Русский Журнал / Обзоры / Кино
www.russ.ru/culture/cinema/20040408_des.html

Бедный Фантомас
"Забирая жизни". Режиссер - Ди Джей Карузо

Дмитрий Десятерик

Дата публикации:  8 Апреля 2004

Иногда и Анжелина Джоли бывает женщиной...

Нет, не так.

Иногда и триллеры про маньяков бывают интересными.

На первый взгляд эти утверждения внешне сходны. На второй - противоречат одно другому. На третий - взаимно дополняются.

Ибо, как ни убеждают нас в свежей психострашилке "Забирая жизни", что Джоли в роли агента Иллеаны Скотт - женщина, способная любить, заниматься сексом, беременеть и даже получить оплеуху от разгневанного коллеги-мужчины (это, кстати, действительно сильный момент, резкий и неожиданный), все это остается внешними предикатами, привнесенными в ее мускулистый образ стараниями сценариста. Ведь чтобы быть женщиной на экране, надо еще, кроме пухлогубости и длинноногости, быть хорошей актрисой, которая и другие способности использует, а какая же из Джоли актриса?

Но постепенно выясняется, что "женщине Джоли" отводится сугубо функциональная роль, которая работает на развитие сюжета - на то самое качество интересного фильма, что несколько отличает фильм Ди Джея Карузо в ряду других штампованных триллеров. Условная женственность (то есть комплекс выше перечисленных свойств) срабатывает особенно хорошо в финальные полчаса.

Эти полчаса, может, даже и меньше, спасают картину. Слишком многое в "Забирая жизни" развивается по накатанным шаблонам. Опять сверхизобретательный маньяк, опять беспомощная полиция, опять роковые тайны детства, опять героический агент ФБР, ведущий дуэль с душегубом. Крайне узнаваемый набор. Причем кто злодей, становится понятно очень быстро, несмотря на ложные следы, раскиданные по всему фильму в изобилии. Однако в финале уже сама героиня Джоли прибегает к обману, прикинувшись женщиной (!), что и помогает ей уничтожить психопата.

Кроме качественно выстроенной фабулы (сценарий - Джон Бокенкамп по роману Майкла Пая), у фильма есть еще одно несомненное достоинство - саунд-трек. Имею в виду не только музыку Филипа Гласса, но и вообще работу со звуком. Музыкально-шумовая структура "Забирая жизни" выполнена так, что в отдельные моменты даже покрывает имеющиеся в фильме драматургические недочеты. Четко выдержанную паузу обрывает бьющий наотмашь звук, и вот самая тривиальная ситуация переполняется предчувствием очередной беды. А работа Гласса (заметно перекликающаяся с его знаменитой "Сатьяграхой") выступает как соединительная ткань в этой череде внезапных ударов и тишины. Хотя она звучит несколько анахронично, вопреки традиции аналогичных киносочинений для триллеров и хорроров, есть в этой музыке что-то нервное, дерганое, искусно прописанная неуравновешенность - своего рода акустический портрет психа-убийцы.

Именно эффектное сочетание постановочной и звуковой драматургии позволяет признать "Забирая жизни" профессионально состоятельным, успешным в своем жанре произведением. Фильм Карузо "держит" цепко и жестко, не отпуская до самого конца. Эта способность увлекать зрителя столь очевидна, что только потом вспоминается, что авторы не довели до конца целый ряд мотивов, заявленных с самого начала, что имеется целый ряд сугубо сюжетных неувязок, а некоторые второстепенные герои (например, мать маньяка) и эпизоды кажутся совершенно лишними.

И что сама идея о виртуозном преступнике, убивающем, чтобы занять место своих жертв в жизни, уже однажды была воплощена в кино - с большим успехом. В фильмах о Фантомасе.

Была комедия - стала патология. Такое вот единство и борьба противоположностей.