Русский Журнал / Обзоры / Кино
www.russ.ru/culture/cinema/20040213_ko.html

Другой жанр
"72 метра". Режиссер - Владимир Хотиненко

Евгений Коган

Дата публикации:  13 Февраля 2004

72 метра - глубина, на которой залегла подводная лодка "Славянка", напоровшись брюхом на мину, оставшуюся со времен войны. "72 метра" - рассказ Александра Покровского, автора множества других морских рассказов, которые один критик очень правильно назвал "беспощадной прозой". "72 метра" - фильм, который опытный Владимир Хотиненко снял по рассказам Покровского.

Дальше - сложнее. Отчего прозе Покровского так подходит слово "беспощадная"? Оттого, что проза эта не подчиняется никаким законам, а живет, как хочет. Вернее, так, как живет, простите за тавтологию, сама жизнь, описываемая Покровским. Эта проза, дикая и непричесанная, порой груба, а порой сентиментальна, как песня дворового хулигана, спетая под расстроенную гитару и бутылку дешевого портвейна.

Тем и ценна. Тем и притягивает - иногда ужасно хочется узнать что-то такое, что сам в жизни не испытывал. Но не "Остров сокровищ" и даже не "Два капитана", а чтобы по-настоящему, "по чесноку". Покровский как раз позволяет себе писать по чесноку - бывалый моряк, чего ему бояться. Хотиненко в схватке с этой прозой, безусловно, проиграл. Только вот игра, похоже, была в поддавки.

Фильм, созданный на студии "ТРИТЭ" (она, если кто не знает, имеет непосредственное отношение к Никите Сергеевичу Михалкову) по заказу "Первого канала", по сути своей не может быть диким и непричесанным. Потому что, опять же по сути своей, предназначен для самых широких народных масс. Тех масс, которые, как принято считать, изголодались по отечественному жанровому кино типа, скажем, "Случая в квадрате 36-80" (тоже, кстати, про подводную лодку) или, еще того лучше, "В зоне особого внимания". То есть по такому кино, в котором нормальные российские мужики показывают всяким плохишам, как надо родину любить и, япона мать, не роняют чести русского офицера.

Но времена на дворе уже не те, а застой по типу затхлых 70-х еще не наступил, поэтому такое кино вполне можно и нужно сдобрить хорошими байками и анекдотами. Тем более что Покровского изобилует искомыми байками, да какими! Вот и получается, что сочную прозу Покровского пришлось причесать, убрать шероховатости и вообще литературные вольности. Сгладить кое-где, убрать кое-что, заретушировать. А то, что белая чайка с красной отметиной, такая важная в литературном первоисточнике, в фильме своей роли не выполнила - так фильм ведь не книга.

Хотиненко, принявший правила игры, явно знал, на что шел, - "72 метра", при всем обилии жизненных подробностей, на документ не претендуют. На жанровое кино - да. То есть: чего хотели - то и получили.

Результат - фильм "72 метра", который вышел в прокат и, кажется, уже высоко оценен, собственно, моряками. Во всяком случае, зрители (в том числе и в форме) после премьеры выходили с довольными лицами. Потому что кино, хоть и скатывается порой в излишнюю сентиментальность (когда жена моряка, ожидая мужа, читает "Алые паруса"), хоть и подзатянуто, но - смотрится.

Актеры опять же: один великолепный Андрей Краско в роли колоритного капитана подводной лодки чего стоит, так рядом с ним - мичман Сергей Гармаш, мичман Владислав Галкин, старпом Игорь Ливанов, лейтенант Дмитрий Ульянов, лейтенант Марат Башаров (последний, кстати, неожиданно стал подозрительно напоминать внешне Шона Пенна) и также сухопутный и нелепый ученый Сергей Маковецкий. А на берегу, под специально написанную музыку Эннио Морриконе, их ждет вообще Чулпан Хаматова...

Вот у кого лица были не слишком радостные, так это у критиков. Критики презрительно (и привычно) кривили губы - фи, дескать, фильм на потребу руководства СК и лично уже упомянутого Никиты Сергеевича, фильм для масс, фильм для народа. Позвольте, это разве упрек (я не про Никиту Сергеевича, я про народ)? Разве не хорошо, что в прокат вышел качественно сделанный, отлично сыгранный и вполне себе смотрибельный фильм, который наверняка понравится зрителям, купившим билеты и пришедшим в зал, пусть и с поп-корном?

В конце концов, можно прийти домой и почитать прозу Покровского. И насладиться тем самым языком, который никак не подходит для фильма, созданного по заказу "Первого канала" на студии "ТРИТЭ". И узнать что-то новое о совсем неизвестной жизни, которая, может быть, кипит и бурлит где-то рядом. И понять разницу между рассказом "72 метра" и одноименным фильмом.

Просто другой жанр.