Русский Журнал / Обзоры / Кино
www.russ.ru/culture/cinema/20040217_dina.html

Оживляем все
Дина Годер

Дата публикации:  17 Февраля 2004

Давайте я вам расскажу про наши новые мультфильмы. Звучит странновато, поскольку мультфильмы надо показывать, а не описывать их. Но раз уж надежд увидеть новую отечественную анимацию у зрителей почти нет, любителям этого жанра который год приходится довольствоваться рассказами видевших (сильно напоминающими охотничьи рассказы). А там, глядишь, случайно попадется какой-нибудь мультфильм на видео или в репортаже о победителях западных фестивалей, - название и вспомнится.

Повод понятен: только что закончился девятый Открытый российский фестиваль анимационного кино - единственный отечественный фестиваль, сосредоточенный только на мультипликации и показывающий за четыре дня все, что сделано на российских студиях за прошедший год. Вообще-то это мероприятие сугубо внутрицеховое: аниматоры съезжаются в Суздаль, чтобы себя показать, других посмотреть, померяться, кто чего стоит, и обсудить профессиональные проблемы. Обычных зрителей в зале не бывает, но именно здесь определяются фавориты года, которые разлетятся потом по престижным зарубежным фестивалям, только здесь можно увидеть общую картину состояния нашей анимации и решить в ужасном ли она упадке, как считают некоторые знатоки, или, напротив, на подъеме, как говорят другие, тоже уважаемые люди.

Открытый фестиваль произошел от давнего аниматорского семинара в Болшево, именно оттуда пошла традиция "рейтингов", когда все участники (теперь их бывает до трехсот) бросают в ящик записки с пятью, по их мнению, лучшими фильмами, а три режиссера, набравшие большее количество голосов, чествуются как победители. Оттуда пошли и награды победителям рейтинга - собственноручно оформленные президентом фестиваля Александром Татарским разделочные доски с цифрой, обозначающей призовое место и автографами мастеров. Оттуда пошел и весь дух дружеских посиделок: обязательных выступлений местной самодеятельности, капустников, на которых в самом уморительном виде выступают немолодые гении анимации и ее большие начальники, оттуда препирательства ведущих церемонии, тут же выясняющих отношения и сгоняющих друг друга со сцены, обращение к залу "ребята", и легкомысленные формулировки достоинств призовых фильмов. Поэтому, как ни стараются организаторы "выглядеть солидно" и производить впечатление "больших", увешивая сцену рекламными щитами спонсоров, вручая дорогие награды главным призерам и приглашая журналистов, Открытый фестиваль все равно сохраняет домашний дух междусобойчика - обаятельный и несовременный.

Главная гордость суздальского фестиваля всегда была в том, что он показывает все без исключения кино, сделанное за прошедший год. И вот несколько назад организаторы внезапно обнаружили, что несмотря на глубокую яму, в которую, казалось бы, свалилась от безденежья вся наша анимация, фильмов, присланных на конкурс, становится все больше. Объем набирался за счет "самоделок": овладев анимационными компьютерными программами, мультфильмы мог теперь делать практически любой. "Переварить" такой объем не под силу ни одному жюри, и два года назад было решено разделить программы на конкурсную и информационную, отметая фильмы, "находящиеся на стадии освоения языка анимации". В этом году по необъяснимым пока причинам фильмов на конкурс прислали немного (хотя вот уже пару лет государство серьезно вкладывается в отечественную анимацию). И от информационной программы решено было отказаться. Так что конкурировало друг с другом снова все наличное кино.

Так что - к делу.

Победители

Призов у Открытого фестиваля всегда бывает пять, один из которых - Гран-при. На этот раз жюри решило дать целых два главных приза, один из которых был находчиво назван "Гран" и выдан Дмитрию Геллеру за фильм "Маленькая ночная симфония", а другой - "При" - достался Ивану Максимову за "Ветер вдоль берега".

'Симфония'

Тридцатитрехлетний екатеринбуржец Дмитрий Геллер дебютировал как режиссер совсем недавно и его первый фильм "Привет из Кисловодска" три года назад начал свое победное турне с Гран-при Открытого фестиваля. Тот фильм - лирический поток воспоминаний о случайном курортном романе - был построен, как череда летучих ассоциаций, музыки, фотографий, голосов, шума волн, дождя и огней опустевшей танцплощадки, из которых складывалось кино, напоминающее о норштейновской "Сказке сказок". Второй фильм Геллера, описанный автором как "история создания одного музыкального произведения", снова соединяет рисунок с объемной анимацией, и снова построен, как цепочка сменяющихся фантастических образов. Вот только на этот раз они гораздо хуже складываются в историю. Мы видим, как кошка после ухода хозяина располагается перед чем-то, похожим на маленький театрик марионеток, и смотрит, как там идут репетиции, двигаются странные фигуры, слушает настраивающийся оркестр. Изысканно красивый рисунок в тускло поблескивающей "старинной" гамме бронзы, ломких кружев, закопченных стекол, мерцающих свечей почему-то вызывает в памяти шемякинского "Щелкунчика" в Мариинке, с его шествиями мышиных монстров в шляпах и крылатках. К тому же в фильме выскакивает и некто головастый с огромной пастью и сабелькой - вроде самого Щелкунчика.

Многие прочили "Симфонии" победу - известно, что туманное авторское кино у нас традиционно более уважаемо, чем связная история или веселый анекдот. Но когда речь идет не о призах, а о зрительском успехе, оно, как правило, проигрывает даже у публики, состоящей из профессионалов. Вот и на этот раз рейтинг, который суздальские участники ценят выше официальных наград, поставил "Симфонию" только на почетное четвертое место.

Другой "гран-призер" - Иван Максимов - человек известный и признанный в отечественной анимации, получавший и Берлинского "Медведя", и "Нику", автор множества фильмов, клипов, рекламных роликов с очень узнаваемыми героями - смешными и трогательными монстрами, похожими на резиновые игрушки, легко меняющие форму. Нынешний монохромный "Ветер вдоль берега", (о том, как жители прибрежной деревушки мучаются из-за ветра), - пожалуй, из лучших максимовских фильмов. Его главная героиня - девочка, которая идет на берег играть в песок с ведерком и лопаткой и, познакомившись с крылатым зайчиком, возвращается обратно. Описывать этот невероятно смешной и нежный фильм, полный уморительных гэгов и сентиментального абсурда - очень трудно. Надо будет вспомнить огромную рыбу, которую ведут на веревочке доить (у нее есть ноги), а еще маленьких шарообразных существ, которых ветром бьет в стену дома (упав, они шустро забегают внутрь), пока он не разрушается, и тогда все эти живые шарики очередью вылетают из окошка. То, как в другом домике существо, похожее на свинку, сквозняком швыряет в окно и с улицы видна только ее по-матросовски закрывшая амбразуру голая попа. А около дома - забор, на котором нарисован шарж на Максимова. То, как девочку ветром несет по пляжу, а она, проезжая по песку, продолжает деловито делать куличики. Ну и так далее. "Ветер вдоль берега" получил в рейтинге второе место.

'Ветер вдоль берега'

Из оставшихся трех призеров - два тоже возглавляли рейтинг: "Про раков" Валентина Ольшванга и "К югу от севера" Андрея Соколова. Совпадение мнений жюри и зала случается на Открытом фестивале не всегда, а если случается, значит, выбранные фильмы - действительно лучшие.

Сказка "Про раков" еще одного екатеринбуржца Валентина Ольшванга уже успела получить главный приз "Крока" - международного анимационного фестиваля, который проводится каждой осенью совместно Украиной и Россией. Северная этимологическая легенда о происхождении раков, похожая на "Аленький цветочек" и "Медею" вместе взятые, превратилась в историю о страсти, историю нежную и страшную, выполненную в редкой и изысканной многослойной технике живописи по стеклу. В мягком, расплывающемся рисунке, оживает сюжет о деревенской девушке, полюбившей чудовище - крылатого "змея" с огромными миндалевидными глазами и лицом Валентина Ольшванга. Об их свадьбе среди скачущей нечисти и любви, полной кроткого счастья. Теплая сказочность и бытовые деревенские детали смешиваются здесь с жестоким языческим сюжетом и мрачно бормочущей фонограммой - страшноватыми приговорами и заклинаньями. Измученная соседскими пересудами мать девушки, мечтая вернуть дочь, убивает доверчивого змея, и тогда героиня в отчаяньи убивает своих детей. Сын ее превращается в рака, дочь - в трясогузку, а сама северная Медея улетает кукушкой. Фильм Ольшванга взял третье место в рейтинге.

'Про раков'

И, наконец, главный зрительский фаворит, получивший сразу и первое место с большим отрывом в рейтинге, и приз жюри - фильм Андрея Соколова "К югу от севера", сделанный на студии "Пилот". Соколов, которому нет и тридцати, дебютировал в режиссуре три года назад уморительно смешным фильмом-анекдотом "Latex" про любвеобильного быка. С тех пор он с удивительной стабильностью выпускает каждый год по фильму, снятому по собственному сценарию: "Хаш" (про то, как три поросенка сварили Санта Клауса, приняв его за лезущего в трубу волка), "Подкидыш" (про маленького гепарда, которого никто в пустыне не хотел считать своим). И вот - "К югу от севера" - сюжет про то, как два рыбака-северянина - наш (с удочкой и веслом) и с Аляски (с компьютером и мотором) вместе потерпели крушение и путешествовали в поисках дома, пока не приплыли к Антарктиде. Попадали в желудок киту, бросали в воду бутылку с мобильным телефоном, кричали проплывавшему мимо огромному лайнеру (к восторгу аниматоров в зале, на палубе веселились карикатурные Норштейн, Назаров, Татарский и многие другие), ловили летающих рыб. Веселый и яркий рисунок, динамичность и огромное количество гэгов, конечно, пленили зал. Покорили бы и зрителей, если бы смогли до них добраться, да как это сделать?

'К югу от севера'

Прикладная анимация

Нынче существует два главных способа добраться до зрителя: кинотеатр (это только для полнометражного кино, которого в России пока практически не делают) и телевидение. А на телевидении наши мультфильмы сейчас почти не показывают, поскольку, как и на западе перешли на простую и удобную сетку вещания, для которой главное - чтобы фильм соответствовал "формату". Лучший способ для этого - мультсериалы, которое телевидение готово покупать целыми пакетами, желательно по 52 штуки (то есть показ по одному в неделю в течение года) и длиной по 26 (или два по 13, можно 4 по 6 с половиной) минут (полчаса показа с учетом рекламы). Соответственно, "неформатные" и "штучные" фильмы практически не имеют шансов быть показанными по телевидению, если не считать тематических программ для интересующихся (а их почти нет). Если посмотреть на хронометраж делающихся в последнее время фильмов, видно, что они пытаются подогнать себя под "формат", но без "пакета" и им рассчитывать не на что.

Поскольку создать отлаженное, "поточное" производство сериалов - дело технологически сложное и затратное, у нас этого раньше не делали и на нашем телевидении крутили только западные и восточные старые сериалы, купленные по дешевке. Но в Суздале показали сразу несколько новых сериальных проектов (забавно, что деньги на коммерческие сериалы тоже дает государство). Во-первых, добродушные, но весьма примитивные "Смешарики" (сюжеты для самых маленьких про шарообразных зверят - кролика, барашка, ежика, свинку и др.), которых делает питерская команда продюсера Ильи Попова, рассчитаны на 200 серий. Этот проект даже получил диплом со странной формулировкой "за успешное начало анимационного коммерческого проекта, принципиально противостоящего идее насилия на экране" (то ли другие мультфильмы не желают противостоять насилию, то ли - делают это недостаточно принципиально). И второй, для тех, кто чуть постарше - "Бабка Ежка и другие" - со смешными и яркими рисунками Марины Лесковой, но статичным и малоинтересным сценарием Михаила Липскерова о младенце, которого аист уронил к лесной нечисти и лешие с кикиморами решают, кто ребеночка будет воспитывать. "Бабка Ежка" тоже получила диплом с еще более двусмысленной формулировкой: "создателям, ясно обозначившим желание создать веселый, яркий сериал с фольклорными персонажами". За обозначение желания, стало быть.

'Бабка Ежка и другие'

Характерно, что показанной в конкурсе очередной серии подросткового сериала "REN-TV" "Дятловы" (наш вариант Симпсонов - семейка отвязных идиотов), фестиваль как будто не заметил. А этот трехмерный фильм, сделанный с использованием новых технологий (когда движения персонажей задают актеры, обвешанные датчиками, а компьютеры их фиксируют), оказался пусть не идеальным, но занятным и динамичным. И вполне способным держать внимание подростка в течение 26 минут - а это уже неплохо. Но на Открытом фестивале традиционно не очень жалуют чужаков.

Впрочем, прикладная анимация - это не только сериалы. Для наших анимационных студий это, в первую очередь дающие возможность заработать реклама, клипы, компьютерные игры, образовательные фильмы, заставки для телевидения и Интернета. И хотя, все эти заказные продукты в первую очередь зависят от вкуса заказчиков, здесь тоже встречаются прелестные фильмы. Например, в этот раз всем понравилась серия 20-ти секундных рекламных роликов "радио Классика Петербург" Алены Оятьевой, где, например, полет мышки с парашютом сопровождал фрагмент из штраусовской "Летучей мыши". А под "Времена года" таял снеговик, обнаруживая за собой портрет Чайковского. Еще был забавный питерский сериал "300 историй о Петербуржцах" - совсем просто, в презираемой аниматорами флэш-технологии, демонстрировавший юбилейные анекдоты типа хармсовских - про Пушкина, Гоголя, Стасова и так далее.

Но лучше всех из прикладных были клипы нашего бывшего соотечественника, а теперь американца Алексея Будовского, сделанные для английского исполнителя Стивена Коутса - стремительные черно-белые силуэтные сюжеты, абсурдные и очень стильные. Будовский, впрочем, уже получил за эти клипы награды и на "Кроке", и у себя во Флориде.

Детское кино

Анимация традиционно считается детским жанром. В советские времена долгое время так оно и было. Фильмы для взрослых стали появляться только в начале шестидесятых, но их все равно было немного. Но в постсоветские времена, в отсутствие государственного заказа, детская анимация почти совсем сошла на нет. И если авторы рисованных фильмов продолжали работать, то кукольная анимация, не очень привычная делать "взрослое кино", совсем бы умерла, если бы наши кукольники не были востребованы Западом и не работали так много на высококачественных английских "сказочных" и "классических" проектах, которых у нас, к сожалению, почти не видели. Но пару лет назад, когда Президент высказался за поддержку искусства для детей, и на это были выделены отдельные деньги, детское кино снова стало появляться. Как раз в это время завершились и западные проекты и в лоно отечественной анимации вернулись мастера-кукольники. В Суздале, например, была очень занятная и страшная кукольная сказка Екатерины Михайловой "Гостинец от крестной" (он был отмечен дипломом) и сладкая "Девочка Люся и дедушка Крылов" Марии Муат. А еще сделанный Мариной Новогрудской в эстетике немого кино "Выстрел" по рассказу Льва Толстого "Акула" - скучноватый, зато эффектный соединяющий кукол с волшебствами 3D - анимации. А приз за лучший детский фильм получил "Музыкальный магазинчик" Софьи Кравцовой - рисованная история про жучков, продающих музыкальные инструменты.

Были и другие детские фильмы, обласканные жюри, но мне, признаться, гораздо больше них понравилась никем не отмеченная "Тихая история" Алексея Демина, не так давно получившего Нику за "Кошек под дождем". На этот раз Демин снова снял нежную акварельную сказку - неторопливую и полную созерцательности - про медвежонка, который отстал от своей строгой мамы, мечтая над шишкой, похожей на звездочку.

Другие любимцы

Ну и еще буквально несколько слов про три симпатичных фильма, которые вам тоже будет нелегко найти. Во-первых, это очень забавный черно-белый с намеренно корявой графикой фильм дебютантов Дмитрия Эльяшева и Михаила Лейпунского - "Сало". В нем три злобные колченогие свиньи, с костылями, в черных очках и автоматами за плечами, выходят из леса в сторону деревни. Там они ногой открывают дверь домика, откуда несется песня "Пидманула - пидвила" и орут, выставив оружие: "Хохлы есть?". Надо сказать, дебютантам дали диплом фестиваля с издевательской формулировкой "Фильму "Сало", не успевшему получить Гран-при на фестивале "Крок". Надо сказать к чести украинских гостей от "Крока" - они хохотали вместе со всеми.

Еще был милый фильм "Два плюс один" Елены Черновой, которая за прошлогодний свой дебют "Про девочку, которая нашла своего мишку" по стихотворению Саши Черного, уже получила корзину наград. На этот раз Чернова сочинила анекдот по "жирафов" - между двумя лукавыми мордами на длинных шеях начинается роман, но им мешает третья. Через некоторое время препирательств "камера отъезжает" и обнаруживается что все трое - головы одного дракона.

'Два плюс один'

И последний - "Иван-Хуан" Степана Бирюкова и Константина Арефьева - лаконичная и смешная акварельная байка про толстущего богатыря Ивана, безуспешно ходящего от развилки по всем трем дорогам и худого идальго Хуана, имеющего успех во всем, особенно у женщин. В конце концов, измочаленный влюбленными женщинами Хуан пал от рук трех Командоров, а Иван счастливо возвращается домой с красоткой в кокошнике.

Ну, что ж - может быть, что-то интересное и забыла, но все ведь не опишешь. Лучше бы, конечно, увидеть, но тут можно рассчитывать только на редкие показы в "Анимаклассах" музея Кино. Ну и на видео-сборники - там тоже кое-что появляется. Нынче анимация - искусство для неленивых и любопытных.