии, вряд ли будет толк.

О "Мазепе" Юрия Ильенко лишний раз вспоминать тоскливо. Рекламный тарарам. Претензии на возрождение "национального сознания". В результате гора родила мышь. Многие авторитетные специалисты утверждают, что это не кино, а скука смертная. Только в бредовой горячке можно вообразить аншлаги на этой картине. Зато именитый режиссер без устали шокирует общественность "своеобразной" трактовкой больных исторических перипетий. На основе своего же фильма. Вырывает из контекста цитату классика русской литературы, где тот пинает царя Петра. И это, очевидно, дает ему повод представить Петра идиотом и гомосексуалистом? Но и я ведь могу процитировать письмо Мазепы всесильному фавориту Меньшикову. Несомненно "позитивный" с точки зрения Ильенко персонаж отечественной истории в этом документе настоятельно советует уничтожить... Запорожскую Сечь. Причем руками русских солдат, поскольку ему самому неудобно истреблять украинское казачество, а царские войска могут это сделать под предлогом достижения безопасности южных границ... Так и будем дергать цитаты? Или перетягивать канат в игре "кто больше матери-истории ценен"? Учителей после каждого учебного года заставляют повышать квалификацию. Потому что за 365 дней много новых знаний накапливается. У поварих и продавщиц берут мазки. Потому что они могут инфицировать потребителя. Служащие разных сфер проходят аттестацию. Поскольку время ни на миг не остановишь и рождаются, как ни странно, новые технологии. И только режиссеры студии Довженко, долгие годы не выходившие на съемочную площадку, с ходу бросаются в бой. Не боятся массовых сцен на полях гетманских сражений. Не опасаются прослыть профнепригодными... Бюджет? Прокат? Мораль? Еда сначала - нравственность потом, как сказал Брехт. Но правительству, между прочим, прежде, чем дать, стоило бы знать... Или взять... Взять расписку с некоей условной контролирующей инстанции о том, что режиссер Х или Y не забыли ввиду своей длительной безработицы (творческих мук, вынужденного простоя, хронического пьянства), что такое "крупный план". К примеру... При украинском Минкульте, в принципе, "числится" некая экспертная комиссия, которой доверено распределять госсредства на кинопроизводство. Но вот кто входит в эту комиссию - тайна за семью печатями. И неизвестно, проводит ли эта комиссия открытое голосование и публичное обсуждение проектов? Происходит ли ротация членов этой комиссии? Эта "могучая кучка" вряд ли руководствовалась хоть какими-то принципами, да и сценарии вряд ли читала, когда распределяла деньги на заведомо провальные проекты наподобие "Чингисхана".

Той комиссии надо бы ужаснуться, что нынче в Украине реально нет "среднего звена" режиссеров. Тех, кому 35-40. Самого активного творческого возраста, который продуктивно плодородит на "Мосфильме" (не говоря уж о дальней загранице). У нас даже в проекте не намечаются хотя бы клоны Балабанова, Файзиева, Рогожкина. Об импортных и вовсе лучше скромно умолчать. Был Матешко, нашумевший смотрибельным "Буржуем", да и тот недавно снял невнятную экологическую многосерийку. А затем уехал за Роднянским в Москву, на СТС. Алена Демьяненко, Дмитрий Томашпольский, Владимир Тихий - милые люди. Но заявляют они о себе так робко... И вряд ли в ближайшее время смогут с кем-то конкурировать хотя бы в СНГ. Сергей Маслобойщиков - человек талантливый. Правда, на кассовые лавры, по-моему, не претендует. Он окопался в своей элитарной келье, прислушиваясь к шуму ветра. Хотя вокруг только пули свистят по степи. Других - потенциально конкурентоспособных - кинопроизводителей нет по разным причинам. Давно выскользнувший из среднего возраста Олег Фиалко так вошел в образ чиновника (рядом с Быструшкиным), что никак не может из него выйти даже после отставки. Роман Балаян увлечен продюсированием. Тоже прибыльное дело... Вот так и получается: кто-то уехал, кто-то спился. Кто-то еще не родился. А кто-то переродился... Сотням выпускников кинофака хочется крикнуть: "Ау, где ж вы прячетесь, фанаты и возрожденцы украинского кино?!" Робкое эхо ответа, может быть, раздастся из недр компаний, где 30-40-летние умело ваяют клипы для крикливых звезд эстрады. Между прочим, качественно снимают. В рекламную отрасль, в шоу-бизнес ушли многие пока молодые и способные выпускники киевского кинофакультета. Александр Итыгилов что-то "сооружает" из жизни редакции журнала "Мод". Максим Паперник и Виктор Придувалов снимают клипы. Татьяна Магар, Виктор Приходько, Сергей Буковский сидят над своими новыми сценариями и, должно быть, надеются, что найдется когда-нибудь спонсор. Наверное, они рвутся на широкий экран. И, очевидно, ворочаются по ночам, мечтая найти (деньги), доказать (могу снять), создать что-нибудь достойное. А самый юный киновозраст если и выпускается сегодня украинским кинофакультетом, то выводок этот летит куда угодно. Кроме довженковских павильонов. Молодые ищут, где глубже и дороже. Продают себя там, где есть рынок. А здесь остается все тот же штатный список "стариков". Они по-прежнему ждут миллионов. И "идут в бой". От винта!


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Политическая риторика в культуре' (архив темы):
Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, Возвращение блудного "Инопланетянина" на историческую родину /02.09/
Задолго до "Инопланетянина", тем паче - задолго до нынешнего разгула политкорректности в США, российское искусство, в том числе важнейшее из искусств - кино, ставило так потрясший американцев в фильме Спилберга вопрос о толерантности к "иным". (отзывы)
Екатерина Барабаш, Сказка странствий честного депутата /27.08/
Главный герой "Субботы" депутат Земцов - депутат честный. Он поддерживает малый бизнес и пытается противостоять обнаглевшему олигарху, который, как, очевидно, все олигархи, устраивает в загородном особняке сногсшибательные оргии с проститутками, павлинами, бассейнами с шампанским и пр.
Марат Гельман, "Я свою жизнь никогда не проектировал" /19.08/
В мире, в котором живем мы, - журналисты, деятели искусства, - есть понятие автора, того, кто придумал, сформулировал, и оно самое ценное. А в мире политики главное - воля. Дело не в том, кто написал этот закон, а в том, кто его выдвинул, кто проголосовал за него. Так и здесь. Эта работа принципиально не является публичной.
Наталья Яковенко, "Мы каждый раз выдумываем свою историю" /02.08/
Воссоединение Украины с Россией - какой это миф? Это некая особа, чье имя так и не установили, в 1954 году получила команду из ЦК КПУ, а туда позвонили из Кремля. Вызвали и сказали: "Товарищ, надо написать тезисы". Товарищ сел и написал. Но это - не миф. Миф - это, скажем, казацкая традиция.
Сергей Бирюков, (Не) могу молчать /30.07/
Д.Ольшанский тоже провоцирует. Написал статейку и смотрит - интересно, какова будет реакция, созрела публика до расстрелов и зипунов? Ну-ка, что говорят справа, слева?
Олег Вергелис
Олег
ВЕРГЕЛИС

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru