Русский Журнал / Обзоры / Кино
www.russ.ru/culture/cinema/20040322_des.html

В движении
"Крутящий момент". Режиссер - Джозеф Кан

Дмитрий Десятерик

Дата публикации:  22 Марта 2004

Стоит сразу сказать, что "Крутящий момент" (так у нас перевели довольно специфический термин "Torque") - типичное трюковое кино. Причин, по которым ему следует выделить из потока подобной продукции, несколько.

Во-первых, обозначенная типичность: хорошо бы попытаться понять, куда движется мейнстрим в своей модной адреналиновой части, которую "Torque" представляет вполне адекватно. Потом, сделан он все-таки - для фильма-аттракциона - качественно. Наконец, любопытно отследить, как вообще изменился поджанр байк-фильма, "синемациклетной" картины, легитимизированный легендарными "Беспечным ездоком" и "Бунтарем без причины".

Впрочем, никакого бунта здесь нет. Нет и собственно байкерской эстетики всего этого кожано-клепаного, брюхастого и бородатого мачизма. Да и самих героев байкерами в привычном смысле слова не назовешь. В стильных спортивных костюмах, на ярких юрких машинах, они скорее - гонщики-дикари, экстремалы. С обществом они не конфликтуют; вообще, драматургию сложной не назовешь. Сценарист Метт Джонсон обходятся самым стандартным набором: "хороший" (Кери - Мартин Хендерсон) с запутанной судьбой, "плохой", который "хорошего" подставляет, "злой", но справедливый гангстер Трей (его играет прославленный рэппер Айс Кьюб) и продажный фэбээровец, что исподволь стравливает горячих парней. Умеренно участвуют в событиях красивые девицы; пуд кокаина, пистолеты и крепкие кулаки тоже наличествуют. Ничего нового. Актерской работы ноль. Фабулу движет кое-что другое: скорость.

"Torque" - это череда погонь и схваток. Даже единственная лирическая сцена снята на вращающейся карусели. Чаще всего погоня и схватка совмещаются. Как это было сделано, насколько вообще возможно вытворять подобные коленца в реальности - такие вопросы даже не возникают. Опыт скоростных развлекателей последнего десятилетия, от Тарантино до братьев Вачовски, режиссером Джозефом Каном учтен со школярской дотошностью. Чистый гедонизм, азарт дороги, упоение в бою. От одной только сцены, где Трей и Кери гоняют на байках по крыше несущегося полным ходом экспресса, - оторопь берет. Причем снято все в эффектной клиповой манере, с четкой привязкой к рок-н-рольному саундтреку и со множеством "юморных" деталей - наподобие кед на ногах пиджачного федерала или случайной красной юбки, задираемой вихрем от проносящегося мотоцикла. В целом - пустячок, космически далекий от двухколесной психоделии Питера Фонды. Но ладно скроенный. И, вероятно, не последний в длинном ряду широкоформатно моторизованных собратьев.

Крамольная мысль вкрадывается иногда при просмотре аналогичных безделок, - почему бы у нас не наладить регулярное производство именно такого, с позволения сказать, поп-корна? Чтобы летали на экране машины за мотоциклами, героин за кокаином, утюги за пирогами, правда легко побеждала кривду и никто ни о чем не грустил бы и не задумывался. Благо каскадерская школа вроде не из худших.

Подростки бы получали свою дозу адреналина, а арт-хаусные режиссеры - просто из чувства противоречия - снимали бы все лучше и лучше. Вот бы кинопроцесс и наладился. А то все - "Бумер", "Бумер"...