Русский Журнал / Обзоры / Кино
www.russ.ru/culture/cinema/20031106_bar.html

Путин плохо разбирается в зарубежном кино
Екатерина Барабаш

Дата публикации:  6 Ноября 2003

На следующей неделе на "Мосфильме" соберется коллегия Министерства культуры РФ, чтобы обсудить, как лучше в нынешних условиях обустроить крупнейший государственный киноконцерн. Похоже, все разговоры о скорой приватизации "Мосфильма" отпали, а раз так, то есть прямой смысл властям вплотную заняться оплотом ее присутствия в киноиндустрии. Видимо, не только за "Мосфильм", но и за все наше кино государство взялось всерьез. Коль бы это было не так, не потратил бы президент РФ Владимир Путин полдня на экскурсию по "Мосфильму" и на разговоры с кинодеятелями.

Серьезность подхода к теме "Кино и власть" подтвердил и тот факт, что перед поездкой на "Мосфильм" Путин один на один встретился со знаменитым уже Андреем Звягинцевым, режиссером триумфального "Возвращения" (напомним, что на последнем Венецианском кинофестивале "Возвращение" получило аж два "Золотых льва" - случай беспрецедентный за всю историю Венецианского фестиваля). Вообще, победа нашего кино на столь престижном форуме ласкает самолюбие власть предержащих, однако и бьет по нему тоже ощутимо. "Возвращение". Один из самых удачных и удачливых российских кинопроектов за последние несколько лет был целиком, до копейки, снят на частные деньги. Минкультуры и Служба господдержки кинематографа теперь не знают - радоваться за Отечество или расстраиваться из-за собственной недальновидности. В конечном итоге власти решили предпочесть первый вариант, а заодно оградить себя на будущее от второго, пообещав отныне львиную долю своего внимания (и финансового, в том числе) уделять начинающим режиссерам. Начали круто - сам президент принародно обласкал триумфатора, которому вряд ли теперь удастся что-либо снять без недреманного ока государства и его же финансовых вливаний. Есть опасения, что во благо Звягинцеву, равно как всему кинематографу, столь яростная любовь со стороны властей не пойдет. Однако выборы на носу.

Посещение киногорода на Воробьевых горах имело не только предвыборное значение. Интересно, что в самые недра творческой интеллигенции, представителей самого массового и "народного" вида искусства, президент отправился вскоре после того, как очутился в сизо Михаил Ходорковский. Вообще у российских правителей принято в трудный момент искать поддержки у интеллектуальной элиты. Ну а в том, что наша интеллектуальная элита сей факт оценит и ответит поддержкой на поддержку, сомневаться не приходится. Лояльность, если не сказать, почти безоглядная любовь российской интеллигенции к власти давно уже перестала удивлять. Уж и культура наша (кино в частности) перестала быть нищей приживалкой, а творческая интеллигенция по привычке голосует, чтобы не проиграть.

Надо сказать, что ни один глава государства что в Европе, что за океаном не проявлял и не проявляет столь болезненного и необъяснимого интереса к деятелям культуры. Поэтому порой неловко смотреть, как каждый Божий год Путин летом, во время Московского кинофестиваля, принимает у себя заморских лицедеев. Ну ладно, Николсон - это еще понятно. Суперзвезда, актер, каких мало. Но хвостатый кирпичелицый Сигал, силовик от кино - зачем, помилуйте? Слишком жирно для Сигала будет. Трудно представить себе главу любого государства, столь щедро распростирающего объятия навстречу артистам, будь они трижды звездами. Даже бывший актер Рональд Рейган не испытывал столь, казалось бы, естественной тяги к бывшим коллегам по цеху.

Наши правители творческую прослойку любят. Вот оказалось, что Путин, например, тоже от видеопиратов пострадал. Посмотрел "Возвращение" Звягинцева, а потом оказалось: копия-то пиратская. Ну разумеется, а какой ей еще быть, не могла она так быстро на лицензионных кассетах выйти. Очень уместно в свете последних событий вокруг "Юкоса" было высказывание Станислава Говорухина, предложившего посадить пять-шесть видеопиратов, чтобы "нагнести на других страх". Президент это предложение отверг, пояснив, что "это не наши методы".

В очередной раз затронули часто муссируемую в последнее время проблему проката, процентного соотношения в нем отечественной и импортной продукции и возможного введения квот на зарубежное кино. Привели в пример Францию, где гибкая прокатная политика поддерживает французское кино, не давая ему остаться погребенным под валом голливудского. Президент сказал, что нашему кино надо всемерно помогать, но не стал уточнять, в чем эта помощь может выразиться. Действительно ввести квотирование иностранных фильмов, дав дорогу нашим? Но беда в том, что кинопрокат, как бы кому ни хотелось волевым решением изменить его лицо, живет по законам рынка. Можно строго ограничить количество иностранного кино в кинотеатрах, а их место занять российскими фильмами. Кроме того что в одночасье разорятся все прокатчики, ничего не случится. Надо отдавать себе отчет в том, что большинство иностранных фильмов собирают хорошую кассу, чего нельзя сказать о российских. Хотя хорошее наше кино вполне способно по этой части составить хоть робкую, но конкуренцию западному и американскому. Например, очень неплохо засветился в прокате "Бумер". Однако ж это один из редких случаев. А пока прокатчики выбирают фильмы не по принципу "наше - не наше", а по принципу "кто больше денег принесет". Это как с автомобилями. Неужели люди отказывались бы ездить на более дешевых "Жигулях", если бы те выдерживали конкуренцию с немецкими, французскими, японскими машинами? Наивно думать, что при введении квот на западное кино люди пойдут выкладывать деньги за наше. Просто среднестатистический зритель осядет дома, перед видео, для видеопрокатчиков наступят сладостные времена, а для пиратов - просто-таки золотой век.

Помимо всего прочего, Путин высказался на счет американского кино в том духе, что оно штампуется и штампуется на потребу зрителей, не задумываясь над творчеством, а авторских фильмов там раз-два - и обчелся. Колоссальное заблуждение. Так называемое независимое кино, что и есть по сути авторское кино, Америки - это практически целая индустрия, давшая миру такие имена, как братья Коэны, Гас Вэн Сэнт, Квентин Тарантино. Сегодня авторское кино в Америке процветает не в пример российскому и нашим прокатчикам приносит неплохие доходы, как, скажем, один из последних фильмов Коэнов "Человек, которого не было".

Встреча на "Мосфильме" стала очередным предвыборным ходом Владимира Путина, неоригинальным и не имевшим никаких реальных последствий. Меняются правители, не меняется тактика. Святое дело - перед выборами припасть к "соли земли". "Соль земли" по-детски гордится и наивно верит в грядущие перемены.

Автор - обозреватель "Независимой газеты"