Русский Журнал / Обзоры / Кино
www.russ.ru/culture/cinema/20040419_dd.html

Ангелы преуспеяния
"Багровые реки-2: Ангелы Апокалипсиса". Режиссер - Оливье Даан

Дмитрий Десятерик

Дата публикации:  20 Апреля 2004

Кинопрокат преподносит подчас странные сюрпризы. Едва прошла Пасха, не успела стихнуть дискуссия вокруг "Страстей Христовых" Мела Гибсона, а на экранах уже - напичканная католической символикой псевдострашилка "Багровые реки-2: Ангелы Апокалипсиса".

Идею конспирологического триллера продюсер проекта Люк Бессон позаимствовал у Матье Кассовица, автора сенсационной "Ненависти" и постановщика первых "Багровых рек", переметнувшегося в Голливуд (и кажется, не слишком там преуспевшего). В первой серии источник злодеяний коренился в уединенном альпийском университете, чья профессура составила фашистский комплот. На сей раз ревнители "Новой Европы" свили гнездо в мрачных стенах некоего аббатства. Противостоит заговорщикам, как и в первом случае, небритый и сердитый комиссар Ниманс.

Напарник у него не менее симпатичный, нежели Венсан Касель, - Бенуа Мажимель. Жестокий пианист из фильма Ханеке превратился в ловкого немецкого копа по имени Реда. Понятно, что возмездия злодеям не избежать.

Увы, крутая пара постоянно проигрывает и отстает на шаг. Бессон, ради пущей занимательности, выпускает на волю стаю дьявольски ловких монахов-киллеров. Новоявленные католические ниндзя всех убивают. А их убить нельзя и помешать убить кого-либо тоже невозможно. Вот и остается Нимансу с коллегами подбирать трупы да заниматься прикладной эсхатологией. Набор известный: кресты, пиктограммы, гробницы, Апокалипсис Иоанна, другая книга, написанная чуть ли не самим Богом, одним словом - вся та средневековая память континента, благодаря которой Старый Свет таковым и называется.

На самом деле, не так важен сюжет, как внимание - к зрителям, разумеется. Бессон и, собственно, режиссер фильма Оливье Даан так настойчиво стремятся развлечь публику, что им это иногда удается. Эффектны сцены единоборств (особенно драка Реда-Мажимеля с эпизодическим бандитом под истошное "Хочу быть твоим псом" Игги Поупа), перестрелок, погонь за сверхскоростными монахами. Правда, готический кич, которым картина переполнена, расходуется впустую, никакой пугающей атмосферы не создает, даже самые зверские увечья как-то не впечатляют. Но главное - наши победили, благодаря, скорее, форс-мажорным обстоятельствам, нежели собственным бойцовским качествам.

В целом - получился стандартный боевичок на крепкую троечку. Основное достоинство - в том, что он европейский. Бессон продолжает строить противовес той фабрике, на которой сейчас работает Кассовиц. В этом контексте "Ангелы Апокалипсиса" - очередной шаг к отвоеванию потребительского рынка, к созданию европейской модели продюсерского кино. Далее можно будет сделать нечто вроде континентального Джеймса Бонда - комиссара Ниманса, - который в каждой новой "Реке" уничтожает очередную опасность для цивилизованного мира, благо реальных угроз действительно хватает. Да хоть бы и сюжеты высосаны из пальца - лишь бы было лихо сделано и чтоб касса наполнялась регулярно. Недостает только определенного шика, размаха, что ли. Все-таки Европа тесновата для взрывообильных гоночно-скоростных крупнобюджетников. Австралия далековато, а вот просторы бывшего СССР подошли бы в самый раз...