Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Образчик цинизма
"Монстр". Режиссер - Пэтти Дженкинс

Дата публикации:  11 Марта 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Дешевая и не слишком привлекательная проститутка Эйлин никак не может заработать денег. За свои услуги она берет мало, а любовь к спиртному, общая мужеподобность и ночное шоссе не слишком способствуют наплыву платежеспособной клиентуры. Однажды в гей-баре Эйлин знакомится с малолетней лесбиянкой Селбой. У той - сломанная рука, проблемы с родителями и обезоруживающая улыбка. Эйлин впервые чувствует себя нужной хоть кому-то, в результате чего моментально влюбляется и решает увезти свою новую знакомую куда-нибудь, где они вместе смогут быть счастливыми и беззаботными. Беда в том, что денег на это нет. Приходится Эйлин снова выходить на ночное шоссе. Но один из клиентов решает ее изнасиловать. Тогда она разряжает в него обойму своего пистолета и забирает его деньги. А потом входит во вкус...

Эйлин Уорнос - женщина, существовавшая на самом деле. Когда она была маленькой, ее изнасиловал друг ее отца. С тех пор она начала активно "гулять" с противоположным полом, а потом стала брать за это деньги... В 1990 году ее арестовали, ее виновность в убийствах была доказана. А двенадцать лет спустя Эйлин казнили. Но перед этим режиссер Пэтти Дженкинс и исполнительница главной роли в его фильме Шарлиз Терон пообщались в тюрьме с первой в истории Соединенных Штатов Америки женщиной, официально названной серийным убийцей. Эйлин даже разрешила им использовать в фильме свою переписку. Результат - фильм "Монстр", обладатель премии "Оскар" и одна из главных достопримечательностей российского кинопроката начала весны.

Во всей этой истории есть некий душок цинизма. Ну скажите, чего ради простой зритель, пришедший в кино, должен сопереживать некрасивой тетке, которая убивала мужиков из пистолета, забирала их деньги и машины и во всем потакала своей возлюбленной - юной миловидной лесбиянке, настоящей избалованной сучке с красивыми глазами? Даже та самая переписка, взятая из реальной жизни, не помогает, хоть и насыщает картину необходимым слезоточивым сентиментализмом.

Цинично и то, что на роль некрасивой и несчастной Эйлин Уорнос пригласили одну из самых шикарных женщин Голливуда, настоящую блондинку Шарлиз Терон. Ради "Монстра" актрисе пришлось набрать несколько более чем заметных килограммов живого веса, а также разрешить гримерам обезобразить свое ангельское личико. Правда, премия американских киноакадемиков искупила эти страдания. Цинично и то, что малолетнюю лесбиянку Селбу играет Кристина Риччи - очень красивая, на мой субъективный взгляд, девушка. В то время как реальная подружка Эйлин особой красотой тоже не отличалась.

Хотя, справедливости ради, необходимо признать, что и Терон, и Риччи исполняют поставленные режиссером задачи образцово. Особенно Терон. Девушка из высшего общества, привыкшая к тому, что ее лучшие друзья - бриллианты, актриса виртуозно изображает мужеподобность, гогочет и курит как дальнобойщик, ходит вразвалочку и активно жестикулирует. Да и Риччи не отстает, впрочем, в ее-то актерских способностях, кажется, никто не сомневается.

Но дело не в этом. Фильм "Монстр" вообще - образчик цинизма. Заручившись поддержкой начального титра "фильм основан на реальных событиях", режиссер, такое ощущение, совсем отказывается от мыслительного процесса и выбирает наиболее легкий из всех возможных путей. И вместо драмы об одиночестве или, что было бы куда лучше, абсурдистского повествования о психически больной женщине (а то, что Эйлин Уорнос была больным человеком, доказали американские специалисты) получается предсказуемое, пафосное и, главное, трусливое кино, обличающее общество, остросоциальное высказывание, не достигающее цели. Кино, в котором дешевая проститутка без образования, общающаяся только с пьяными посетителями придорожных баров, изъясняется высокопарными речами. Кино, в котором сучка-лесбиянка с ангельским взглядом на суде тыкает в свою бывшую подружку пальцем так, как это делали порабощенные пришельцами герои старых фантастических "Похитителей тел". Кино, в нарочитый реализм которого нет никаких сил верить. Во-первых, потому что к главной героине, какой бы несчастной ни пытался показать ее режиссер (и какой бы несчастной ни была она на самом деле), невозможно испытывать симпатию. И, во-вторых, потому что "Монстр" - просто скучное кино.

Даже обидно. "Парни не плачут" были куда актуальнее. И откровеннее.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Алексей Муравьев, Страстное действо /11.03/
"Страсти Христовы" - во многом фильм-обличение современного человека в безверии, в подмене Христа политкорректным и красивым призраком. Поэтому и такое настояние на реалистичности страданий. Это - как антидот.
Дмитрий Десятерик, Капитуляция /10.03/
11 марта в российский прокат выходят "29 Пальм" Брюно Дюмона. В этом фильме слова не имеют значения. Говорит тело. Следовательно, любая коммуникация строится через физический контакт - объятие, поцелуй, избиение, изнасилование, убийство.
Дмитрий Десятерик, Великая иллюзия /05.03/
После успешного дебюта будущее Вадима Перельмана сколь многообещающе, столь и неопределенно.
Дмитрий Десятерик, Мусорный "Оскар" /02.03/
Новозеландский киномусорщик вознесен на оскаровскую вершину. Лучшую самохарактеристику для этой премии трудно даже придумать.
Евгений Коган, Все или ничего /01.03/
О том, кому достанется "Оскар" за лучший фильм года, можно было не спорить. Главное - учитывать, что Джексон получил эту (и все прочие награды) не за "Возвращение короля", а за трилогию в целом. По совокупности заслуг.
предыдущая в начало следующая
Евгений Коган
Евгений
КОГАН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru