Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Эффект мотылька
"Игры мотыльков". Режиссер - Андрей Прошкин

Дата публикации:  2 Апреля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Уже своим первым полнометражным фильмом "Спартак и Калашников" (премия "Золотой орел - 2002" за лучший дебют) Андрей Прошкин заявил о себе как о режиссере, который не согласен с устоявшейся традицией снимать гламурные фильмы об успешном и относительно счастливом электорате российских "правых". Новая картина молодого режиссера "Игры мотыльков" доказывает не только то, что в российском кино появился еще один талантливый кинематографист, но и то, что этот самый кинематографист не собирается останавливаться на достигнутом. Его все еще интересует жизнь как она есть. Жизнь, которая жестче.

Картина основана на повести Владимира Железникова "Чучело-2". То есть это, по сути, тематическое, но не сюжетное продолжение знаменитого "Чучела" Ролана Быкова, в начале 80-х буквально перевернувшего представления советских зрителей о социальном кино. Не уверен, что фильм "Игры мотыльков" сможет стать таким же важным, знаковым фильмом, каким стал его предшественник. Но в том, что такого кино в России не появлялось давно, нет никаких сомнений.

Итак, шестнадцатилетний парень Костя, живущий где-то в маленьком уральском городке, играет в самодеятельной рок-группе и пользуется непререкаемым авторитетом у местной шпаны. Его мать, в одиночестве воспитывающая сына, готова ради него на все, но у парня переходный возраст, поэтому, естественно, пиво и девчонки для него важнее всего остального. Однажды провинциальную группу приглашают в Москву - Дмитрий Дибров устраивает конкурс непрофессиональных коллективов, первое место в котором гарантирует запись диска, клубные концерты и необходимую раскрутку. Перед отъездом Костя, разгоряченный пивом и восторгами окружающих, угоняет машину и сбивает старика. Начинается следствие, которое затягивает все новых и новых людей, порой совершающих неожиданные поступки. Проблемы разрастаются как снежный ком. Мать все еще готова на многое, как готова на многое и влюбленная в Костю девушка, но наш герой плюет на всех и, ослепленный внезапно появившейся надеждой, уезжает в Москву. Первого места он, естественно, не занимает и возвращается домой - к гнетущей окружающей действительности, к матери, к пьяной шпане, к следствию, к своим мыслям и проблемам...

Прошкин создал удивительное кино. С одной стороны, оно достойно обвинений в том, что запоздало, появилось слишком поздно (поясню - фильм, в принципе, стоит в одном ряду с "Маленькой Верой" и прочими картинами, уступающими эпохалке Василия Пичула в качестве и профессионализме, но не в социальном перестроечном пафосе, однако появился он значительно позже своих предшественников). С другой стороны, в любой нормальной стране социальное кино является и необходимым, и достаточным признаком самого существования национального кинематографа. В России об этом как-то забыли.

К тому же Прошкин, судя по всему, очень хорошо знает тему, которую разрабатывает в своей картине. Потому что это только жителям Москвы и Санкт-Петербурга кажется, что окружающая жизнь налаживается, солнце светит ярко, а в клубах смешивают разноцветные коктейли. За пределами больших городов все не совсем так, как хотелось бы. Провинциальное время, остановившееся где-то на начале 90-х, - вот то, чего никак не хотят замечать отечественные режиссеры, тот самый "правый" электорат. Прошкин, избегая нравоучений и менторского тона, но порой, к сожалению, безбожно затягивая повествование, остается честным перед собой и своими зрителями. И делает простое, качественное зрительское кино, смотреть которое тяжело, но необходимо. Просто для того, чтобы знать.

Картина Прошкина доказала не только профессиональную состоятельность режиссера, но и талант исполнителей. Во-первых, здесь есть Алексей Чадов, исполняющий главную роль, - актер, открытый для кино Алексеем Балабановым в "Войне", - гармоничен в собственном образе. По сути, герои "Войны" и "Игр мотыльков" перекликаются, поскольку в обоих фильмах это потерявшиеся провинциальные мальчишки, которые не знают, как себя применить, а в итоге теряющие человеческий облик. Во-вторых, Оксана Акиньшина ("Сестры", "Лиля навсегда"), которая виртуозно справляется с нелегкой ролью безответно влюбленной девушки. В-третьих, играющая мать Кости Мария Звонарева ("Трио"), еще недавно никому не известная, а теперь вполне способная претендовать на потенциально звездный статус. Впрочем, в ее актерских способностях и после неожиданного "Трио" никто не сомневался. Ну а о Юрии Кузнецове, великом русском актере, и говорить ничего не надо, и так все понятно.

К тому же и Сергей Шнуров, исполняющий в картине маленькую роль, написал для фильма несколько хороших песен, которые исполняет главный герой, и собственной музыкой украсил фильм Владимир Чекасин.

Понятное дело, критики из модных журналов будут кривить рты - глянцевого искусства, заумного арт-хауса, рваного монтажа и прочей дребедени в "Играх мотыльков" нет ни на грош. Но на глянце-то далеко не уедешь, "правые" ведь не зря проиграли на всех фронтах. Наверное, к собственному зрителю уже стоит повернуться лицом и посмотреть прямо в глаза, а не через тонированные стекла дорогих автомобилей. Потому что жизнь действительно жестче. Как бы трудно ни было это признать.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Десятерик, Вечный седьмой класс /02.04/
Каждый новый пук и хрюк на экране вызывал у молодых людей живейшую реакцию. Очевидно, именно на старшеклассников режиссер и уповал. Но что интересно, фильм-то - о людях, из подросткового возраста давно вышедших.
Евгений Коган, Лопату отдай! /31.03/
В российский прокат выходит триллер "Тайное окно". Если бы актеры воплощали на экране своих персонажей без дуракаваляния, то, конечно, получилось бы очень страшно, но снимать в 2003 году серьезный фильм ужасов по Стивену Кингу - это издевательство.
Евгений Коган, Тинто Брасс разбушевался /29.03/
Мэтр эротического кино, признанный большим режиссером порнограф Тинто Брасс настолько сник, что вместо связной истории рассказал несколько бессюжетных баек, больше похожих на нарезку какого-нибудь ххх-альманаха, только снятых изыскано.
Евгений Коган, Женщина есть женщина /29.03/
Новый фильм Седрика Клапиша - это не гангстерское кино, а взгляд простого мужчины, обиженного женщиной, без реверансов в сторону политкорректности.
Дмитрий Десятерик, Праздник послушания /25.03/
С помощью красавицы Венди постановщики вводят любовную линию, пытаясь навьючить на легкокрылые образы Барри взрослые страсти-мордасти. Но "Питер Пэн" тоже не лыком шит, и от всей этой не мотивированной сюжетом и плохо сыгранной лирической чепухи ускользает.
предыдущая в начало следующая
Евгений Коган
Евгений
КОГАН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru