Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Утонувшие в глицерине
"Холодная гора". Режиссер - Энтони Мингелла

Дата публикации:  26 Февраля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Вечный, благодатный сюжет - любовь и война: неразлучные сестры, обе в доспехах самопожертвования, спасли от забвения не один текст.

Британец Энтони Мингелла должен быть особенно благодарен названной чете - она уже принесла ему девять "Оскаров" за "Английского пациента" (1996 г.). Нынче расчет, по всем прикидкам, тоже точный, хотя и отдает самоповтором: любовь и Гражданская война (разумеется, в США). Дующий в Голливуде северо-южный ветер принес "Холодной горе" уже шесть номинаций, в том числе и столь важных, как "главная мужская роль" (Джуд Лоу), "актриса второго плана" (Рене Зелльвегер), "саундтрек" (Гэбриел Яред). Что ж, эпос - любимая колыбельная нации, а мелодрама - лучший фермент для оживления костюмированных массовок. Оттого, кстати, и считают историю Скарлетт О'Хара нерушимой и несомненной классикой.

Мингелла прекрасно понимал, что сравнений с "Унесенными ветром" ему не избежать, потому и взял в работу роман Чарльза Фрейзера. Фабула первоисточника позволила некоторое смещение акцентов: от лирической саги к антивоенной драме. По вполне очевидному замыслу режиссера, война не просто оттеняет линию разлученных и воссоединившихся влюбленных, но и составляет постоянно присутствующую, всепроницающую реальность. Война везде - не только в мясорубке передовой, но и в кошмарах тыла, где царят нищета и мародерство, где рыщут озверевшие от безнаказанности ополченцы, вырезающие целые семьи по подозрению в укрывательстве дезертиров. Заявлена и внутренняя трагедия героя: Инман (Лоу), профессиональный и мужественный вояка, теряет веру в идеалы, за которые воюет, вообще отказывается воевать. Но - вынужден убить еще нескольких человек, конечно же, очень плохих, негодяев-ополченцев, прежде чем погибнуть самому. Его душевный надлом равнозначен приговору. Хотя ведь, с другой стороны, долгожданное свидание с утонченной и прекрасной Адой Монро (Николь Кидман), ради которого Инман-Лоу и стал дезертиром, прошло наилучшим образом. Им бы жить да жить...

Они и живут - в эпилоге, вместе - Кидман с дочкой - живым напоминанием об отце, храбром и красивом Инмане, в городке Холодная Гора, куда он так стремился.

Я лишь излагаю конструкцию сюжета, то, как он должен работать. Но - не работает.

Даже удивительно - ведь все компоненты действительно отборные, архипрофессиональные, от съемок до актеров. Первоклассный исходный материал, с притязанием если не на "Апокалипсис сегодня" в декорациях XIX века, то на что-то близкое. А получается - невразумительно. И дело не в формате фильма - 155 минут, конечно, время для зрителя дискомфортное, но все зависит от того, чем наполнены эти два с половиной часа.

Как представляется, именно вопрос наполнения сюжета - жанрового, психологического и даже, если угодно, идеологического - режиссером решен не был.

Претендуя, очевидно, на создание высокой антивоенной (а как сверхзадача - и экзистенциальной) драмы, Мингелла пытался уделить не меньшее внимание и тому, что называется лав-стори. Уж коль скоро в титрах заявлена Николь Кидман, ее присутствие нужно как-то оправдать: показать ее влюбленной, а ближе к финалу - и раздетой. Странно, однако, - постановщику не приходит в голову, что Кидман способна справиться с ролью куда более мощной и глубокой, нежели эротичная инженю в шляпке с ленточками ("Догвилль" он, может, и пропустил, но наверняка что-то о нем слышал, не говоря уже о "Широко открытых глазах"). Понятно, что к актрисе такого уровня следует найти свой подход. Увы, похоже, Мингелла видит в Кидман только лишь очередную голливудскую киноблондинку. То же и с Лоу - все его обязанности ограничились старательным ношением типажа мятущегося мачо. Могли ли двое исполнителей, стреноженных неподъемным сюжетом и схематичной режиссурой, изобразить роковую страсть - вообще, сильную страсть, будь то ненависть либо отчаяние?

"Холодная гора" чревата подобными вопросами. Мингелла смешивает столь эмоционально богатые жанры, как мелодрама и пацифистский фильм, - и получает на выходе лишь фальшь и скуку. Здесь не только любовь - но и война ненастоящая. Все эти изъезженные, изжеванные взрывы, бутафорские раны, глицериновые слезы - ну удивил бы хоть раз, хоть единым кадром, европеец же, в конце концов.

Впрочем, различие культур и богатство традиций в данном случае ни при чем. Тут другое. Тут на личности надо переходить.

Просто, кажется, Мингелла во все это не верит. Ни в любовь сквозь холода и пушки, ни в страдания человеческие, ни во внутреннее преображение истомленного насилием солдата. Не верит и не чувствует. И никаких соображений, убеждений на сей счет не имеет. Потому не может передать чувства-убеждения-идеи зрителю. Снимает ради кассы, ради продюсеров, даже (как он думает) ради публики. Только не ради себя.

Тем и отличается ремесленник - от мастера.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Десятерик, Горько-сладкое /24.02/
Бартон слагает посредственную оду тем незыблемым ценностям, которые сам в свое время разделывал под орех.
Евгений Коган, Чеченская клаустрофобия /20.02/
Фильмы о войне были и будут всегда. Чеченская война - не исключение, вопрос только в том, готовы ли режиссеры снимать, зрители - смотреть, а государство - не мешать.
Евгений Коган, Турман не спасет /19.02/
"Час расплаты" должен был получиться своеобразным "Особым мнением" для бедных. Но Ву, растерявший, похоже, все свои романтические идеалы, снял красивую, но очень уж нелепую, суетливую, непродуманную игрушку.
Дина Годер, Оживляем все /17.02/
Суздаль-2004: Гран-при аниматоров в этом году разделился на Гран и При.
Дмитрий Десятерик, Шепоты и крики /16.02/
19 февраля в российский прокат выходит "Таинственная река". Середина картины затянута, в отдельные моменты есть явный привкус мелодрамы. Но каждым своим кадром последний фильм Клинта Иствуда взывает к сопереживанию.
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Десятерик
Дмитрий
ДЕСЯТЕРИК
d-dmytro@i.com.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru