Русский Журнал / Обзоры / Кино
www.russ.ru/culture/cinema/20040311_ko.html

Образчик цинизма
"Монстр". Режиссер - Пэтти Дженкинс

Евгений Коган

Дата публикации:  11 Марта 2004

Дешевая и не слишком привлекательная проститутка Эйлин никак не может заработать денег. За свои услуги она берет мало, а любовь к спиртному, общая мужеподобность и ночное шоссе не слишком способствуют наплыву платежеспособной клиентуры. Однажды в гей-баре Эйлин знакомится с малолетней лесбиянкой Селбой. У той - сломанная рука, проблемы с родителями и обезоруживающая улыбка. Эйлин впервые чувствует себя нужной хоть кому-то, в результате чего моментально влюбляется и решает увезти свою новую знакомую куда-нибудь, где они вместе смогут быть счастливыми и беззаботными. Беда в том, что денег на это нет. Приходится Эйлин снова выходить на ночное шоссе. Но один из клиентов решает ее изнасиловать. Тогда она разряжает в него обойму своего пистолета и забирает его деньги. А потом входит во вкус...

Эйлин Уорнос - женщина, существовавшая на самом деле. Когда она была маленькой, ее изнасиловал друг ее отца. С тех пор она начала активно "гулять" с противоположным полом, а потом стала брать за это деньги... В 1990 году ее арестовали, ее виновность в убийствах была доказана. А двенадцать лет спустя Эйлин казнили. Но перед этим режиссер Пэтти Дженкинс и исполнительница главной роли в его фильме Шарлиз Терон пообщались в тюрьме с первой в истории Соединенных Штатов Америки женщиной, официально названной серийным убийцей. Эйлин даже разрешила им использовать в фильме свою переписку. Результат - фильм "Монстр", обладатель премии "Оскар" и одна из главных достопримечательностей российского кинопроката начала весны.

Во всей этой истории есть некий душок цинизма. Ну скажите, чего ради простой зритель, пришедший в кино, должен сопереживать некрасивой тетке, которая убивала мужиков из пистолета, забирала их деньги и машины и во всем потакала своей возлюбленной - юной миловидной лесбиянке, настоящей избалованной сучке с красивыми глазами? Даже та самая переписка, взятая из реальной жизни, не помогает, хоть и насыщает картину необходимым слезоточивым сентиментализмом.

Цинично и то, что на роль некрасивой и несчастной Эйлин Уорнос пригласили одну из самых шикарных женщин Голливуда, настоящую блондинку Шарлиз Терон. Ради "Монстра" актрисе пришлось набрать несколько более чем заметных килограммов живого веса, а также разрешить гримерам обезобразить свое ангельское личико. Правда, премия американских киноакадемиков искупила эти страдания. Цинично и то, что малолетнюю лесбиянку Селбу играет Кристина Риччи - очень красивая, на мой субъективный взгляд, девушка. В то время как реальная подружка Эйлин особой красотой тоже не отличалась.

Хотя, справедливости ради, необходимо признать, что и Терон, и Риччи исполняют поставленные режиссером задачи образцово. Особенно Терон. Девушка из высшего общества, привыкшая к тому, что ее лучшие друзья - бриллианты, актриса виртуозно изображает мужеподобность, гогочет и курит как дальнобойщик, ходит вразвалочку и активно жестикулирует. Да и Риччи не отстает, впрочем, в ее-то актерских способностях, кажется, никто не сомневается.

Но дело не в этом. Фильм "Монстр" вообще - образчик цинизма. Заручившись поддержкой начального титра "фильм основан на реальных событиях", режиссер, такое ощущение, совсем отказывается от мыслительного процесса и выбирает наиболее легкий из всех возможных путей. И вместо драмы об одиночестве или, что было бы куда лучше, абсурдистского повествования о психически больной женщине (а то, что Эйлин Уорнос была больным человеком, доказали американские специалисты) получается предсказуемое, пафосное и, главное, трусливое кино, обличающее общество, остросоциальное высказывание, не достигающее цели. Кино, в котором дешевая проститутка без образования, общающаяся только с пьяными посетителями придорожных баров, изъясняется высокопарными речами. Кино, в котором сучка-лесбиянка с ангельским взглядом на суде тыкает в свою бывшую подружку пальцем так, как это делали порабощенные пришельцами герои старых фантастических "Похитителей тел". Кино, в нарочитый реализм которого нет никаких сил верить. Во-первых, потому что к главной героине, какой бы несчастной ни пытался показать ее режиссер (и какой бы несчастной ни была она на самом деле), невозможно испытывать симпатию. И, во-вторых, потому что "Монстр" - просто скучное кино.

Даже обидно. "Парни не плачут" были куда актуальнее. И откровеннее.