Русский Журнал / Обзоры / Кино
www.russ.ru/culture/cinema/20040405_ko.html

Счастливо оставаться!
"Счастливого пути". Режиссер - Жан-Поль Раппно

Евгений Коган

Дата публикации:  5 Апреля 2004

Новая комедия от знаменитого французского режиссера Жан-Поля Раппно вышла у нас практически одновременно с Соединенными Штатами Америки (там она появилась на экранах две недели назад). Не знаю, как насчет американского проката, но у нас картину вряд ли ждет успех. Хотя некоторые критики уже успели заявить о том, что она снята "в лучших традициях золотого века французской комедии".

Итак, красивая актриса убивает сексуально озабоченного поклонника-финансиста. Ее спасает безответно влюбленный в нее писатель, за что садится в тюрьму. Потом он, благодаря новым знакомым - уголовникам, оказывается на свободе, но актриса уже живет с министром. К тому же за ней ухаживает журналист, который позже оказывается засланным немецким шпионом. А писатель случайно знакомится с профессором, который изобрел "тяжелую воду" (если в нее добавить уран, можно сделать атомную бомбу), и его ассистенткой. Есть еще толпы второстепенных персонажей, либо составляющих массовку, либо, как, например, племянник убитого в начале фильма финансиста, играющих сюжетообразующие эпизоды. Еще есть отель в Бордо, где оказываются почти все бежавшие из Парижа персонажи. И наконец, есть воздушные тревоги и озабоченность судьбами Родины, которая в опасности, потому что немцы перешли границу и скоро захватят всю Францию. Все действие фильма, кроме первого эпизода, укладывается в последнюю неделю перед капитуляцией Франции во Второй мировой войне. Уф, можно перевести дух...

Известный и именитый режиссер Жан-Поль Раппно, автор многочисленных комедий и костюмных драм, выходивших, в том числе, и в российский прокат, заручился поддержкой не менее популярного писателя Патрика Модиано, также известного в России, и, пригласив почти невозможное количество звезд, сделал стилизацию под французские фильмы 70-х. Но запутался в жанрах: его "Счастливого пути" перескакивает от комедии к мелодраме, а в конце вообще превращается в шпионский боевик со стрельбой и погонями. Смотреть всю эту кашу, в которой Жерар Депардье (министр) с прилизанными волосами делает задумчивое лицо, Изабель Аджани (актриса) все время бегает или плачет, а Питер Койот, кажется, вообще ничего не делает, довольно сложно. Потому что лишь Вирджини Ледуайен (ассистентка профессора) в очках и с косичкой похожа на нормального человека. Хотя и ей, кажется, никак не удается постичь режиссерский замысел.

Густонаселенная, многословная и тяжеловесная мелодраматическая комедия про войну, снятая по лекалам фильмов прошлых лет, не веселит, потому что шутки в ней не смешны (может - вина дубляжа, а может - и сценариста), и не захватывает, поскольку сюжет в ней предсказуем. И единственное достоинство картины заключается в том, что авторам удалось-таки заставить зрителей не путаться в многочисленных персонажах. В остальном это просто скучно. Хотя кадры, в которых героиня Аджани плачет на плече героя Депардье, конечно, как бальзам на сердце. Но это скорее от более чем хорошего отношения к актерам. И заслуги режиссера тут нет никакой.

Раньше французы снимали значительно более смешные комедии и значительно более душераздирающие мелодрамы. Попытка же именитого режиссера Раппно, замахнувшегося на стилизацию, отправиться "назад, в прошлое" не удалась. Счастливо оставаться в настоящем.