Русский Журнал / Обзоры / Кино
www.russ.ru/culture/cinema/20040219_ko.html

Турман не спасет
"Час расплаты". Режиссер - Джон Ву

Евгений Коган

Дата публикации:  19 Февраля 2004

Параноик, наркоман и гениальный фантаст Филип К.Дик - лучший автор того, что принято называть параноидальным триллером. Романтик и эстет Джон Ву, даже после некоторых своих голливудских поделок, - один из лучших мастеров по части боевиков. Взрывной и порочный союз Ву и Дика должен был породить как минимум оригинальное зрелище, как максимум - шедевр в своем жанре. Но породил "Час расплаты" - боевик, который смотреть просто скучно.

Параноидальный триллер - это когда человек внезапно оказывается с ужасающей ситуации: ему никто не верит, его никто не любит, его преследуют все, а сам он не помнит, кто он и как попал в этот кошмар. Вокруг, к тому же, свистят пули, а близкие друзья предают на раз.

Инженер и, судя по всему, компьютерный гений Майкл Дженнингс работает на какую-то корпорацию, изобретает что-то секретное. Такое секретное, что по окончании проекта ему должны стереть память, тем самым уничтожив три года его жизни. Но он идет на это, потому что - почти сто миллионов долларов и красивая блондинка, в которую он влюбляется сразу же, как только видит (в этот момент начинает играть романтическая музыка). Потом, когда он, уже без памяти, понимает, что его подставили (звучит тревожная музыка), начинает борьба за жизнь. Блондинка, появившаяся на пару минут в начале, вновь объявится лишь на втором часу, но с экрана, слава Богу, уже не сойдет. Будет звучать непонятно какая музыка, будет филигранно снятая погоня, несколько нелепых перестрелок, предсказания будущего и понимание того, что в будущее залезать нельзя. Еще будут обрывки воспоминаний (то под романтическую, то под напряженную музыку), а блондинка, помахивая под пулями разводным ключом, одними глазами объяснится в любви. И так далее, вплоть до жизнеутверждающего финала под радостную и, естественно, романтическую музыку...

В этом фильме, так получается, нет ничего нового. То есть вообще ничего. Сюжет отдаленно смахивает на "Вспомнить все" (фильм Пола Верхувена, поставленный по прозе Филипа Дика) и очень напоминает "Особое мнение" (фильм Стивена Спилберга, поставленный, как это ни смешно, тоже по прозе Дика). А если знать, что Спилберг предоставил своему коллеге Ву собственную студию, становится еще смешнее.

Тут интересно несколько отклониться от, собственно, происходящего на экране и заглянуть отнюдь не в будущее, а в прошлое. Режиссер Бретт Ратнер, призванный кинокомпанией Touchstone Pictures, пытался запуститься с этим проектом еще в 1996 году. Не срослось. По его следам пошла великолепная Кэтрин Бигелоу - и снова неудача. В результате, спустя семь лет, к съемкам зачем-то приступил Джон Ву, набивший руку на производстве голливудских боевиков и, кажется, несколько подзабывший собственные азиатские достижения. Хотя опыт должен был подсказать - не следует браться за то, от чего отказались уже двое.

Безусловно, почерк Ву узнается даже в "Часе расплаты" - есть белый голубь, влетающий в распахнутую дверь, есть и два брутальных мужика, которые направляют друг на друга пистолеты и выжидательно стреляют глазами (когда глаза стреляют - пушки молчат). Но остальное! Нет, такого набора банальностей, нелепых мизансцен, неловких движений и глупых эпизодов от Ву ожидать было сложно. Даже после второй "Невыполнимой миссии".

К тому же - и мы снова вернемся к понятию параноидального триллера, - для того чтобы такое кино смотреть с интересном, нужно как минимум сопереживать герою, симпатизировать ему. То есть хотя бы отдаленно, понимать, в чем его проблема. Проблема Дженнингса (его играет холеный Бен Аффлек, похожий на гениального программиста не сильнее, чем, скажем, Том Круз) состоит в том, что его подставили, не отдав что-то около сотни миллиона долларов. Тут, понятно, парню можно посочувствовать. Но вот что случилось, то есть в чем заключался этот чертов проект, над которым он работал, почему его хотят поймать полиция и бывшие работодатели, зачем красивая блондинка (в ее роли - Ума Турман с внимательным взглядом и загорелым животом) выращивает цветы в оранжерее, принадлежащей все той же корпорации? Разобраться в нагромождении сюжетных подробностей нет никакой возможности, а темп повествования, нарастающий ко второму часу, вообще заставляет отключить мозг. В результате я так и не понял, каким образом машина, изобретенная Дженнингсом-Аффлеком, связана с лазером, о котором все говорят.

Но не суть важно. Даже в таком (фантастическом, придуманном Диком) сюжете неплохо бы иметь хоть какие-то привязки к реальности. Потому что, например, если из здания ФБР можно убежать так же легко, как это удается нашему герою, то... Боже, храни Америку, потому что больше ее никто не сохранит.

Хотя, конечно, есть и несколько приятных моментов. Например, уже упомянутая погоня, снятая, действительно, виртуозно и изобретательно. Или загорелая Ума Турман, которая, как замечают уже все, кому не лень, может спасти даже очень нелепую фигню (если это, конечно, не "Мстители"). И, собственно, больше ничего там не будет.

"Час расплаты" - фильм, снятый по законам компьютерной игры. В том смысле, что у героя есть несколько гэджетов (он сам их себе приготовил до того, как ему стерли память), которые нужно применить, чтобы выкарабкаться из той или иной ситуации. Правильно применил - плюсик, неправильно - пуля в лоб. Но не волнуйтесь, пули в лоб не будет. "Час расплаты" - не тот фильм, о финале которого стоит умалчивать. Потому что и так понятно - все закончится хорошо. Хотя надежда на то, что блондинка Турман, как небезызвестная сова, не та, кем кажется, и в финале подстрелит-таки напыщенного Дженнингса-Аффлека, не покидает почти до финала. И умирает последней.

Каким-то непостижимым образом Спилберг, мастер нравоучений, смог справиться с прозой Дика - "Особое мнение" было хоть и слишком эстетским, но все же адекватным переложением фантазий параноика на кинопленку. "Час расплаты" должен был получиться своеобразным "Особым мнением" для бедных. То есть - минимум эстетства и интеллектуальной зауми, максимум экшна и закрученная интрига. С таким сюжетом наверняка отлично справился бы Тони Скотт (хотя ему, судя по всему, по душе более реалистичные сюжеты). А вот Ву, растерявший, похоже, все свои романтические идеалы, снял красивую, но очень уж нелепую, суетливую, непродуманную игрушку. В которую и играть-то не хочется. Вот, наверное, дедушка Стивен доволен - он опять лучший.