Русский Журнал / Обзоры / Кино
www.russ.ru/culture/cinema/20040315_ko.html

Между жанрами
"Зимняя жара". Режиссер Стефан Вуйе

Евгений Коган

Дата публикации:  15 Марта 2004

Я не знаю, какая погода должна стоять в Брюсселе зимой. Но, судя по всему, когда в бельгийской столице в один из зимних месяцев столбик термометра замирает на отметке 25 градусов выше нуля, это ненормально. Тогда, по жаре, происходят всякие странности. Например, встречаются два одиноких и затюканных жизнью человека. И между ними проскакивает искорка... нет, не любви, но лишь только намека на большое и светлое чувство. И теперь остается не упустить эту искорку, которая, в будущем, может быть, превратится в любовь. А может - и не превратится.

Соня из Одессы приехала в Брюссель искать своего мужа, который три года назад уехал в Бельгию и где-то потерялся - ни слуху от него ни духу. А в Брюсселе, похожем на плавильный котел, объединивший всевозможные национальности не только более или менее объединенной Европы, но и всех прочих материков, живет непутевый Мигель - сын испанских эмигрантов, который все время опаздывает на работу, подводит своего брата и вообще никак не приспособлен к жизни. У Мигеля есть дочь - очаровательная маленькая девочка, не по годам умная и проницательная. У него также есть мама - красивая, хотя слишком разговорчивая и занудная, но добрая внутри тетка, которая вечно сует нос не в свои дела. А еще у него есть жена, которая несколько лет назад уехала в Америку, чтобы стать певицей, и теперь не подходит к телефону, лишь изредка присылая открытки и кассеты со своими записями.

Естественно, по всем законам мелодрамы Соня и Мигель встречаются на жаркой улице зимнего Брюсселя. Вернее, нелегалка Соня, спасаясь от полиции, заскакивает в машину к Мигелю. В результате большая, но не очень дружная испанская семья решает помочь Соне найти ее мужа. Но для этого нужно объехать весь Брюссель, попасть в три автомобильные аварии, поссориться и снова помириться друг с другом, оторвать голову кукле, познакомиться с разными смешными и не очень смешными людьми, населяющими бельгийскую столицу, узнать горькую правду. Потерянный муж, конечно, найдется, но он окажется не тем человеком, из-за которого Соня пересекла несколько государственных границ, попала в тюрьму и связалась, на свою голову, с сумасшедшими испанцами. Так что дело, естественно, не в муже...

"Зимняя жара" могла бы оказаться социальной драмой в лучших традициях Кена Лоуча. То есть жестким памфлетом, обличающим лживые идеалы объединенной Европы, декларируемые на экономических форумах, но на деле не влияющие на жизнь простых смертных. "Зимняя жара" могла оказаться и комедией положений, благо, несмотря на общую серьезность ситуации, в которую попадают герои, сюжет изобилует смешными, почти анекдотическими эпизодами. Наконец, "Зимняя жара" могла оказаться слезоточивой мелодрамой о том, как посреди городской жары встречаются два одиноких человека и между ними проскакивает... Смотри выше.

Но ничего этого не случилось. Фильм режиссера Стефана Вуйе застрял где-то между жанрами. И, честно говоря, ничего плохого в этом нет. Ведь события, происходящие в реальной жизни, тоже отнюдь не часто можно классифицировать с позиций того или иного жанра. Трагикомедия - вот тот единственный жанр, который достоин самой жизни. Но в "Зимней жаре" значительно больше комического, чем трагического - не так, как в реальности.

Картина, действительно, вышла смешная и простая, как три копейки. Она предсказуема от начала и до конца (поэтому я, не смущаясь, приоткрыл завесу тайны над финалом - любой здравомыслящий человек уже через десять минут просмотра поймет, чем все закончится). Именно такие фильмы и составляют сейчас львиную долю европейского проката. Так что не надо думать, будто все европейские режиссеры - сплошь интеллектуалы с повернутыми мозгами, снимающие мрачный арт-хаус. "Зимняя жара" - просто нормальное, слегка затянутое, но легкое и ни на что не претендующее кино с блестяще выписанными диалогами.

Главное же достоинство фильма - актерское трио. Именно актеры делают фильм заметным на общем фоне. Хороша Ингеборга Дапкунайте, играющая одесситку Соню ("Она из России... Вернее, с Украины. Впрочем, это одно и тоже", - так говорит про нее кто-то из персонажей фильма.) Хорош Жак Гамблен ("Отверженные"), исполняющий роль Мигеля. Но первая среди равных - великолепная Кармен Маура, эксцентричная звезда Педро Альмодовара, великая испанская клоунесса с грустными глазами.

Хотя бы из-за актеров картину стоит посмотреть. Но не только. Например, история зарождающейся любви, которая заканчивается хэппи-эндом - редкость по нынешним временам.