Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Берлин-53: герои и фейерверки
Дата публикации:  10 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

53-е Берлинале началось во всем великолепии на Потсдамер-плаце, с его немыслимо футуристическими мультиплексами, тотальной иллюминацией, восторженным воем публики, лицезреющей ежевечерние проходы кинозвезд в Берлинский дворец.

Десятидневный марафон предварил гламурный фейерверк - специальный показ свежей киноадаптации мюзикла "Чикаго". Бродвейская феерия на экране воспроизведена ладно, Ричард Гир, Кетрин Зета-Джонс и Рени Зелльвегер трудятся из всех сил. Однако и по форме, и по содержанию "Чикаго" - чистейшая бутафория, удобоваримый аттракцион, по своим приемам вторичный относительно и "Кабаре" Боба Фосса, и криминальных голливудских комедий, и даже "Танцующей в темноте" Ларса фон Триера.

Впрочем, гурманы внакладе не остались. В рамках ретроспективы Фридриха Вильгельма Мурнау был продемонстрирован поздний шедевр режиссера "Табу" (1931 г.) - авторский вариант, не затронутый правкой студии "Парамаунт", которая основательно откорректировала ленту перед выходом ее в прокат. Изысканная черно-белая лав-стори, перерастающая в величественную драму, стала настоящим открытием, подтвердив, между прочим, что с появлением звука и цвета из кинематографа ушла толика волшебства, особого очарования.

Во всяком случае, последовавшие затем три дня конкурсных показов (вкупе с обширными Панорамой и 33-м Форумом) причин для восторгов не дали. И активно раскручиваемый, но, по сути, бесцветный и вялый "Солярис" Стивена Содерберга, и массивный "Герой" Чжана Имоу явили торжество мейнстрима, настолько же всепроникающее, насколько и безнадежное. Причем в случае с Имоу тупик ощущается особенно остро. Дело даже не в том, что автор утонченных и страстных картин, наподобие "Зажги красный фонарь" или "Красный гаолян", превратил свой новый фильм в набор акробатических трюков, разбавленных рассуждениями о долге и самопожертвовании. Имоу воспел славу власти и героизму во имя власти, развернул на 180 градусов смысловой вектор своих более ранних фильмов. Теперь у него стены не давят людей, лишая их разума, но становятся сами по себе смыслом и воплощенным разумом правителя, а молодость добровольно приносит себя в жертву сословным, иерархическим идеалам - столь губительным для молодых героев "Красного фонаря" или "Шанхайской истории". Так или иначе, внутренняя "эрозия" великого мастера, прикрытая, несомненно, виртуозным мастерством - тема для отдельного разговора.

Исчерпанность, некая усталость почерка ощущается и в новом фильме Алана Паркера "Жизнь Девида Гейла". Режиссер "Птички" и "Полуночного экспресса" после продолжительного затишья попытался напомнить о себе ни много ни мало - политической драмой. Однако фильм, повествующий о злоключениях и самопожертвовании активиста борьбы против смертной казни, совершенно провален по сценарию. Не помогает даже разнообразный, как всегда, Кевин Спейси. Коллизия с двойным самоубийством двух неутомимых борцов против экзекуций выглядит высосанной из пальца. А попытка компенсировать недочеты невероятно пафосным финалом также не удается: зал в массе своей остается равнодушен.

Судя по всему, поветрие злободневности охватило многих. Честным по замыслу, качественным по исполнению выглядит "В этом мире" Майкла Винтерботтома. Роуд-муви о паре друзей-афганцев, пробирающихся через половину Евразии до Великобритании, стилизована под документальную драму. Пресловутая "прыгающая камера" выглядит здесь вполне естественным, не нарочитым приемом. В фильме есть ритм путешествия, размеренного бега пыльных пустынь за окном очередного грузовика, равно как и сочувствие к катастрофической судьбе тех, кого пресса привычно именует нелегалами.

На фоне более-менее искренних интенций Паркера и Винтерботтома значительно проигрывает Спайка Джонз, в свое время удививший мир фантасмагорической мелодрамой "Быть Джоном Малковичем". Его новое творение - "Адаптация", постоянно отсылающее к тому же "Малковичу", представляется претенциозным и малоинтересным. Метания неудачливого закомплексованного сценариста (Николас Кейдж) - самодостаточны в худшем смысле, ничем не "цепляют" как критиков, так и менее искушенную публику.

Пока что настоящим лидером конкурса остается другая интеллектуальная драма - "Часы" Стивена Долдри - картина с очень изобретательной композиционной структурой и необычной Николь Кидман в роли писательницы Вирджинии Вульф. Повествование ведется сразу в трех временных планах. Жизнь и тексты Вульф причудливо переплетаются с судьбами двух других женщин из прошлого и наших дней. В некотором роде, героини Джулиан Мур и Мэрил Стрип становятся персонажами уже написанного Вульф романа. Их часы, их время начинают резонировать с временем писательницы; однако только последняя подтверждает ход времени своей жизнью. Изъян у фильма только один, возможно, и не слишком существенный для жюри: все основные достоинства "Часов" - сугубо литературные, сценарные, вне поля действия сугубо кинематографического языка.

И еще один сценарий снискал особенный успех - скорее у немецкой части аудитории. "Прощай, Ленин!" (одну из ролей в нем сыграла Чулпан Хаматова) - это сентиментальное путешествие в социалистическое прошлое Восточной Германии, смешное и трогательное прощание с безвременно ушедшей ГДР, страной пионеров и космонавта Зигмунда Йена... Наверняка чувства немцев в зале разделили и многие журналисты из бывшего СССР - но отнюдь не только из-за ностальгии. Ведь такое кино очень не помешало бы всем нам - дабы так же расстаться с прошлым, смеясь, но без злобы и надрыва.

Ныне Берлинале вступает в свою самую активную стадию. В Доме мировых культур стартовал Лагерь талантов - собрание молодых кинематографистов. Уже в ближайшие два дня должны объявить победителей короткометражного конкурса. Впереди премьеры новых лент Клода Шаброля, Патриса Шеро и Спайка Ли.

Берлин


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Кузнецов, Белые Столбы: работа времени /07.02/
Концерт Юлия Кима стал одним из главных событий фестиваля "Белые Столбы", саккумулировавшим его скрытые смыслы. Слово "никогда", завершающее песню Кима, имеет отношение не только к тем, чьи смерти отмечаются на фестивале каждый год. Просто в Госфильмофонде лучше понимаешь, что каждый акт смотрения кино есть акт прощания.
Наталья Сиривля, Нерасшифрованная реальность /05.02/
В Белых столбах закончился Фестиваль архивного кино, отмеченный на сей раз чертами некоторой усталости и кризиса: видимо, мы перешли рубеж, за которым идеологические мифы, питавшие историю ХХ века, исчерпали свою энергетику. И в эпоху идеологической усталости запечатленная на пленку история стала "вещью в себе".
Сергей Кузнецов, Твердыня /31.01/
На "Две крепости" я шел без завышенных ожиданий. На 15-й минуте я подумал: будь мне 10 лет, - я бы сошел с ума от счастья. На сцене, где умирающий Арагорн превращается в могильный памятник, я сказал "Ах!". Потом забыл, что мне не десять лет. Когда зажегся свет, я испытал разочарование и злость - почему надо ждать продолжения еще год?
Дмитрий Десятерик, Альберт и его камера /09.01/
Альберт Майзелс приезжает в послеcталинcкий Советский Союз снимать фильм о психиатрических больницах. В 1964-м делает первую ленту о "Битлз". В 1969-м снимает фильм "Gimme Shelter" о печально знаменитом турне "Роллинг Стоунз", навсегда прославивший Майзелса. Его визит стал центральным событием 32-го киевского кинофестиваля "Молодость".
Наталья Самутина, Мудрость Иоселиани /11.12/
В кинотеатрах "Ролан" и "Пять звезд" можно посмотреть последний фильм Отара Иоселиани "Утро понедельника". Это название и связанные с ним ассоциации не должны отпугивать - фильм не о тошноте городского утра, не о рутине, не о работе на химическом заводе и бегстве в Венецию. Фильм о легкости всего этого, позволяющей окликнуть жизнь по имени.
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Десятерик
Дмитрий
ДЕСЯТЕРИК
d-dmytro@i.com.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru