Русский Журнал / Обзоры / Кино
www.russ.ru/culture/cinema/20040325_des.html

Праздник послушания
"Питер Пэн". Режиссер - Пи Джей Хоган

Дмитрий Десятерик

Дата публикации:  25 Марта 2004

В прокат вышла новая экранизация "Питера Пэна". Эта сказка (изначально - пьеса) Джеймса Барри - из тех, которые будут любимы всегда, всеми поколениями, независимо от извивов моды. Прямо так и напрашивается высокий слог: "Питер Пэн" увлекает и взрослого, и малого в небеса фей, на остров Неверленд (в переводе своенравного Бориса Заходера - Гдетотам). Судя по всему, режиссера Пи Джей Хогана и сценариста Майкла Голдберга (в титрах предусмотрительно отмечено - "по мотивам" пьесы и книг Джеймса Барри) тоже влек возвышенный штиль. Но до поры до времени фильм выглядит здорово. И старшие, и младшие Дарлинги, а также дикие дети на острове - милые, добрые, красивые. Сам же Питер (Джереми Самптер) - так и вовсе маленькая фотомодель. Ну, правда, как-то очень уж настойчиво тетя Милли (Линн Редгрейв; в пьесе такой рассудительной теткой и не пахнет по причине полной ее ненужности) пробалтывает тему "поцелуя любви" и скорой зрелости Венди (Рейчел Херд-Вуд). А в целом, повторюсь, все чудесно. В меру картинно, пестро, весело, с богатыми спецэффектами, бесподобными пиратами, воинственной малышней Неверленда и вредной феей Тинк (Людвин Санье). Но вот, после остроумно поставленной битвы с пиратами в пещере, словно злой колдун овладевает душами сценариста и режиссера.

Сказка стремительно превращается в проповедь, а место сказочника занимает зануда-училка. Сначала, посредством красавицы Венди, постановщики вводят любовную линию, пытаются навьючить на легкокрылые образы Барри взрослые страсти-мордасти. Но "Питер Пэн" тоже не лыком шит, и от всей этой не мотивированной сюжетом и плохо сыгранной лирической чепухи ускользает.

Тогда-то Хоган с Голдбергом совершают самое страшное. Они начинают сеять разумное-доброе-вечное: внедрять в сказку о вечном детстве семейные ценности. То есть настойчиво, с помощью диалогов и изрядно переписанных сцен Барри, втолковывают, что детство хорошо в меру, что сказка обязательно, о-бя-за-тель-но должна быть с моралью, причем мораль следует представить пораньше, уже в середине фильма, и потом многократно повторить, так чтобы и слепой увидел, и чтобы финал воспринимался как неограниченное торжество добродетели. Питера воспитывают со всех сторон. Неслыханно: они даже старину Крюка (Джейсон Айзекс), который тоже по-своему романтик, пытаются использовать как розги, с назидательной целью, - только бы втиснуть непослушного летающего мальчишку в карцер своего морализаторства. Ну ничего святого!

Непонятно, зачем это делалось. Детям все эти слезки и проповеди могут показаться не вполне интересными. Взрослым - тем более. То, что семье Дарлингов радостно будет воссоединиться в финале, ясно с самого начала, зачем сказку-то увечить? Неужели стоило, даже ради благих воспитательных целей, так перекраивать финал, пичкая зал прописными истинами?

Главное же, чего у Хогана-Голдберга нет и близко, - той добродушной иронии Барри, которая прослаивает каждую ремарку и большинство диалогов пьесы. Это человеколюбивое "остранение" - одно из тех качеств, что и делают "Питера Пэна" сказкой на все времена, - в фильме просто отсутствует. И вот ведь что интересно: как только постановщики начинают надзирать и наказывать, картина теряет всякий драйв. Вместо феерической сцены финального боя, когда Крюк, умаявшись воевать с неодолимой ребятней, с пением "Гаудемауса" бросается в пасть крокодила, пират и Питер Пэн летают в воздухе и произносят выспренние слова о любви, добре и зле. Надеть на одного черные очки, на другого китель - и все будет точно уже в порядке. В полном.

Я не большой поклонник Спилберга, но вынужден признать, что его "Крюк" намного лучше. Поскольку выполняет четкую и ясную задачу - развлечь побольше людей, ни в коей мере не притязая на поучения, а также на прямое отношение к пьесе (потому и называется "Крюк", не "Питер Пэн"). И показывают то, что заявлено, - пусть не выдающийся, но, несомненно, веселый и яркий фильм-аттракцион.

И почему же так получилось... То ли Хоган с Голдбергом любят не детей, а свое к ним отношение. То ли всегда маму с папой слушались. То ли во сне никогда не летали. Или забыли, как это делается. Или сами в это не верят...