Русский Журнал / Обзоры / Кино
www.russ.ru/culture/cinema/20040331_ko.html

Лопату отдай!
"Тайное окно". Режиссер - Дэвид Копп

Евгений Коган

Дата публикации:  31 Марта 2004

Фильм "Тайное окно" должен был выйти в следующем году. Но грандиозный успех "Пиратов Карибского моря" и, соответственно, Джонни Деппа смешал все карты. Потому что Депп в "Окне" исполняет главную роль. Как результат - премьера шизофренического триллера, поставленного по рассказу Стивена Кинга "Тайное окно, тайный сад", вышел в мировой прокат пару недель назад. И, что приятно, оперативно докатился до России.

Итак, писатель Морт Райни испытывает творческий кризис: у него не пишется очередное произведение, от него ушла жена (он как-то застал ее с другим мужчиной, и с этого начался разлад его сугубо гуманитарной натуры), а единственный его собеседник - милый песик с очень внимательным взглядом. Морт все время спит на диване, ходит в рваном халате бывшей жены и ругается с домработницей, которая сует нос не в свои дела. Но однажды на пороге одиноко стоящего среди леса домика писателя, появляется странный человек в шляпе. Этот человек, фамилия которого переводится как Стрелок (Шуттер), обвиняет Морта в плагиате: будто бы Райни украл у Шуттера рассказ и, изменив финал, напечатал под собственным именем. Морт сначала не придает этому значения, потому что его занимают другие заботы: он бросил пить, пытается бросить курить, да жена еще, будь она проклята. Но потом понимает, что дело серьезное, так как Шуттер переходит от угроз к действиям.

По логике вещей, "Тайное окно" - фильм ужасов (или триллер, как кому больше нравится), то есть кино страшное и зловещее, и в нем даже все время звучит тревожная музыка Филипа Гласса. Потому что автор литературного первоисточника Стивен Кинг пугать любит. Его хлебом не корми, дай только кого-нибудь заставить дрожать от страха. Да и режиссер картины Дэвид Копп известен хотя бы тем, что написал сценарий триллера "Комната страха", не самого жизнеутверждающего фильма. Но если вспомнить, тот же Копп написал еще и сценарий "Человка-паука". И при просмотре "Тайного окна" возникает подозрение, что он, судя по всему, никак не мог решить, что же снимал - то ли фильм ужасов, то ли "черную" комедию. Вот и Джонни Депп, играющий как раз Морта Рейни, комикует как ненормальный - корчит рожи, вращает глазами, открывает рот. То есть играет совершенно невменяемого парня, у которого главная проблема не в том, что роман не пишется, проблема значительно серьезнее (говорят, что Депп, работая над образом, взял за основу одного из музыкантов The Beach Boys, якобы страдавшего всевозможными фобиями). Да и Джон Туртурро, исполняющий роль Шуттера, этакого "человека, которого не было", тоже явно пародирует всевозможных зловещих персонажей из прочих экранизаций произведений Кинга.

Впрочем, в таком дуракавалянии хороших актеров можно найти как минусы, так и плюсы фильма. Плюсов больше. Потому что, с одной стороны, если бы актеры воплощали на экране своих персонажей серьезно, то, конечно, получилось бы очень страшно (ну, не ужас-ужас-ужас, но ужас - точно), но снимать в 2003 году серьезный фильм ужасов по Кингу - это своего рода издевательство. Или же работа, рассчитанная лишь на узкий круг поклонников специфического жанра. Зато, с другой стороны, именно комические ужимки и Деппа, и Туртурро не дают заскучать, именно они спасают этот предсказуемый и в общем-то довольно бредовый фильм, иначе его было бы попросту скучно смотреть.

Так что заслуга режиссера (кроме того, что он сделал просто очень красивое кино, а вдобавок пригласил на роль жены Морта очаровательную и, к сожалению, не слишком востребованную Марию Белло, звезду сериала "Скорая помощь" и триллера "Расплата") хотя бы в том, что он позволил хорошим актерам заделаться клоунами, пусть и в обрамлении декораций и сюжета фильма ужасов. И спасибо ему на том.

Так что бояться не стоит. То есть, конечно, несколько эпизодов, заставляющих вздрогнуть, в картине присутствуют. Да и кровь, естественно, прольется, куда же без нее? Но, по меткому замечанию одного критика, самое страшное в этом фильме - мышка в ванной. Да и вид Джонни Деппа с лопатой наперевес, кроме священного, никакого другого ужаса не вызывает. Так и хочется крикнуть из зрительного зала: "Эй, Джонни, лопату отдай!" Но он, наверное, не отдаст, ему так сподручнее. Потому что у литератора всегда столько проблем. И кто знает об этом лучше, чем крайне плодовитый Стивен Кинг?