Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Жизнь с "Идiотомъ"
Дата публикации:  18 Июня 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Куда там Достоевскому
с записками известными.
Увидел бы покойничек
как бьют о двери лбы...
Владимир Высоцкий. Песня о психах

В начале 20-х годов тогдашний Путин в беседе с тогдашним Швыдким заметил: "В условиях поголовной безграмотности населения, важнейшим из искусств для нас является кино и цирк". Сегодня, в условиях всеобщей - несмотря на очевидную деградацию системы образования - грамотности важнейшим искусством является ТВ.

Театр, с одной стороны, элитарен, с другой - демонстративно буржуазен, его публика показательна для социологов, но в статистическом отношении незначительна.

Литература, казалось бы, переживает издательский бум, но ореол святости с нее снят, и если молодежь вновь начинает проявлять интерес к книге, старшее, работающее поколение читает крайне мало.

Музыка, в особенности попса, по широте влияния может сравниться с ТВ, но главной формой ее существования давно уже стали клипы, отношение к которым вызывает в памяти цветаевскую строку: "уж сколько их упало в эту бездну".

Телевидение, обращаясь к многомиллионной, усредненной аудитории, должно предъявить ей нечто экстраординарное: тему, событие, личность. Реальная или мнимая величина тот или иной телекумир - тема отдельная. Важнее, что сегодня, в поисках новизны, ТВ выбрало героем личность в ее "сверхполном исполнении" - как рекомендуют князя Мышкина исследователи Достоевского.

"Идiотъ" пришел на экран - и оказалось, что его только и ждали, чтобы расставить по ранжиру культурные приоритеты, соотнести ожидания зрителей с возможностями и телережиссуры, и актерской среды.

Неожиданной тенденцией нынешнего телевизионного сезона стало фактически второе рождение уже известных звезд. Актеры, поразившие нас в начале 90-х годов, долгое время не могли подняться до планки, заданной ими самими, уходя в самоповтор, эксплуатацию однажды найденного образа, просто выпадая из поля зрения. Между тем, из театра "новой драмы" в кинематограф начали прорываться новые, молодые, безумно талантливые актеры - Толстоганова, Кузичев, Белый, Вырыпаев, Смола, Голуб (здесь можно поставить многоточие).

Но вот на наших глазах Сергей Безруков в "Бригаде" показывает игру высочайшего уровня, Максим Суханов, у которого долго не складывался роман с кино, в экранизации "Театрального романа" демонстрирует высший класс лицедейства, а теперь мы с облегчением увидели, что авансы, выданные Евгению Миронову после фильма "Любовь", отплачены сполна - его игру в "Идiоте" большинство критиков называет гениальной.

Такого напряженного, страстного диалога взглядов, отснятого крупным планом, идущего вне и поверх произносимых слов, в нашем, кинематографе, пожалуй, не было со времен Эйзенштейна. Схватка двух пар глаз Рогожина - князя (Машков - Миронов), угасший взор пациента швейцарского заведения для душевнобольных, в котором Лизавета Прокофьевна (Чурикова) жалостно ловит отсвет прежней духовной силы - эти кадры словно созданы, чтобы иллюстрировать будущие учебники по истории отечественного кино начала XXI века.

Художественному объему романа соответствует обширное, на девять серий, пространство экранизации. Но и здесь не обошлось без сюрпризов.

Современники упрекали Достоевского за усложненность романной формы. "...Все, что вы вложили в "Идиота", пропало даром, - писал Николай Страхов. - <...> И весь секрет, мне кажется, состоит в том, чтобы ослабить творчество, понизить тонкость анализа, вместо двадцати образов и сотни сцен остановиться на одном образе и десятке сцен".

Режиссер сериала сейчас выслушивает почти такие же претензии: действие растянуто, излишне почтительно следует за текстом, часть сюжетных линий можно было бы сократить, тем паче, что большинство молодых актеров, занятых в ролях второго плана, явно не чувствуют контекста, будучи лишены минимально необходимого культурного багажа.

Все - справедливо, за вычетом главного: замедленность повествования, неровность распределения ролей между героями, раскол по линии "старики-молодые" и прочие изъяны заложены в самой структуре романа и, будучи элементами композиции, определяют его суть. Анекдот, криминальная хроника, пара абзацев из газетных передовиц, бесхитростно-откровенно переписанные на свой лад Достоевским, а то и просто вклеенные в роман, создают дисгармонично-целостный рисунок, по которому любой, хоть раз читавший Федора Михайловича, тут же узнает его руку. И режиссер, следуя за автором, за всей этой внешне неотрефлексированной сумятицей русской жизни, возводит конструкцию, в высшей степени ожидаемую (по бесконечным "мыльным" сериалам) и в то же время - совершенно незнакомую.

Многие люди, даже хорошо помнящие событийную, фабульную сторону "Идиота", после первых же серий начали листать и перелистывать книгу. Бог весть, что нового открылось каждому, а вот общество, кажется поняло: от добра добра не ищут. Можно предположить, что вслед за "Идиотом" будет заново экранизирован едва ли не весь Достоевский, который снова становится модным писателем.

Возврат к классике - тенденция, с одной стороны, позитивная, а с другой, вызывающая некоторые опасения. Ответственность великой русской литературы за великие русские катастрофы ХХ века - давно уже тезис общепризнанный. Споры идут скорее о мере ответственности. Достоевскому здесь отводится одна из главных позиций - по мнению многих, он повторил ошибку героя из баллады Гете "Ученик волшебника": что-то там напутал с заклинаниями, и призванный им в литературный мир дух революционной "бесовщины" вышел из-под контроля и прорвался в политическую российскую и мировую реальность.

Десять с лишним постсоветских лет отечественные либеральные публицисты не раз и не два выражали робкую, по-человечески вполне понятную надежду на то, что Россия перестанет быть великой литературной державой и станет тихой, мещанской, уютной, обустроенной в бытовом отношении, гуманной по отношению к своим гражданам "маленькой европейской страной".

После триумфальной телепремьеры "Идiота" стало очевидно, что этим надеждам - по крайней мере, в их культурной составляющей - не суждено сбыться. Европа для русского человека - "одна лишь фантазия". Но есть надежда, что простого римейка под названием "переход от золотого века русской культуры к полувеку великих мятежей и войн" не произойдет.

Тогда, в эпоху Достоевского, русская интеллигенция была заражена болезненной, чахоточной верой в торжество идеалов. Нынешнее обращение к "Идиоту" идет в невидимом, но очевидном стыке с успехом другого фильма, также продюсируемого Тодоровским-младшим - "Бригады".

Сериал этот обвинили в безнравственности, асоциальности, насаждении бандитской героики, в разрушительном влиянии на умы подростков, хотя, по большому счету, идеология его была сформулирована еще в "Крестном отце" Копполы и "Однажды в Америке" Серджио Леоне и с тех пор неоднократно репродуцировалась сотнями и тысячами американских, европейских и российских эпигонов.

Нелишне вспомнить, что на своем пути от советской ("Собачье сердце") к русской ("Идiот") классике режиссер Бортко снял один из самых профессиональных, жестких и талантливых сериалов - "Бандитский Петербург".

И "Бригада", и "Бандитский Петербург" - фильмы о технологии выживания в грубой и жестокой повседневности, а "Идiот" - фильм о героике бессмысленного, бесполезного и прекрасного донкихотства.

Человек, в силу двойственной природы своей, живет как в духовной, так и в материальной среде. Великая русская литература XIX века самым тоталитарным образом провозгласила единоцарствие духовности, наложив табу на земные устремления, - и претерпевшие унижение материальные интересы, помноженные на духовное исступление, породили революцию 1917 года. Нынешняя культурная действительность - в данном случае, в лице РТР - оставляет зрителю выбор. Для самых радикальных "Бригада" станет пособием по организации ОПГ, а "Идiот" - евангелием для современных исповедников истины. Остальные - а их большинство - смогут строить свою жизнь, сверяя приспособляемость к ней по братку Белову, а способность пусть к редким, но нравственным поступкам - по князю Мышкину.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Екатерина Барабаш, Тяжелая поступь политики по Французской Ривьере /10.06/
На закрытии 56-го Каннского фестиваля обстановка была как на похоронах - президент жюри Патрис Шеро явился на церемонию в черном: чтобы сколотить такой слабый конкурс, надо было постараться. По всем законам объективности только Триер мог получить "Золотую пальмовую ветвь". Не скрывая отвращения, жюри сделало вид, что никакого Триера не было.
Дмитрий Десятерик, Контрреволюция /28.05/
Братья Вачовски, снимая фильм о восстании людей против технологии, полностью подчинились ее требованиям, стали неотъемлемой частью голливудского конвейера. Воплощая сюжет о протесте против машин, авторы "Матрицы" сами же и влились в Матрицу, причем в реально существующую. И потому экранная эпопея Вачовски обречена на неудачу.
Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, Забытое слово - забытое чувство /08.04/
За двенадцать лет до "Ностальгии" Тарковский снял первый - и, пожалуй, самый убедительно-странный свой фильм о тоске по отчему дому. Попытка дать новую вариацию той же темы не избежала губительной для кино литературности, замеченной самим режиссером, но неизбежной при его методе работы.
Александра Тучинская, Слово силу ломит, или Житие детройтского рэппера /25.03/
В прокат вышла картина "8 миля", которую с прошлогодней осени ожидали поклонники Эминема, которого сделал не только "гениальный пиар", но и нечто, содержащееся в текстах. Магия живого слова входит в багаж средств воздействия настоящего поэта. Но Маяковскому не снилась грандиозная аудитория шоу-бизнеса, короновавшая Эминема.
Дмитрий Десятерик, Даниэль Шмид: "Когда ты стоишь за камерой, ты - вампир" /06.03/
Недавно Киев посетил швейцарский кинорежиссер Даниэль Шмид с дюжиной своих фильмов. Конечно, эта встреча должна была состояться еще в начале 70-х, когда и Шмид, и его друг Фассбиндер находились на острие эстетического бунта... Седой, остроносый, с простуженным голосом, мастер уловок, неохотно отвечающий на прямые вопросы.
предыдущая в начало следующая
Владимир Забалуев
Владимир
ЗАБАЛУЕВ

Алексей Зензинов
Алексей
ЗЕНЗИНОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru