Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Можно ли красть в гостях серебряные ложки?
Дата публикации:  17 Октября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В Нью-Йорке завершились два долгих судебных процесса, уголовный и гражданский, по делу о нарушении копирайта (авторского права) на фильмы и музыку известным в русскоязычной общине Америки 42-летним предпринимателем Джозефом (Иосифом) Беровым, выходцем из бывшего Советского Союза.

Федеральный окружной судья Стерлинг Джонсон (два года назад рассматривался как кандидат на должность директора ФБР) приговорил г-на Берова к 10 месяцам тюремного заключения и последующим трем годам административного надзора. Он мог получить куда больше, но судья скостил срок, поскольку подсудимый согласился сотрудничать с прокурорами, а это американская Фемида очень ценит. Через три недели другой нью-йоркский судья Дэвид Трейгер удовлетворил материальные претензии к г-ну Берову со стороны калифорнийской компании Films by Jove. Пирату надлежит выплатить фирме, возглавляемой супругами, бывшей журналисткой "Лос-Анджелес таймс" Джоан Борстен и бывшим советским актером Олегом Видовым, 2,1 млн. долларов плюс погасить их судебные издержки на сумму примерно 350 тыс. долларов.

Этими карами судебные испытания для г-на Берова не закончились. Не поставлена точка в гражданском иске против него компаний Close Up International, американского представительства московского киновидеообъединения "Крупный план", а также студий "Мосфильм" и "Ленфильм".

Расположенный в Нью-Йорке издательский дом "Санкт-Петербург" (иначе называемый "Ригма") здорово раскрутился на продаже в США, в розницу, оптом и по почте, импортируемых из России видеокассет, компакт-дисков и книг, а сам Беров стал эксклюзивным дистрибьютором того самого "Крупного плана", который его, вот парадокс, нынче судит. Более того, он уверял всех, что крепко задружил с MPAA, американской ассоциацией кинопроизводителей, лоббирующей интересы голливудских мейджоров.

Но культуртрегерской карьере г-на Берова был положен сокрушительный конец в декабре 2000 года, когда туча федеральных агентов в фирменных темных курточках с аббревиатурой ФБР на спине внезапно обыскала магазины на Брайтон-Бич, склад, другие объекты, входящие в империю "Санкт-Петербурга", и изъяла массу контрафактной, то есть поддельной, видео- и музыкальной продукции, в том числе принадлежащей членам MPAA и RIA (ассоциация американской музыкальной индустрии). Теперь, после двух судебных решений, пират, по данным осведомленных людей, пребывает в отъезде, отдыхая от трудов неправедных, после чего, как надеются судейские, отправится на отсидку в Отисвилл, штат Нью-Йорк.

Как лаконично заметил адвокат истцов Джулиан Лоуэнфельд: "Ответчик явно спутал copyright и copywrong (игра слов). А вообще, это не тема для дискуссии - красть или не красть в гостях серебряные ложки".

Как это изредка случается, достаточно мелкое судебное дело вдруг вырастает в важный прецедент с сокрушительными реверберациями, в том числе и политическими.

В деле Films by Jove против г-на Берова фигурирует пиратируемая последним продукция студии "Союзмультфильм", с которой Видов и Борстен заключили контракт в 1992 году. Согласно контракту, калифорнийцы получили международные права на пакет из примерно тысячи названий мультфильмов, произведенных на советской студии с 1936 по 1991 год. За несколько последовавших лет Films by Jove вложила, по словам Борстен, 3 млн. долларов в дигитальное обновление старых пленок и запись озвучания на английском языке с привлечением таких звезд, как Сара Джессика Паркер, Мартин Шин, Чарлтон Хестон и ныне усопший Грегори Хайнс. В дубляже на французский приняла участие Катрин Денев, на испанский - Хулио Иглесиас. В проекте Films by Jove по выпуску обновленных русских мультфильмов в США и мире участвует Михаил Барышников.

Дело приняло новый оборот, когда в 2000 году полку ответчиков по иску калифорнийцев прибыло. Прибавление поступило в лице новоиспеченной унитарной студии "Союзмультфильм", утверждающей, что именно ей, а вовсе не Films by Jove, принадлежат права на анимационную библиотеку. Уточняем: контракт 1992 года Films by Jove подписывали с арендной студией того же названия. К моменту присоединения унитарной студии к стану г-на Берова, с которым та имела партнерские отношения, фирма Борстен и Видова, по их заявлениям, выплатила российским аниматорам порядка 500 тысяч долларов за права на мультфильмы из расчета заложенных в контракт 39,5 проц. от прибыли. Любопытно, что российская сторона отрицает факт этих платежей. Борстен клятвенно уверяет, что имеет под рукой все банковские платежки.

В деле фигурирует постановление Высшего арбитражного суда Российской Федерации (в дальнейшем ВАС) в пользу унитарного "Союзмультфильма", который будто бы и есть легитимный хозяин советской мульт-классики. Однако судья Трейгер, кропотливо, с привлечением маститых экспертов, изучив историю вопроса, демонстративно не уважил прошение ответчиков о пересмотре принятого в 2001 году решения в пользу калифорнийцев. Важную роль в этом сенсационном отказе сыграли всплывшие в суде, несомненно, с подачи истцов, два документа, добытые незнамо как из недр российской правительственной машины. Они убедили американского судью, что исполнительная власть в лице бывшего вице-премьера Валентины Матвиенко и руководителей Министерства культуры РФ оказывала давление на ВАС, чтобы добиться его заключения с учетом "государственных интересов".

Нельзя не заметить, что попытки вернуть в Россию международные права на классическую анимацию резко активизировались после того, как Films by Jove вкачала в проект миллионы долларов, превратив старые пленки в коммерчески привлекательный товар. Именно тогда обнаружилось, что договор 1992 года с янки будто бы юридической силы не имеет.

Адвокат Джин Бурд из юридической фирмы Marks and Sokolov, имеющей офисы в Пенсильвании, Нью-Джерси и Москве, считает, что решение судьи Трейгера создало важный прецедент для будущих судебных разбирательств.

Первый замминистра культуры Александр Голутва (в интервью "Российской газете", 27 мая 2003 г.) подтвердил позицию своего ведомства в деле о мультфильмах, заявляя, что отныне "две компании будут продавать на рынке одну и ту же продукцию". Заметим, что одно такое явление на видеотелерынке в Канне унитарного "Союзмультфильма" уже состоялось и закончилось арестом и закрытием его стенда организаторами рынка на основании жалобы Films by Jove.

Известный адвокат Павел Астахов уверяет, что нью-йоркский инцидент вовсе не трагедия. "В практике американских судов последних лет можно встретить решения, которыми также не признавались вердикты таких стран, как Англия, Франция и Германия, - рассуждает г-н Астахов. - Это происходит потому, что американская система права не признает решений национальных судов, а базируется исключительно на своих прецедентах".

Джин Бурд полагает, что г-н Астахов вводит в заблуждение российскую общественность. Большинство решений иностранных судов автоматически признается американской Фемидой, особенно если это суды столь высокого статуса, как ВАС РФ. Исключение делается для таких стран, как Иран, Либерия и Боливия, судебная система которых считается неадекватной цивилизованным требованиям.

Большинство моих американских собеседников считают, что паниковать по поводу международной деловой интеграции, когда американцы торгуют в мире российской анимацией, столь же нелепо и архаично, как бить тревогу, положим, по поводу того, что доброй третью недвижимости в Манхэттене и изрядным производственным сектором Голливуда владеют японские корпорации. Уровень жизни в первом и качество продукции второго от этого нисколько не страдают. Когда Пол Маккартни недавно сотрясал рок-н-ролльными аккордами Красную площадь, отчисления за песни "Битлз" текли не ему, а Майклу Джексону. Американский рок-певец владеет правами на творения Леннона-Маккартни, но английское правительство не выражает по этому поводу ни малейшей тревоги.

Нью-Йорк


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Десятерик, Плато человечности /15.10/
Возвращение к "Возвращению". Запад, страшась постоянно растущего отчуждения, тоскует по теплу межчеловеческих отношений и приветствует тех, кто может создать хотя бы иллюзию такого тепла.
Михаил Ратгауз, Строгие юноши /09.10/
"Коктебель" - это кино про кино, гораздо в большей степени, чем кино про бесповоротную победу поздней осени. Это не фильм про утраченные иллюзии. Это фильм про надежду, про желание его снять.
Григорий Заславский, Блаженная /06.10/
К юбилею Инны Чуриковой. С великими так всегда: чем больше талант, тем меньше ролей, тем реже - новые. И чем меньше ролей, тем больше помещается в каждой.
Михаил Ратгауз, Два в одном /29.09/
"Прогулка" - это тот случай, когда сценарная идея ведет авторов дальше, чем предполагалось, а чисто формальные драматургические сложности заставляют их преодолеть ту поверхностность, с которой они прежде вполне мило ладили.
Михаил Ратгауз, Здравствуй, прошлое /26.09/
Количество сахара в "Гудбай, Ленин!" не смертельно - на эту картину можно смело идти всем, кроме уже совсем отчаянных кинодиабетиков.
предыдущая в начало следующая
Олег Сулькин
Олег
СУЛЬКИН
Кинокритик

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru