Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Берлинале-53: мигранты, гомосексуалы и Медведь за "Трамвай"
Дата публикации:  17 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

До объявления победителей на 53-м Берлинском кинофестивале осталось немногим более двух дней, а между тем серьезных претендентов на Золотого медведя в конкурсе пока что не видать.

Наибольшим разочарованием здесь, конечно, стал "Его брат" Патриса Шеро. Картина, на которую возлагали весьма серьезные надежды, на поверку оказалась тягучей, невыносимо многословной семейной драмой. При всем том, что Шеро максимально старается разнообразить течение фильма композиционными экспериментами, ощущается неопределенность в сценарии. Повесть про двух братьев, один из которых страдает от неизлечимой болезни, лишена как необходимой в таких случаях юмористической разрядки, так и по-настоящему серьезных, сильных страстей. Это действительно кино о долгой болезни - столь же тяжелое, монотонное, утомляющее.

Диаметральная противоположность - показанный на несколько часов позже в тот же день мюзикл "Да, сестра, нет, сестра" (режиссер - Питер Крамер, Нидерланды). Но смотреть это пустое содержательно, китчевое по форме, вдобавок плохо выполненное зрелище, на самом деле, столь же скучно, как и архисерьезного рефлексирующего Шеро. Тем более на фоне отнюдь не наилучшего, но, в любом случае, мастерски сделанного "Чикаго", открывавшего фестиваль.

Заданная Майклом Винтерботтомом ("В этом мире") в первые дни тема нелегальной миграции получила продолжение в картине немецкого режиссера Ганса-Кристиана Шмида "Distant lights". Для русскоязычной аудитории фильм интересен тем, что несколько эпизодов в нем исполняют молодые российские артисты (наиболее известен из них Иван Шведов). К сожалению, задавшись, несомненно, острой проблемой, Шмида ограничился рамками сугубо злободневного высказывания. Его фильм - это несколько не связанных сюжетно, но тематически единых историй. Ни одна из них не выходит на действительно сильный драматический уровень. Каждый раз - прямолинейно отыгранная констатация: доля мигранта нелегка, и не только его, но и тех, кто с ним так или иначе связан. Старадают нелегалы - страдают и люди, которые пытаются им помочь. Все продается и покупается, все моральные устои разрушены, однако кто об этом не знает? Что сверх этого, какова внутренняя жизнь этих людей, какие "огни" ослепили их? Ученически старательное разжевывание ответов дает возможность оставить в стороне дейстивтельно значимые вопросы. "Spare parts" словенца Дамиана Козоле также касается темы мигрантов, но как бы с внешней стороны - показаны ежедневные будни тех, кто перевозит нелегалов в Италию. Ничто человечекое, судя по фильму, этой, в общем-то, беспринципной братии не чуждо.

Кроме социальной, традиционно сильно представлена гомосексуальная тематика. Причем не только в рамках соответствующей гей-лесбийской секции "Тедди". В картине Шеро один из братьев - гомосексуал; "Да, сестра, нет, сестра" стилистически - гомосексуальный кич. В специальной Панораме большое внимание привлек израильский "Йосси и Джаггер" - мелодрама о любви двух солдат на отдаленном блокпосту, по всем составным (вплоть до прыгающей камеры) похожая на "Покажи мне любовь" Мудиссона. Малобюджетно - на грани любительства - сделан "Старый завет" Куи Зена, интересный только тем, что это первый гей-фильм, снятый в континентальном, коммунистическом Китае.

Если же говорить об итогах фестиваля, то промежуточный финиш уже произошел: объявлены победители короткометражного конкурса. На украинской улице праздник: вместе с аргентинкой Люсией Седрон (драматическая новелла "In absentia") Серебряного медведя дали студенту Киевского кинофакультета Степану Ковалю за смешной пластилиновый мульфильм "Шел трамвай #9". А вне конкуренции - Золотой медведь плюс спецпремия Европейской киноакадемии - оказался словенец Стефан Арсениевич. Пятнадцатиминутный фильм "(А) torsion" - очень трогательная история о том, как, под бомбежками, профессиональные хористы помогают беременной корове разродиться. Равнодушным этот фильм, можно сказать с полной уверенностью, не оставил никого.

А наиболее сильное впечатление осталось все-таки вне конкурса. Новый фильм автора "Итальянского для начинающих" датчанки Лоны Шериг - "Вилбур хочет покончить с собой" - очень точно сделанное интеллигентное кино с прекрасными актерскими работами. Рассказывать об этом фильме второпях нет смысла; остается лишь сожалеть, что он не участвует в призовом забеге.

Пока же в группе фаворитов без изменений - в симпатиях как прессы, так и публики, лидируют мейнстримовые "Герой" Чжана Имоу и "Часы" Стивена Долдри.

Берлин


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Десятерик, Берлин-53: герои и фейерверки /10.02/
Три дня конкурсных показов причин для восторгов не дали. И "Солярис" Стивена Содерберга, и массивный "Герой" Чжана Имоу явили торжество мейнстрима, настолько же всепроникающее, насколько и безнадежное. Исчерпанность ощущается и в новом фильме Алана Паркера "Жизнь Девида Гейла". Пока настоящим лидером конкурса остаются "Часы".
Сергей Кузнецов, Белые Столбы: работа времени /07.02/
Концерт Юлия Кима стал одним из главных событий фестиваля "Белые Столбы", саккумулировавшим его скрытые смыслы. Слово "никогда", завершающее песню Кима, имеет отношение не только к тем, чьи смерти отмечаются на фестивале каждый год. Просто в Госфильмофонде лучше понимаешь, что каждый акт смотрения кино есть акт прощания.
Наталья Сиривля, Нерасшифрованная реальность /05.02/
В Белых столбах закончился Фестиваль архивного кино, отмеченный на сей раз чертами некоторой усталости и кризиса: видимо, мы перешли рубеж, за которым идеологические мифы, питавшие историю ХХ века, исчерпали свою энергетику. И в эпоху идеологической усталости запечатленная на пленку история стала "вещью в себе".
Сергей Кузнецов, Твердыня /31.01/
На "Две крепости" я шел без завышенных ожиданий. На 15-й минуте я подумал: будь мне 10 лет, - я бы сошел с ума от счастья. На сцене, где умирающий Арагорн превращается в могильный памятник, я сказал "Ах!". Потом забыл, что мне не десять лет. Когда зажегся свет, я испытал разочарование и злость - почему надо ждать продолжения еще год?
Дмитрий Десятерик, Альберт и его камера /09.01/
Альберт Майзелс приезжает в послеcталинcкий Советский Союз снимать фильм о психиатрических больницах. В 1964-м делает первую ленту о "Битлз". В 1969-м снимает фильм "Gimme Shelter" о печально знаменитом турне "Роллинг Стоунз", навсегда прославивший Майзелса. Его визит стал центральным событием 32-го киевского кинофестиваля "Молодость".
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Десятерик
Дмитрий
ДЕСЯТЕРИК
d-dmytro@i.com.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru