Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Танец без сабель
"Затоiчи". Режиссер - Такеши Китано

Дата публикации:  9 Апреля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Удивление, строго говоря, - не художественная категория, в "прибавочную стоимость" того или иного произведения это чувство не заложишь. Но если судить по-житейски, исходя из собственного зрительского (читательского) опыта, то способность удивлять - свойство мастера. Даже не свойство, скорее - побочный эффект творчества, самим художником не просчитываемый.

Такеши Китано - при всей безусловности дарования - за редкими исключениями, казался довольно предсказуемым режиссером. Его гангстерские саги всегда узнаваемы, обрамлены четким набором решений в постановке, визуальной атмосфере, подборе актеров, драматургической структуре, дозировке насилия. Исключением, упомянутым выше, явился неожиданный лирический "Кикуджиро". Но - не более.

И вдруг - после залитого кровью запредельно жестокого "Брата якудзы" - утонченные "Куклы", изрядно перессорившие критиков. После чего, казалось, и удивляться нечему. Но вот появился "Затоiчи", - и всех знатоков изумил. Венецианский фестиваль, который Китано из года в год выбирает как стартовую площадку для своих картин, воспринял новый фильм как сенсацию, безоговорочно отдав господину "Биту Такеши" (актерский псевдоним) "Льва" за режиссуру.

Первейший сюрприз - исторический антураж. Китано ранее не проявлял особого интереса к специфике своей страны, к ярко окрашенным "национальным особенностям", на которые столь падки американцы и европейцы (хотя, по большому счету, на эту аудиторию он и работает как кинорежиссер). Предыдущие фильмы - универсальные истории, вписываемые в любое этническое или географическое пространство. И вот, ни с того ни с сего, - костюмированная постановка, самурайский боевик, жанр в самой Японии, по крайней мере, в интеллектуальных кругах, наверняка третируемый как местный вариант развесистой традиционалистской клюквы. Мало того, Китано не скрывал, что его фильм - римейк весьма популярного в 1960-е годы сериала "Затоiчи", и охотно рассказывал о своей робости, обуявшей его перед лицом великих классиков исторического "мыла".

Каков этот сериал на самом деле, узнать трудно, но в сиквеле законы "фильма клинков" соблюдены. Есть два клана, борющиеся между собой, есть пара кровожадных гейш (на поверку - брат и сестра), есть хмурый наемный убийца и противостоящий ему таинственный главный герой - Затоiчи (Бит Такеши), ну и, естественно, множество боев. Поединки, правда, могут разочаровать ценителей самурайской мясорубки - ибо происходят слишком уж быстро. Слепой рубака-массажист убивает буквально одним-двумя ударами, сколько бы противников у него ни было. Никаких воплей, обманных движений и прочих сальто-мортале. Вжик-вжик-вжик - и целый отряд лежит. Справедливость восстановлена с пол-оборота. Изобразительная сторона, как всегда, на высочайшем уровне. Все эти брызги крови, с иероглифическим изяществом прочерчивающие кадр, любого эстета повергнут в состояние сладкой истомы. Ну, и, естественно, постоянные диалоги о чести и отваге, о правде и кривде... Однако, как только "Затоiчи" грозит превратиться в очередное лязгающее доспехами и кассовыми сборами чудище, Китано мастерским выпадом обращает все в шутку, элегантно снижает намечающийся пафос. С этим, среди прочего, прекрасно справляется квартет бесшабашных танцоров (Хидебо, Нориясу, Рон Второй, Суджи) - настоящая находка постановщика. То они, изображая крестьян, выделывают с мотыгами уморительные и виртуозные па на рисовом поле, то синкопируют на подручных горшках - любое ремесло превращают в шоу, ненавязчиво, на краю кадра, но - в точку, идеальным контрапунктом основным мотивам "Затоiчи". По сути, Китано тихой сапой вводит в фильм элементы Брехтовского театра, где функция зонгов возложена на рассыпанные по картине хореографические миниатюры, а все самураи, гейши и мафиози немножко невсамделишные, пропущенные через призму иронического, даже комического отчуждения.

И так получается, что мастерство исполнителей, эффектные сцены единоборств, сюжетные хитросплетенья, блестящие гэги, на которые Китано, как актер и режиссер, просто неистощим, роскошная финальная сцена, где все оставшиеся в живых танцуют... современный степ - сработали как изящная маскировка. Истина и прелесть "Затоiчи" в том, что это от первого до последнего кадра - остроумная и очень талантливая пародия, возможно, даже издевка над истасканным и излюбленным европейцами восточным боевым кино. После ряда бесспорных, серьезных шедевров мастер решил просто развеяться, развлечь и себя, и публику. Что удалось ему, как всегда, безупречно и без обмана. И каждый получил от "Затоiчи" то, что хотел.

Все настолько довольны, что это даже как-то пугает.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Евгений Коган, Коротко о главном /08.04/
"Sapiens" Александра Рогожкина - фильм, в рассуждениях о котором нельзя выдавать финала. И несмотря на то, что никакой сюжетной интриги нет, картину необходимо смотреть незамутненным взором, не догадываясь, о чем идет речь.
Дмитрий Десятерик, Бедный Фантомас /08.04/
Музыка Филипа Гласса к триллеру "Забирая жизни" - своего рода акустический портрет психа-убийцы.
Евгений Коган, Счастливо оставаться! /05.04/
Раньше французы снимали значительно более смешные комедии и значительно более душераздирающие мелодрамы. Попытка же именитого режиссера Раппно отправиться "назад, в прошлое" не удалась.
Евгений Коган, Эффект мотылька /02.04/
Только жителям Москвы и Санкт-Петербурга кажется, что окружающая жизнь налаживается, солнце светит ярко, а в клубах смешивают разноцветные коктейли. За пределами больших городов все не совсем так, как хотелось бы.
Дмитрий Десятерик, Вечный седьмой класс /02.04/
Каждый новый пук и хрюк на экране вызывал у молодых людей живейшую реакцию. Очевидно, именно на старшеклассников режиссер и уповал. Но что интересно, фильм-то - о людях, из подросткового возраста давно вышедших.
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Десятерик
Дмитрий
ДЕСЯТЕРИК
d-dmytro@i.com.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru