Русский Журнал / Обзоры / Кино
www.russ.ru/culture/cinema/20040227_ko.html

Простота хуже воровства
"Боулинг для Колумбины". Режиссер - Майкл Мур

Евгений Коган

Дата публикации:  27 Февраля 2004

скар" за "лучший документальный фильм", спецприз жюри Каннского фестиваля, "Сезар" за "лучший иностранный фильм", призы зрительских симпатий в Сан-Себастьяне, Амстердаме, Галифаксе, Сан-Пауло и Бергене, WGA Award (Screen) за "лучший сценарий документального кинофильма" от Гильдии сценаристов США, призы за "лучший документальный фильм" от Общества кинокритиков, от Forth Worth Film Critics Association Awards в Далласе, от кинокритиков Флориды, Канзаса и Торонто, от Общества интернет-кинокритиков США и Общества кинокритиков Юго-востока... Продолжать можно до бесконечности. Самый известный документальный фильм последних лет - "Боулинг для Колумбины" Майкла Мура - вышел в российский прокат.

В основе картины - расследование преступления, которое случилось 20 апреля 1999 года. Напомню, тогда в средней школе в Литтлтоне, штат Колорадо, двое учащихся открыли беспорядочную стрельбу, убив 13 (тринадцать!) человек. Обаятельный толстяк и талантливый режиссер Майкл Мур, путешествуя по стране, пытается понять причины немотивированных вспышек насилия. И, обуреваемый праведным гневом, обрушивается на одно из главных завоеваний американской демократии - право на свободное приобретение и ношение оружия.

фото - Arthouse.ru

Результат известен: картина получила такое количество всевозможных наград, что как-то даже неудобно. Потому что, в конце концов, не червонец же этот самый "Боулинг", чтобы всем так нравиться.

Хотя все, на самом деле, очень просто. Пару лет назад мир захлестнули антиамериканские настроения. Война в Ираке, идиотский милитаризм Джорджа Буша, антитеррористические пляски на костях погибших 11 сентября. И вот, причем не где-нибудь, а именно в США, неожиданно появляется этакий Робин Гуд, рыцарь без страха и упрека, который снимает разоблачительное бескомпромиссное кино, вонзая отравленную стрелу возмездия в самое сердце хваленого американского образа жизни, в самое сердце разрекламированной американской демократии. Киноакадемики, испугавшись наградить "Банды Нью-Йорка" Мартина Скорсезе, великолепный фильм о кровавой американской истории, совершают гражданский поступок и вручают-таки заветную статуэтку "ворошиловскому стрелку" штатовской документалистики. А тот, не будь дураком, выходит на сцену и разражается громкой и истеричной, но предсказуемой речью о преступлениях президента Буша перед человечеством. Общество в восторге, призы следуют один за другим, Мур триумфально ездит по фестивалям. Победа?

Так получилось, что за обилием действительно интересной фактуры в толпе задействованных в фильме ньюсмейкеров настоящего и прошлого (а на экране появляются в том числе: Джордж Буш, Билл Клинтон, Дик Чейни, Сальвадор Альенде, Адольф Гитлер, Мэрилин Мэнсон, Крис Рок и, главное, Чарлтон Хестон, знаменитый в прошлом актер, настоящая голливудская звезда, а ныне - пропагандист свободы на ношение оружия) затерялась, собственно, суть фильма. Потому что никакая это, на самом деле, не документалистика. А нечто совсем другое.

Чем-то похожим, но на качественно другом уровне, много лет назад занимался Валерий Комиссаров, автор "Моей семьи" и теперь - депутат, борец за нравственность и автор законопроектов. В программах канала "АТВ" он создавал остроумные сюжеты, прикидывавшиеся документалистикой, а на самом деле - чистой воды провокации. Комиссаров провоцировал людей, которые с радостью отвечали ему взаимностью и принимали участие в игре. В той игре, которая потом демонстрировалась на небольшом телевизионном экране на всю страну. А еще раньше Александр Невзоров, тоже телезвезда и депутат, "собирал" деньги в Фонд озеленения Луны. Да на самом деле ни Комиссаров, ни Невзоров не были первыми. Провокация в искусстве была всегда. Но только с помощью электронных средств массовой информации она стала ощутимо влиять на общественное мнение.

"Боулинг для Колумбины" - виртуозно сделанный капустник. В паутину, которую плетет талантливый режиссер Майкл Мур, с легкостью попадаются и простые жители США, и опытный Чарлтон Хестон (в фильме - дьявол во плоти). Мур бьет в самое больное место, заставляет оплакивать невинно убиенных детей, а потом, словно дрова в огонь, подбрасывает зрителям жертву на растерзание: вот он, виновный, распни его! И зрители охотно распинают. Потому что распять всегда легче, чем попытаться анализировать.

Двухчасовое документальное кино "Боулинг для Колумбины", собравшее только в американском прокате 22 миллиона долларов (что, согласитесь, очень неплохо для неигрового фильма), сделано виртуозно и смотрится на одном дыхании. Только после просмотра остается какой-то неприятный привкус. И это - не привкус, от которого можно избавиться, почистив зубы. Это - ощущение, что вас обманули. Подкинули талантливую фальшивку, на которую вы повелись. Позвали на баррикады сражаться за правое дело, а враг не пришел. Вернее, пришел, но какой-то выдуманный, ненастоящий.

Фильм Майкла Мура - та самая фальшивка. Притянутое за уши доказательство изначально неправильного утверждения. Когда Сергей Курехин на пальцах доказал, что Ленин был грибом, это выглядело смешно и остроумно. "Боулинг для Колумбины" - это не смешно, а грустно и страшно. И очень просто. А простота, как известно, хуже воровства.