Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Контрреволюция
Дата публикации:  28 Мая 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Наконец, сподобились: вместе со всем миром, хотя и на неделю позже Каннского фестиваля, посетили премьеру второй "Матрицы". Заниматься разбором самого фильма, явно неудачного, если не провального, - дело неблагодарное. Интереснее было бы понять, почему "Матрица" в принципе перестала работать.

Что такое Матрица? Это вариант симулированной реальности, навязываемый ее потребителям с целью тотального контроля над ними. Матрица, также, - система, вырабатывающая эту глобальную иллюзию. То есть, механизм и конечный продукт тождественны.

Голливуд - это также всеобъемлющая система, которая воспроизводит самое себя в визуальной (виртуальной) форме. Голливудский фильм ретранслирует зрителю голос Хозяина. Массовый кинематограф симулирует "правду жизни" или "правду искусства", предлагая максимальное удовлетворение ожиданий зрителя, а взамен притязая на господство над его, зрителя, эмоциями и потребностями.

Но зависимость здесь, как и в фантастической "Матрице", обоюдная. К матрице Голливуда равно подключены и производитель, и инвестор, и потребитель. Причем первые два зависят от третьего, и, в свою очередь, изо всех сил стараются выработать у потребителя столь же острую зависимость. Одним словом, мы приходим к тому, с чего начинали. Чтобы система не давала сбоев, она должна охватывать максимально большое пространство, в идеале - все и вся. Но, вот парадокс, - чем большее пространство контролирует система, тем больше вероятность этих самых сбоев, ошибок.

Именно в такой ситуации оказались режиссеры Энди и Ларри Вачовски со своим футуристическим боевиком. Рекламная кампания "Перезагрузки" велась во всемирном масштабе. Новый релиз, что характерно, описывался в количественных категориях: такой-то бюджет, столь-то недель потратили на съемки эпизода А, а столько-то - эпизода Б; у агента Смита было столько-то дублеров, вокруг съемочной площадки установлено столько-то веб-камер... Этот фейерверк чисел, подменяющих предполагаемые художественные качества, уже сам по себе напоминал набор неких "матричных" характеристик. А для того, что успех был стопроцентным (читай - тотальным), создатели картины пользовались уже многократно апробированными средствами - то есть, все теми же спецэффектами, постановочными сверхскоростными боями, обильной компьютерной анимацией. Мало того, заимствовались наиболее расхожие стандарты поп-культуры. Нео - Кеану Ривз - порхает в небе как комиксовый Супермен. Жители подземного города Зиона одеты подобно аборигенам из "Звездных войн". Интерьеры самого города вызывают в памяти угрюмые технократические лабиринты хоррора "Чужие". То есть, отработанная до автоматизма технология окончательно победила искусство.

Первая "Матрица" держалась на новизне некоторых трюков, а также на сверхпараноидальной идее о том, что весь мир - суть обманка, навязываемая электронными поработителями. Ныне новизна и тайна, пусть даже на таком, примитивно-детском уровне, исчерпались. Предложить что-то принципиально иное Вачовски уже, похоже, не в состоянии, а если б хотели, то не смогли бы - система не приветствует отклонения и излишнюю самостоятельность.

В итоге фильм вышел неудачный, откровенно скучный. Та самая ошибка, сбой. Но сбой - как выясняется в финале "Перезагрузки" - это тоже часть матричной стратегии...

По сути, братья Вачовски, снимая фильм о восстании людей против технологии, полностью подчинились ее требованиям, стали неотъемлемой частью голливудского конвейера, низводящего режиссера (актера, зрителя) до роли детали, приводного ремня во всеохватном производстве штампованных грез. Иными словами, воплощая сюжет о протесте против машин, авторы "Матрицы" сами же и влились в Матрицу, причем в реально существующую. И потому экранная эпопея Вачовски обречена на неудачу. Матрица неуязвима, ибо не имеет в себе реальной оппозиции, вспомним, - ведь все сбои, ошибки и прочее тоже включены в общую структуру. И именно по причине своей самодостаточности, тотальности Матрица также - бездарна. Невозможно переиграть самого себя, быть интереснее самого себя. "Революция" (третья картина) обернется провалом. Хозяин по-прежнему смотрит на тебя, Нео - своего послушного слугу. И с экрана - на всех нас.

Но и с Хозяином есть хороший способ борьбы - не смотреть на него вовсе. Без взаимности он, господа, быстро чахнет, и власть его развеивается быстрее, чем дым от настоящих, непридуманных пожарищ.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, Забытое слово - забытое чувство /08.04/
За двенадцать лет до "Ностальгии" Тарковский снял первый - и, пожалуй, самый убедительно-странный свой фильм о тоске по отчему дому. Попытка дать новую вариацию той же темы не избежала губительной для кино литературности, замеченной самим режиссером, но неизбежной при его методе работы.
Александра Тучинская, Слово силу ломит, или Житие детройтского рэппера /25.03/
В прокат вышла картина "8 миля", которую с прошлогодней осени ожидали поклонники Эминема, которого сделал не только "гениальный пиар", но и нечто, содержащееся в текстах. Магия живого слова входит в багаж средств воздействия настоящего поэта. Но Маяковскому не снилась грандиозная аудитория шоу-бизнеса, короновавшая Эминема.
Дмитрий Десятерик, Даниэль Шмид: "Когда ты стоишь за камерой, ты - вампир" /06.03/
Недавно Киев посетил швейцарский кинорежиссер Даниэль Шмид с дюжиной своих фильмов. Конечно, эта встреча должна была состояться еще в начале 70-х, когда и Шмид, и его друг Фассбиндер находились на острие эстетического бунта... Седой, остроносый, с простуженным голосом, мастер уловок, неохотно отвечающий на прямые вопросы.
Ольга Шервуд, "Русский ковчег": дело и деньги /26.02/
Идея Александра Сокурова снять фильм "на одном дыхании" не рассчитана на какой бы то ни было эффект. Во главу угла ставятся вовсе не технологические достижения, до которых зрителю мало дела. В России все времена существуют одновременно; именно это Сокуров и стремился показать в "Русском ковчеге".
Дмитрий Десятерик, Пресный лавр /18.02/
Нельзя сказать, чтоб результаты Берлинале-53 вызвали интенсивную реакцию - возмущенную либо восторженную. Для сильных эмоций требуется раздражитель намного более мощный, нежели все - без исключения - картины нынешнего Берлинского конкурса. Ни фильма-события, ни даже завалящего скандала.
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Десятерик
Дмитрий
ДЕСЯТЕРИК
d-dmytro@i.com.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru