Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Лорка и Лупер
Герои прошлого на нынешнем фестивальном экране

Дата публикации:  24 Июня 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Москва-25 началась традиционно пафосно. Хотя сам по себе юбилейный номер ММКФ на атмосферу особо не повлиял. Никаких экстраординарных акций и сюрпризов - если, конечно, не относить к последним обещание присутствовавшего на церемонии в зале "Пушкинский" Юрия Лужкова построить в столице фестивальный дворец. Все остальное - то же. Ковровая дорожка у "Пушкинского", фотовспышки, нарядный Михалков.

А фестивальные будни начались скандалом. На первой же пресс-конференции произошла пикировка между программным директором фестиваля Кириллом Разлоговым и режиссером российского фильма "Прогулка" Алексеем Учителем. Разлогов принес извинения за неосторожное высказывание по поводу фильма. Однако Учителя это не удовлетворило, и тот разразился гневной отповедью: обвинил Разлогова в нарушении профессиональной этики, несоответствии занимаемой должности и настоятельно посоветовал покинуть пост. Заодно досталось и всем коллегам Разлогова по критическому цеху.

Впрочем, Учителю грех было жаловаться, ведь "Прогулкой" ни много, ни мало отрывался фестиваль - для конкурсного фильма большая редкость. Статус фильма открытия - уже само по себе нечто вроде приза. Ведь шансы "Прогулки" на приз не абсолютны. Модные компоненты, как-то: прыгающая камера, массированное участие актеров из труппы театра Петра Фоменко плюс Евгений Грищковец в роли владельца боулинга - дали на выходе не слишком убедительный продукт.

На сегодня в конкурсе открытий немного. Некоторые надежды возлагались на "Петербург" Ирины Евтеевой, обладательницы Серебряного льва за лучший короткометражный фильм на последнем кинофоруме в Венеции. Евтеева развернула на экране карнавал хрестоматийных питерских фантазмов от Акакия Акакиевича до Петра Первого, затейливо сплела материал старых советских фильмов с собственными анимационными приемами. Иногда мелькают по-настоящему причудливые и красивые образы. В целом же - напоминает яркую мозаику, второпях разбросанную одаренным, но несобранным ребенком. Речь о драматургической несобранности, в первую очередь.

В большинстве фильмов конкурса недочеты драматургии, впрочем, не явны. Скорее, превалирует какая-то всеобщая усредненность, что ли, боязнь неожиданных приемов - как сюжетных, так и визуальных. Так и остался в неопределенном положении между черной комедией и антивоенной драмой "YU" - австрийский фильм о визите нескольких западных шалопаев в пекло югославской войны. "Сова" японского патриарха Канэто Синдо, обещавшая вначале захватывающую фантасмагорию о ведьмах и волшебных зельях, на поверку оказалась банальной мелодрамой, еще и непростительно затянутой. Американо-британский "Засну, когда умру" вызвал недоумение своим присутствием в авторском конкурсе - это стопроцентно коммерческий триллер о мести. Нидерландский "Лунный свет", при всем политкорректном напоре - как-никак, история об эксплуатации детей и наркотиках, - выглядел высосанным из пальца от начала до конца. Более-менее интересным мог бы быть образчик иранской социальной драмы "Танцуя в пыли" - но крайне неудачный выбор актера на главную роль свел на нет все достоинства работы Асгара Фархади.

Пока что наиболее предпочтителен итало-испанский "Божественный огонь". У режиссер Мигеля Эрмосы получилась добротная реалистическая фантазия, построенная на ряде допущений - а что было бы, если бы Федерико Гарсиа Лорка выжил после расстрела? И потерял бы память? И его бы подобрал некий полуграмотный чудак? А потом, спустя 40 лет, догадался бы, кто на самом деле этот нищий беспамятный старик? Фильм местами волнует почти всерьез, а финал - неподдельно красив и поэтичен.

Естественно, что основное внимание пока что - внеконкурсным событиям. Скромная выставка графики и коллажей Сергея Параджанова в Манеже - на одном полюсе, размашистая экспозиция крашенных скульптур Джины Лоллобриджиды - на другом. В разнообразных программах наибольший ажиотаж вокруг гала-премьер. Точнее - двух премьер: "Чемоданы Тульса Люпера. Часть 1" Питера Гринуэя и "Догвилль" Ларса фон Триера. Во всяком случае, на их показах творилось нечто близкое к массовой истерии. Каждый из мэтров остался собой. Гринуэй, судя по всему, открыл для себя Интернет - "Чемоданы" смотрятся как интерактивный трактат в помеси с романом воспитания. А фон Триер еще более жесток к публике, чем в "Танцующей в темноте". "Догвилль" тоже можно было бы назвать романом воспитания, но воспитания крайне своеобразного. Триер устраивает Грейс, героине Николь Кидман, такую проверку ее альтруистических идеалов, что смотреть это становится невыносимо уже к середине фильма. Мрачная трагедия абсурда разряжается всплеском чудовищного насилия, а зритель остается наедине с массой очень нелегких вопросов...

Однако "Догвилль" - это тема для отдельного разговора.

Пока что можно сказать, что своего пика фестиваль уже достиг. Впереди еще несколько заметных премьер - документальный радикально антиамериканский "Боулинг для Колумбины" Майкла Мура, последние ленты гениального мизантропа Михаэля Ханеке - "Время волков" и всеобщего любимчика Франсуа Озона - "Бассейн". А также трехдневный авангардный "Медиа-форум", круглый стол по проблемам российского кино и множество премьер - быть может, не столь заметных, но по-своему важных.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Наталья Самутина, ХХV ММКФ: от первых разочарований к первым радостям /23.06/
Фильм открытия задает фестивалю и атмосферу, и некоторый уровень; но "Прогулка" плоха настолько, что ни для какой позиции, кроме критической, материала не предоставляет. Разочаровал и Гринуэй, чьи "Чемоданы Тульса Лупера" были показаны в первый день для прессы. Зато фильм "11.09.01" можно рекомендовать всем категориям зрителей.
Дмитрий Десятерик, ММКФ - угощения к юбилею /19.06/
Организаторы приготовили настоящий букет заезжих знаменитостей. Ретроспектива фильмов Лоллобриджиды пройдет в присутствии кинодивы. С новым проектом приедет Питер Гринуэй. Кен Рассел будет заседать в жюри, а компанию ему и Бодрову составят Агнешка Холланд, Мика Каурисмяки, Бабак Паями и Мориц Бляйбтрой ("Беги, Лола, беги").
Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, Жизнь с "Идiотомъ" /18.06/
Современники упрекали Достоевского за усложненность формы, и к Бортко сейчас - такие же претензии: действие растянуто, часть линий можно бы сократить... Однако замедленность повествования, неровность распределения ролей и прочие изъяны заложены в самой структуре романа и, будучи элементами композиции, определяют его суть.
Екатерина Барабаш, Тяжелая поступь политики по Французской Ривьере /10.06/
На закрытии 56-го Каннского фестиваля обстановка была как на похоронах - президент жюри Патрис Шеро явился на церемонию в черном: чтобы сколотить такой слабый конкурс, надо было постараться. По всем законам объективности только Триер мог получить "Золотую пальмовую ветвь". Не скрывая отвращения, жюри сделало вид, что никакого Триера не было.
Дмитрий Десятерик, Контрреволюция /28.05/
Братья Вачовски, снимая фильм о восстании людей против технологии, полностью подчинились ее требованиям, стали неотъемлемой частью голливудского конвейера. Воплощая сюжет о протесте против машин, авторы "Матрицы" сами же и влились в Матрицу, причем в реально существующую. И потому экранная эпопея Вачовски обречена на неудачу.
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Десятерик
Дмитрий
ДЕСЯТЕРИК
d-dmytro@i.com.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru