Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Пресный лавр
Дата публикации:  18 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Победители Берлинале-53 объявлены; состязание за разнокалиберных Медведей завершилось. Нельзя сказать, чтоб объявленные главным жюри (председатель - Атом Эгоян) результаты вызвали интенсивную реакцию, возмущенную либо восторженную. Но чувство недоумения у многих было.

И не более. Поскольку для сильных эмоций требуется соответствующий раздражитель, намного более мощный, нежели все - без исключения - картины нынешнего Берлинского конкурса. Проблема даже не в том, что не оправдали себя признанные мэтры, повелители кинематографа из старших поколений - Клод Шаброль, Чжан Имоу, Патрис Шеро. Просто не произошло ничего, что бы нарушило вялое течение фестиваля, как-то заострило его драматургию (если таковая вообще предполагалась), заставило судачить публику и прессу. Ни фильма-события, ни даже завалящего скандала. Пресный лозунг всего Берлинале - "В сторону терпимости" - в первую очередь и воплотился в самом подборе конкурсантов, вернее, в том терпении, с которым публика - и профессиональная, и обычная - проглатывала километры изображения, пораженного безнадежной энтропией.

Совершенно по-иному дела обстояли в номинации, традиционно находящейся на обочине крупных кинофорумов, - короткометражном конкурсе. Здесь участвовало множество отличных, остроумных работ, и определить фаворитов было сложно. Победил словенский "(А) Torsion". Стефану Арсениевичу дали Золотого медведя и приз Евроакадемии (2000 евро) за красивую, волнующую историю о том, как ансамбль хористов, под бомбежкой, помогает разродиться беременной корове. А малого Серебряного медведя разделили антитоталитарная драма "В отсутствии" (режиссер - Люсия Седрон, Аргентина) и, что особенно приятно, "Шел трамвай #9" - чудная пластилиновая анимация киевлянина Степана Коваля.

В полном метре интрига все-таки имелась. Пресса выдала наиболее высокие авансы "Часам" Стивена Долдри - профессионально сделанной, композиционно изобретательной кинодраме о жизни Вирджинии Вульф, с великолепной триадой в главных ролях - Джулианна Мур, Николь Кидман (в роли самой писательницы) и Мерил Стрип, плюс Эд Харрис в запоминающемся "втором плане". За насыщенность звездами картину полюбил и массовый зритель. Конкуренцию ей могла составить "Адаптация" Спайка Джоунзи - история про творческие и любовные метания сценариста предыдущего фильма Джоунзи "Быть Джоном Малковичем" - Чарли Кауфмана. На сей раз, впрочем, Каупфмана играл не сам писатель, но Николас Кейдж, которому заодно пришлось раздвоиться на рефлексирующего сценариста и его удачливого брата-близнеца. И наконец, многим понравился костюмированный колосс "Герой" - последняя картина Чжана Имоу, одного из лучших китайских режиссеров, перешедшего от утонченных психологических драм к кровопролитному эпосу.

Ситуация складывалась странная - за главный приз состязались два американских фильма и картина Имоу, также сделанная с расчетом на американскую аудиторию, с участием студии "Мирамакс" и уже, кстати, выдвинутая на "Оскара".

Однако решения жюри стали для большинства наблюдателей полной неожиданностью. Конечно, всем сестрам раздали по серьгам. Имоу получил компромиссный приз имени основателя Берлинале Альфреда Бауера - "за особую инновацию". Стоит вспомнить, что Имоу в свое время был обласкан именно в столице Германии - его дебют "Красный гаолян" получил Золотого медведя. Другого берлинского любимца, Патриса Шеро (позапрошлогоднее "золото" за "Интимность"), тоже не забыли, вручив Серебряного Медведя за режиссуру тягучей, местами попросту скучной мелодрамы "Его брат". В параллель "Герою" отметили и другой китайский фильм, абсолютно противоположный и по интенциям, и по выполнению - остросоциальный "Слепой штрек". Ли Янгу, не многим более молодому, нежели Имоу, дали Серебряного Медведя за художественный вклад в качестве режиссера и сценариста.

А вот нынешний Золотой Медведь вкупе с Призом экуменического жюри и Премией мира в 5000 евро, учрежденной несколькими пацифистскими организациями, достался "В этом мире" британца Майкла Винтерботтома - одному из трех конкурсных фильмов, посвященных нелегальной миграции. Пресса, повторюсь, недоумевает. Однако, положа руку на сердце, придется признать, что более достойных кандидатов не имелось. Фильм Винтерботтома снят в подчеркнуто документальной манере, с непрофессиональными актерами, играющими самих себя. Скупыми, минимальными средствами на экране создается образ Азии, неведомый глазу европейца, - пыльной, нищей, одновременно - и многоцветной, и завораживающей. К художественным качествам прибавляется и моральное - картина пронизана действительным сочувствием к двум мальчишкам, пробирающимся сквозь весь континент за лучшей долей, вообще ко всем обездоленным, именуемым на языке статистики нелегалами. Такого внятного послания при безукоризненности формы не было ни в "Адаптации", обошедшейся Гран-при жюри (еще один Серебряный Медведь), ни в "Часах". Последним награду присудили удивительно точно - Серебряный Медведь лучшим актрисам - ансамблю Мерил Стрип, Николь Кидман и Джуланны Мур.

Серебряный Медведь лучшему актеру также уедет в Голливуд - его получил Сэм Рокуэлл за роль шоумена-убийцы в режисерском дебюте Джорджа Клуни "Признания опасного ума".

Тема мигрантов крайне важна и для прессы; по крайней мере, приз ФИПРЕССИ дали немецким "Дальним огням" Ганса-Христиана Шмида - где, среди прочего, молодые московские актеры Иван Шведов и Сергей Фролов играют украинцев, пытающихся прорваться в Германию.

Не могли не отметить и еще один фильм хозяев - "Прощай, Ленин" Вольфганга Беккера - очень уж активно раскручивалась его премьера еще задолго до фестиваля, красно-белыми афишами до сих пор завешен весь Берлин. Так и произошло: милая ностальгическая комедия принесла режиссеру спецприз "Голубой ангел" за лучший европейский фильм и 25000 евро поощрения.

Наконец, стоит упомянуть, что Берлинале - чуть ли не единственный форум, на котором награждают кинокомпозиторов. Знаменитого минималиста Филиппа Гласса ("Часы") и Раймунда ван Сантена и Фердинанда Боланда (кичевый мюзикл "Да, сестра, нет, сестра") обошла троица чернокожих кобзарей, которых зовут Мажоли, Серж Фиори и Мамаду Диабат. Они озвучили сенегало-канадскую "Мадам Бруе", которую, честно говоря, лучше слушать, чем смотреть.

Таковы итоги. Кому-то они покажутся спорными. Но победителей не судят - особенно если цена победы была не слишком высокой.

Берлин


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Десятерик, Берлинале-53: мигранты, гомосексуалы и Медведь за "Трамвай" /17.02/
Наиболее сильное впечатление осталось вне конкурса. Новый фильм автора "Итальянского для начинающих" датчанки Лоны Шериг - "Вилбур хочет покончить с собой" - очень точно сделанное кино с прекрасными актерскими работами. Рассказывать об этом фильме второпях нет смысла; остается сожалеть, что он не участвовал в призовом забеге.
Дмитрий Десятерик, Берлин-53: герои и фейерверки /10.02/
Три дня конкурсных показов причин для восторгов не дали. И "Солярис" Стивена Содерберга, и массивный "Герой" Чжана Имоу явили торжество мейнстрима, настолько же всепроникающее, насколько и безнадежное. Исчерпанность ощущается и в новом фильме Алана Паркера "Жизнь Девида Гейла". Пока настоящим лидером конкурса остаются "Часы".
Сергей Кузнецов, Белые Столбы: работа времени /07.02/
Концерт Юлия Кима стал одним из главных событий фестиваля "Белые Столбы", саккумулировавшим его скрытые смыслы. Слово "никогда", завершающее песню Кима, имеет отношение не только к тем, чьи смерти отмечаются на фестивале каждый год. Просто в Госфильмофонде лучше понимаешь, что каждый акт смотрения кино есть акт прощания.
Наталья Сиривля, Нерасшифрованная реальность /05.02/
В Белых столбах закончился Фестиваль архивного кино, отмеченный на сей раз чертами некоторой усталости и кризиса: видимо, мы перешли рубеж, за которым идеологические мифы, питавшие историю ХХ века, исчерпали свою энергетику. И в эпоху идеологической усталости запечатленная на пленку история стала "вещью в себе".
Сергей Кузнецов, Твердыня /31.01/
На "Две крепости" я шел без завышенных ожиданий. На 15-й минуте я подумал: будь мне 10 лет, - я бы сошел с ума от счастья. На сцене, где умирающий Арагорн превращается в могильный памятник, я сказал "Ах!". Потом забыл, что мне не десять лет. Когда зажегся свет, я испытал разочарование и злость - почему надо ждать продолжения еще год?
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Десятерик
Дмитрий
ДЕСЯТЕРИК
d-dmytro@i.com.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru