Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Чеченская клаустрофобия
Дата публикации:  20 Февраля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Некоторое время назад президент Путин отметил, что ничего плохого не видит в возрождении так называемого культурного госзаказа. И особо сказал про "возрождение так называемого госзаказа на создание произведений, имеющих безусловную общественную ценность". Эти слова укладываются в общую государственную идею воспитания патриотизма у граждан РФ. А так как страна находится в перманентном состоянии войны, лучшей темы для госзаказа и не придумать.

Об этом и стоит поговорить накануне Дня защитника Отечества. Тем более что, задолго до президентских слов, российские кинорежиссеры начали обращаться к противоречивой теме чеченской войны.

Первые шаги

Еще в 1996 году Сергей Бодров старший снял фильм "Кавказский пленник" - современную интерпретацию романа Льва Толстого, написанного сто лет назад. "Когда мы надумали этот фильм, войны в Чечне еще не было, - рассказывал режиссер, - а когда начали снимать, надеялись, что она скоро закончится..." Война не закончилась, скорее - наоборот. А "Кавказский пленник" невольно придал этой войне художественный статус. В том фильме еще не было образа врага - "Кавказский пленник" прослыл интеллигентной попыткой осмысления странного, непривычного межнационального конфликта. "Что делать, когда сумасшедшая жизнь догоняет замысел? - задавал риторический вопрос Бодров. - Кто поверит, что ты хотел рассказать историю столетней давности?"

Дальше было подзабытое и недооцененное "Чистилище" - режиссерский дебют известного тележурналиста Александра Невзорова и, кажется, первый кинопродюсерский опыт Бориса Березовского. "Чистилище" - реалистичная и кровавая, почти документальная реконструкция боев за здание грозненской больницы в январе 1995 года - оказалось первым фильмом на чеченскую тему, постаравшимся быть более или менее объективным. Главной ошибкой Невзорова, как это ни странно, было то, что он вынес свое имя в титры. Наличие среди авторов фильма одиозного журналиста со слишком ярко выраженной политической ориентацией в пространстве сделало свое - о фильме рассуждали не как о самостоятельном художественном акте, но как о политическом высказывании. И вспоминали обвинения, которые посыпались на Невзорова после его "вильнюсских" репортажей - напомню, Невзорова обвиняли в том, что он выдавал постановочные кадры за хроникальные. Между тем, "Чистилище" следовало оценивать исключительно как акт художественного творчества - к слову, более чем достойный. Но важность "Чистилища" не в этом, а в том, что оно оказалось первым фильмом, который спровоцировал дискуссию в обществе, и не только о правомочности показа насилия на экране, но и о чеченской войне как предмете для того самого художественного творчества.

"Блокпост" Александра Рогожкина, блистательная камерная военная драма, которая как-то незаметно для зрительского внимания появилась и исчезла, не имея широкого проката, стала первым миротворческим актом и, несомненно, важной вехой в короткой пока истории "чеченского" российского кино. Для ее понимания, думаю, стоит несколько отвлечься от темы и проследить, каким путем Рогожкин шел к этому фильму.

Необходимое отступление

Рогожкин поставил дебютный полнометражный фильм о фронтовых корреспондентах "Ради нескольких строчек" в 1985 году. А уже через четыре года снял "Караул", заставивший говорить о режиссере как о самостоятельном кинематографисте. В этой бескомпромиссной черно-белой драме о неуставных отношениях в армии Рогожкин наметил то, что теперь можно считать его режиссерским стилем. А именно - выстроил на экране замкнутое пространство, куда запер страдающих клаустрофобией героев. Вольно или невольно, это замкнутое, не выпускающее наружу пространство и стало фирменным стилистическим приемом Рогожкина. А пожирающая человека изнутри жажда насилия стала для режиссера предметом исследования, в том числе и в следующем значительном его фильме - "Чекисте". Снятый в 1991 году, он будто бы предсказывал будущую большую кровь, концентрация жестокости в нем была предельной. А Рогожкин снова запер героев в четырех стенах и бесстрастно наблюдал за происходящим.

Через два года в экранизации ерофеевского рассказа "Жизнь с идиотом" Рогожкин довел людское уродство до абсурда, карикатуры. При этом атмосфера его фильма, и без того не обладающая избытком кислорода, оказалась совсем разряженной. Героям Рогожкина стало трудно дышать, появилась потребность вырваться за пресловутые четыре стены. И еще через два года грянули "Особенности национальной охоты" - первая со времен Гайдая истинно народная комедия. Но и в этом фильме, и в последующих продолжениях вырвавшиеся на свободу герои Рогожкина настоящей свободы не получали. Вместо осязаемых каменных стен их мирок окружали стены неосязаемые - те самые красные флажки из старого политического анекдота, словно опоясывавшие страну-зону и определяющие человеческое поведение.

Для того чтобы появился следующий "серьезный" проект, потребовалось три года. "Блокпост" - первое обращение российского режиссера к теме "горячих точек", в то время еще только тлевших по периметру уже не советской России. И снова - насилие, пожирающее изнутри, снова - палач и жертва, меняющиеся ролями, снова - клаустрофобия, страх перед замкнутым пространством и безуспешная попытка вырваться за искусственно очерченные рамки. В камерной обстановке режиссер четко манипулирует людскими характерами и судьбами, отчетливо понимает психологию героев. Он словно бы вместе с ними переживает происходящее. И профессионально обходит опасные обвинения в конъюктуности темы - "горячая" точка и молодые ребята, брошенные на бойню грязными политиканами. Даже вездесущий Булдаков, появляющийся ненадолго в привычной для себя роли генерала, не раздражает, а смотрится естественным продолжением абсурдности происходящего...

Хочешь мира - готовься к "Войне"

В своем "Блокпосте", так получилось, Рогожкин вольно или невольно расставил все точки над i, определив чеченскую тему как клаустрофобию, заразившую российских режиссеров. Тех, кого в последующие годы тлеющая Чечня будет привлекать и, одновременно, страшить.

Дальше свои художественные высказывания на суд зрителей предложили сразу два режиссера - Андрей Кончаловский и Алексей Балабанов. Так получилось, что их фильмы, вышедшие один за другим, невольно вступили в спор друг с другом.

"Дом дураков" Кончаловского - фильм, в связи с которым начали говорить о возрождении интереса к российскому кино на Западе: венецианские призы просто так не дают. Но стоит заметить, что Кончаловский, кажется, снимал фильм с оглядкой именно на западного зрителя, собрав на экране все мифы новой истории государства Российского... В самом начале на экране появляется титр, свидетельствующий о том, что картина основана на реальных событиях - так зарабатывается зрительское доверие к происходящему на экране. И пускай жители благополучного Запада твердят, что они в курсе событий, творящихся на территории России, - ни "правые", оправдывающие контртеррористическую операцию в Чечне, ни "левые", выступающие против чеченской войны, ни правозащитники, увидевшие специально для них выстроенные на Северном Кавказе потемкинские деревни, на самом деле ничего не знают. Поэтому и воспринимают картину Кончаловского за чистую монету. Хотя деление на "хороших" и "плохих", как известно, существует лишь в сказках для семейного просмотра. В реальной истории, на которой основан фильм, как и в реальной жизни, все, что называется, жестче.

кадр из фильма 'Война'

Фильм Балабанова "Война" как раз и получился "жестче". Питерский режиссер, автор "Братьев", неоднократно обвиняемый в разжигании межнациональной розни, сторонящийся тусовок человек в очках и с длинными волосами, неожиданно снял фильм-обманку. Все, кто хотел увидеть в этой картине плохих чеченцев и хорошего русского парня, сражающегося с бандитами, увидели это. И Балабанов не протестовал (он вообще редко протестует, однако почти во всех интервью настаивает, что в его картинах нет идеологии). Но лишь некоторые разглядели в "Войне" точное указание на настоящего врага - государственную машину, давящую собой и чеченских сепаратистов, и героические российские войска. Портрет, висящий над столом одного из официальных чиновников, свидетельствует о направленности фильма яснее и откровеннее, чем сто плохих чеченцев, умирающих под пулями бравого русского солдата. Впрочем, Балабанов, который во всех своих фильмах (за исключением, пожалуй, лишь ранних эстетских "Счастливых дней" и "Замка") играет не с идеологией, а с людскими представлениями о ней, так завуалировал свое высказывание, что оно, к несчастью, до многих не дошло. Или было извращено. В результате, "Война", пожалуй, стала одним из самых недооцененных российских фильмов своего времени. Но в обсуждаемой чеченской тематике, несомненно, оставила свой кровавый след.

Кратко...

Существуют и еще три фильма, напрямую связанные с чеченской войной. Но обсуждать их серьезно не приходится, хоть и по разным причинам. "Марш-бросок" Николая Стамбулы - попытка сделать простой и понятный, правильно идеологически выдержанный жанровый фильм, боевик, на болезненном материале. Попытка, скорее, провальная хотя бы потому, что для создания ура-патриотических фильмов нужно сначала смыть кровь и осмыслить саму проблему. Дальше - "Кавказская рулетка", поставленная режиссером-дебютантом Федором Поповым на основе пьесы Виктора Мережко. Тут другая проблема. Не определившись с собственным мнением, в попытке угодить всем, и тем самым представить так называемую "объективную" картинку, Попов попросту запутался в интересном в общем-то материале камерной драмы о противостоянии двух матерей, чьих сыновей отобрала война. Однако "Кавказская рулетка" выполнила свою миссию. Режиссер вывел чеченскую тематику в кино на другой уровень. Задал вопросы, на которые не существует однозначных ответов. Попытался не агитировать, но осмыслить трагедию. За попытку - спасибо. Наконец, "Марш славянки" Натальи Пьянковой не обсуждается просто потому, что картина не дошла (и судя по всему - не дойдет) до зрителя. Во всяком случае, в ближайшее время.

Ну а произносить много слов по поводу сериалов, так или иначе затрагивающих чеченскую проблематику, не хочется. Кроме пресловутого госзаказа (а скорее всего - и без него) эти самые многосерийные фильмы, неровно снятые и сыгранные, пытаются, бряцая оружием, воспитывать патриотизм. И в этом нет ничего плохого. Просто время для патриотизма, кажется, еще не пришло. Чеченская клаустрофобия, похоже, неизлечима.

В качестве актуального анонса: в самом конце февраля на телеканале "Россия" должна состояться премьера фильма "Честь имею", основанного на книге Андрея Константинова "Рота" и повествующего о российских военных в Чечне. Тема остается открытой.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Евгений Коган, Турман не спасет /19.02/
"Час расплаты" должен был получиться своеобразным "Особым мнением" для бедных. Но Ву, растерявший, похоже, все свои романтические идеалы, снял красивую, но очень уж нелепую, суетливую, непродуманную игрушку.
Дина Годер, Оживляем все /17.02/
Суздаль-2004: Гран-при аниматоров в этом году разделился на Гран и При.
Дмитрий Десятерик, Шепоты и крики /16.02/
19 февраля в российский прокат выходит "Таинственная река". Середина картины затянута, в отдельные моменты есть явный привкус мелодрамы. Но каждым своим кадром последний фильм Клинта Иствуда взывает к сопереживанию.
Евгений Коган, Другой жанр /13.02/
В прокат вышла картина Владимира Хотиненко "72 метра" - качественно сделанный, отлично сыгранный и вполне смотрибельный фильм, который наверняка понравится зрителям, купившим билеты и пришедшим в зал, пусть и с поп-корном.
Дмитрий Десятерик, Танцы с самураями /09.02/
Судить "Последнего самурая" слишком строго не хочется. Том Круз - не Ошима и не Китано. Станцевал, как смог.
предыдущая в начало следующая
Евгений Коган
Евгений
КОГАН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru