Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Сердце - на британский флаг
Дата публикации:  13 Апреля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Один фильм про рак и СПИД, один - про болезнь Дауна и самоубийство, один - про героиновую зависимость, два - про алкоголизм, один - про межнациональные отношения, один - про смерть беженцев, один - про издевательства над телом, один - про проблемы внутри семьи, один - про борьбу с лейкемией. Это, если вкратце, содержание фильмов Недели британского кино. Такие фильмы делают в Великобритании уважаемые режиссеры, в таких фильмах снимаются уважаемые актеры. И это - в благополучной, социально защищенной стране. Не то что у нас...

Британское кино всегда славилось своей жесткой социальной направленностью. Но, пожалуй, никогда на российского зрителя не вываливали одновременно столько, пусть разножанровых, но нравоучительных и сильно социально озабоченных картин. Кажется, ни одна "язва общества" не прошла мимо британских режиссеров за последние два года, все актуальные проблемы нашли свое отражение в фильмах. И пусть часть из представленных на Неделе картин, несмотря ни на что, заканчивалась "хорошо", общее ощущение от фестиваля - ощущение безысходности, некой моральной подавленности. Хотя британские режиссеры, какой бы чернушной они ни представляли на экране жизнь, все равно обязательно оставляют маленький проблеск надежды. Потому что жизнь-то продолжается, как же иначе.

Но создавать депрессивное настроение современные британские кинематографисты умеют. Вот, например, "В Америке" Джима Шеридана - почти автобиографический фильм об ирландских эмигрантах в Нью-Йорке. Итак, мать, отец и две дочери приезжают в Нью-Йорк, чтобы пережить смерть третьего, младшего, ребенка. Америка встречает ирландцев враждебно, простое человеческое счастье приходится отвоевывать кулаками, в буквальном смысле. А тут еще врачи говорят, что беременность матери (ее роль исполняет великолепная Саманта Мортон) может разрешиться трагически - или ребенок родится недоношенным и мертвым, или живым, но тогда смерть грозит матери. И единственный человек во всем Нью-Йорке, который поддерживает ирландскую семью - громадный чернокожий художник Матео, умирающий от СПИДа. Фильм заканчивается относительным хэппи-эндом, но осадок (его еще называют "светлой грустью") остается.

'В Америке'

Схожий фильм - "Непорочный" Гиллиса Маккиннона, тонкая, трогательная, с прекрасным сценарием и блистательной игрой артистов-детей, картина о героиновой зависимости и о том, как сын (Гарри Иден), взрослый не по годам, спасает свою мать (Молли Паркер). Именно таким, жестоким, тяжелым, честным и натуралистичным должно быть социальное кино, несущее надежду на выздоровление.

Или еще один фильм, который тоже подразумевает "светлую грусть" в финале - "После жизни" Алисон Пиблс. Мать больна раком в четвертой стадии, уже с метастазами. Ее дочь страдает болезнью Дауна. Сын (британская звезда Кевин МакКид), журналист, мечется в поисках работы и никак не может понять всю ответственность, которую сама судьба взваливает на его плечи. В конце концов он, естественно, осознает, что это - его крест, который ему предстоит нести, но мать, видя метания сына, решает подарить ему свободу: не только самой покончить жизнь самоубийством, но и увести за собой дочь... Этот фильм, к слову, получил "Приз зрительских симпатий" на МКФ в Эдинбурге.

Удивительное дело, британские режиссеры, что Шеридан, что Пиблс, в свои фильмы почти насильно затаскивают сразу несколько серьезных проблемных вопросов человеческого существования. И фильмы, с одной стороны, основанные на простых историях, с другой - кажутся едва ли не перенасыщенными несчастьями и трагедиями. Спасает виртуозная игра артистов, не зря же британская актерская школа славится на весь мир. В предложенных режиссерами обстоятельствах артисты ведут себя настолько естественно, они настолько гармоничны, что, вольно или невольно, начинаешь верить в происходящее на экране. Что, замечу, очень важно для социально направленного кино. Причем, что интересно, режиссеры не спекулируют на выбранных беспроигрышных темах. Так, в "После жизни" девочка с болезнью Дауна на самом деле играет, порой переигрывая профессиональных актеров. А режиссер не пользуется ее недугом, но дает ей роль, самостоятельную и интересную.

Та легкость и непосредственность, с которой на экране проживают жизни артисты, спасает любую историю. Даже "Мать" Роджера Митчелла ("Ноттинг Хилл"), в которой пожилая красивая женщина, едва пережив внезапную смерть мужа, бросается в объятия молодого любовника своей дочери. После чего изображает свои любовные утехи (в основном - сцены орального секса) на своих карандашных рисунках. Если бы не упомянутая непосредственность артистов, находящихся в кадре, этот, в общем-то, нелепый фильм смотреть было бы невозможно. Несмотря даже на сценарий, написанный заслуженно знаменитым Ханифом Курейши.

В большинстве своем, фильмы, представленные на Неделе, сняты в лучших традициях реализма, без режиссерских или операторских изысков. Лишь в трех из показанных картин режиссеры пытались выйти за рамки визуального реализма: в "черной" и очень грустной комедии "На посошок" дебютанта Криса Кука; изысканно снятой, но запредельно затянутой драме "16 лет запоя" бывшего панка Ричарда Джобсона с Кевином Маккидом в главной роли; и "В этом мире" Майкла Уинтерботтома.

Последний фильм, получивший бессчетное количество наград, в том числе "Золотого медведя" в Берлине, рассказывает документальную историю афганских беженцев, пытающихся из лагеря в Пешеваре нелегально достичь Лондона и гибнущих в дороге. В Иране такое кино называют неигровым: в нем непрофессиональные актеры существуют на экране точно так, как в реальной жизни. А постановочные кадры с точностью повторяют реальность. Именно так знаменитый режиссер Уинтерботтом достигает предельного натурализма. А дрожащая цифровая камера, словно подглядывающая за героями, очищает кадр от ненужных сантиментов.

Наконец, чтобы совсем не уморить зрителей, на Неделю привезли и две комедии. Правда, тоже социальной направленности. "Анита и я" Метина Хусейна повторяет тематику хитов типа "Играй, как Бэкхэм" и "Восток есть Восток": маленький английский городок, индийская девочка пытается подружиться со своими сверстницами и, пережив непонимание, злобу и одиночество, находит друзей. Основа юмористических сцен - различие менталитетов. Иногда это, действительно, смешно. Вторая комедия - "Девушки с календаря" Найджела Коула ("Спасти Грейс") с Хелен Миррен ("Повар, вор, его жена и ее любовник", "О, счастливчик"): забавная, остроумная, в меру нравоучительная, в меру фривольная и очень женская лента о немолодых женщинах, решивших сняться обнаженными для календаря и тем самым собрать деньги для местной больницы. Основа юмористических сцен - несоответствие возраста с поставленной задачей. Это, правда, забавно.

Что же касается неигровой картины дебютанта Саймона Паммелла Bodysong, признанной лучшим британским документальным фильмом, то это, пожалуй, единственный фильм программы, оставивший чувство недоумения. Режиссер, под музыку Джонни Гринвуда из Radiohead смонтировавший множество документального материала, в основном чужого, пытался показать то, как человек на протяжении собственной жизни от рождения до смерти издевается над собственным телом. Но, кажется, увлекся процессом монтажа, и набрав неимоверное количество интересного материала, пожалел с ним расставаться. От чего его фильм превратился в обыкновенную, хоть и качественно смонтированную нарезку, каждый эпизод которой производит впечатление, но все вместе в единое целое не складывается.

В любом случае, фильмы, которые показали на Неделе британского кино, отвечают всем представлениям о кинематографии Объединенного Королевства. Картины были блистательно сыграны, реалистичны, динамичны, социальны и нравоучительны. И почти все они оказались значительно выше среднего уровня фильмов, показываемых в наших кинотеатрах (как, думаю, и в кинотеатрах большинства стран). Британские режиссеры держат марку. А то, что открытий в этом году не было, не беда - в следующем году снова будет Неделя британского кино.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Десятерик, Танец без сабель /09.04/
Истина и прелесть "Затоiчи" в том, что это от первого до последнего кадра - остроумная и очень талантливая пародия, возможно, даже издевка над истасканным и излюбленным европейцами восточным боевым кино.
Евгений Коган, Коротко о главном /08.04/
"Sapiens" Александра Рогожкина - фильм, в рассуждениях о котором нельзя выдавать финала. И несмотря на то, что никакой сюжетной интриги нет, картину необходимо смотреть незамутненным взором, не догадываясь, о чем идет речь.
Дмитрий Десятерик, Бедный Фантомас /08.04/
Музыка Филипа Гласса к триллеру "Забирая жизни" - своего рода акустический портрет психа-убийцы.
Евгений Коган, Счастливо оставаться! /05.04/
Раньше французы снимали значительно более смешные комедии и значительно более душераздирающие мелодрамы. Попытка же именитого режиссера Раппно отправиться "назад, в прошлое" не удалась.
Евгений Коган, Эффект мотылька /02.04/
Только жителям Москвы и Санкт-Петербурга кажется, что окружающая жизнь налаживается, солнце светит ярко, а в клубах смешивают разноцветные коктейли. За пределами больших городов все не совсем так, как хотелось бы.
предыдущая в начало следующая
Евгений Коган
Евгений
КОГАН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru