Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Простота хуже воровства
"Боулинг для Колумбины". Режиссер - Майкл Мур

Дата публикации:  27 Февраля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

скар" за "лучший документальный фильм", спецприз жюри Каннского фестиваля, "Сезар" за "лучший иностранный фильм", призы зрительских симпатий в Сан-Себастьяне, Амстердаме, Галифаксе, Сан-Пауло и Бергене, WGA Award (Screen) за "лучший сценарий документального кинофильма" от Гильдии сценаристов США, призы за "лучший документальный фильм" от Общества кинокритиков, от Forth Worth Film Critics Association Awards в Далласе, от кинокритиков Флориды, Канзаса и Торонто, от Общества интернет-кинокритиков США и Общества кинокритиков Юго-востока... Продолжать можно до бесконечности. Самый известный документальный фильм последних лет - "Боулинг для Колумбины" Майкла Мура - вышел в российский прокат.

В основе картины - расследование преступления, которое случилось 20 апреля 1999 года. Напомню, тогда в средней школе в Литтлтоне, штат Колорадо, двое учащихся открыли беспорядочную стрельбу, убив 13 (тринадцать!) человек. Обаятельный толстяк и талантливый режиссер Майкл Мур, путешествуя по стране, пытается понять причины немотивированных вспышек насилия. И, обуреваемый праведным гневом, обрушивается на одно из главных завоеваний американской демократии - право на свободное приобретение и ношение оружия.

фото - Arthouse.ru

Результат известен: картина получила такое количество всевозможных наград, что как-то даже неудобно. Потому что, в конце концов, не червонец же этот самый "Боулинг", чтобы всем так нравиться.

Хотя все, на самом деле, очень просто. Пару лет назад мир захлестнули антиамериканские настроения. Война в Ираке, идиотский милитаризм Джорджа Буша, антитеррористические пляски на костях погибших 11 сентября. И вот, причем не где-нибудь, а именно в США, неожиданно появляется этакий Робин Гуд, рыцарь без страха и упрека, который снимает разоблачительное бескомпромиссное кино, вонзая отравленную стрелу возмездия в самое сердце хваленого американского образа жизни, в самое сердце разрекламированной американской демократии. Киноакадемики, испугавшись наградить "Банды Нью-Йорка" Мартина Скорсезе, великолепный фильм о кровавой американской истории, совершают гражданский поступок и вручают-таки заветную статуэтку "ворошиловскому стрелку" штатовской документалистики. А тот, не будь дураком, выходит на сцену и разражается громкой и истеричной, но предсказуемой речью о преступлениях президента Буша перед человечеством. Общество в восторге, призы следуют один за другим, Мур триумфально ездит по фестивалям. Победа?

Так получилось, что за обилием действительно интересной фактуры в толпе задействованных в фильме ньюсмейкеров настоящего и прошлого (а на экране появляются в том числе: Джордж Буш, Билл Клинтон, Дик Чейни, Сальвадор Альенде, Адольф Гитлер, Мэрилин Мэнсон, Крис Рок и, главное, Чарлтон Хестон, знаменитый в прошлом актер, настоящая голливудская звезда, а ныне - пропагандист свободы на ношение оружия) затерялась, собственно, суть фильма. Потому что никакая это, на самом деле, не документалистика. А нечто совсем другое.

Чем-то похожим, но на качественно другом уровне, много лет назад занимался Валерий Комиссаров, автор "Моей семьи" и теперь - депутат, борец за нравственность и автор законопроектов. В программах канала "АТВ" он создавал остроумные сюжеты, прикидывавшиеся документалистикой, а на самом деле - чистой воды провокации. Комиссаров провоцировал людей, которые с радостью отвечали ему взаимностью и принимали участие в игре. В той игре, которая потом демонстрировалась на небольшом телевизионном экране на всю страну. А еще раньше Александр Невзоров, тоже телезвезда и депутат, "собирал" деньги в Фонд озеленения Луны. Да на самом деле ни Комиссаров, ни Невзоров не были первыми. Провокация в искусстве была всегда. Но только с помощью электронных средств массовой информации она стала ощутимо влиять на общественное мнение.

"Боулинг для Колумбины" - виртуозно сделанный капустник. В паутину, которую плетет талантливый режиссер Майкл Мур, с легкостью попадаются и простые жители США, и опытный Чарлтон Хестон (в фильме - дьявол во плоти). Мур бьет в самое больное место, заставляет оплакивать невинно убиенных детей, а потом, словно дрова в огонь, подбрасывает зрителям жертву на растерзание: вот он, виновный, распни его! И зрители охотно распинают. Потому что распять всегда легче, чем попытаться анализировать.

Двухчасовое документальное кино "Боулинг для Колумбины", собравшее только в американском прокате 22 миллиона долларов (что, согласитесь, очень неплохо для неигрового фильма), сделано виртуозно и смотрится на одном дыхании. Только после просмотра остается какой-то неприятный привкус. И это - не привкус, от которого можно избавиться, почистив зубы. Это - ощущение, что вас обманули. Подкинули талантливую фальшивку, на которую вы повелись. Позвали на баррикады сражаться за правое дело, а враг не пришел. Вернее, пришел, но какой-то выдуманный, ненастоящий.

Фильм Майкла Мура - та самая фальшивка. Притянутое за уши доказательство изначально неправильного утверждения. Когда Сергей Курехин на пальцах доказал, что Ленин был грибом, это выглядело смешно и остроумно. "Боулинг для Колумбины" - это не смешно, а грустно и страшно. И очень просто. А простота, как известно, хуже воровства.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Десятерик, Утонувшие в глицерине /26.02/
На российские экраны выходит "Холодная гора" Энтони Мингеллы. Уж коль скоро в титрах заявлена Николь Кидман, ее присутствие нужно как-то оправдать: показать ее влюбленной, а ближе к финалу - и раздетой.
Дмитрий Десятерик, Горько-сладкое /24.02/
Бартон слагает посредственную оду тем незыблемым ценностям, которые сам в свое время разделывал под орех.
Евгений Коган, Чеченская клаустрофобия /20.02/
Фильмы о войне были и будут всегда. Чеченская война - не исключение, вопрос только в том, готовы ли режиссеры снимать, зрители - смотреть, а государство - не мешать.
Евгений Коган, Турман не спасет /19.02/
"Час расплаты" должен был получиться своеобразным "Особым мнением" для бедных. Но Ву, растерявший, похоже, все свои романтические идеалы, снял красивую, но очень уж нелепую, суетливую, непродуманную игрушку.
Дина Годер, Оживляем все /17.02/
Суздаль-2004: Гран-при аниматоров в этом году разделился на Гран и При.
предыдущая в начало следующая
Евгений Коган
Евгений
КОГАН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru