Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Польская суперпродукция
Дата публикации:  23 Апреля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Польская кинематография для России (читай - Советского Союза) всегда была важнее многих. Польша, хоть и социалистическая, считалась западной страной, а польское кино заслуженно казалось более свободным. Соответственно, картины, снятые в Польше и дошедшие до советского экрана, воспринимались как глоток свободы, как бы пафосно это ни звучало. Поэтому сейчас больно наблюдать за тем, как деградирует когда-то великая польская кинематография.

Хотя, в принципе, о деградации как таковой рассуждать сложно - последние годы совсем немного фильмов из Польши доходит до российского экрана. Ежегодные Недели польского кино, проходящие в Санкт-Петербурге уже тринадцать лет подряд, более или менее позволяют получить представление о кино соседей. Вернее, о том кино, которое, по заверению организаторов, пользуется в Польше популярностью. Неделя, только что закончившаяся, была показательна не только потому, что в ее рамках демонстрировались фильмы, ставшие кассовыми хитами польского проката, но еще и потому, что три из шести фильмов были сняты классиками. Так вот, именно эти фильмы заставляют любого российского киномана со стажем горько вздохнуть о давно прошедших годах расцвета польской кинематографии.

Вот, например, живой классик Анджей Вайда, чей последний фильм "Месть" собрал в Польше два миллиона зрителей. Картина снята по комедии одного из самых известных польских драматургов первой половины XIX века Александра Фредро. И именно литературный первоисточник, видимо, объясняет популярность картины на родине. "Месть" Фредро в Польше сродни "Евгению Онегину" или "Горю от ума" в России. Текст давно растащен на цитаты, его проходят в обязательной школьной программе, он не просто выучен наизусть - они буквально сидит в подкорке головного мозга. Естественно, что работа самого известного польского режиссера, сделанная на основе такого литературного материала, пользуется спросом.

Что же до кинематографического качества картины, то, честно говоря, от автора фильмов "Пепел и алмаз", "Канал" и "Человек из мрамора", даже после "Пана Тадеуша", стоило ожидать большего. Но Вайда пошел по пути наименьшего сопротивления и буквально перенес текст на экран, используя водевильные лекала, заставив актеров театрально кривляться и засыпав декорации пятью тоннами искусственного снега. И хоть снег выглядит совсем как настоящий, радости он не приносит. И у героев, бегающих по нему в красивых одеяниях, пар изо рта не идет.

Тут интереснее говорить не о фильме, а, например, о том, что главную роль в нем сыграл Роман Полански, которому, оказывается, очень идут шпага и усики. Полански явно получал удовольствие от собственной роли, а вот, по словам продюсера, Вайде было непросто. Потому что один великий режиссер постоянно учил другого великого режиссера, как нужно кино снимать. Был, например, такой эпизод: по книге герой Полански должен произносить долгий и остроумный монолог о женщинах и их врожденном коварстве. В книге это читается на одном дыхании, но на экране выглядит некинематографично. Соответственно, Вайда решил сделать так, будто герой Полански разговаривает еще с двумя мужиками его же почтенного возраста, и превратил монолог в диалог. Полански же, по словам продюсера, узнав, что его монолог урезали, воспользовался, что называется, служебным положением. Монолог вернули, но фильм от того не выиграл...

О картине "Юлия возвращается домой", новом фильме другого знаменитого режиссера польского происхождения Агнешки Холланд, вообще говорить сложно. Что снимала Холланд, понять совершенно невозможно. Картина с истеричными персонажами, постоянно срывающимися на крик, скачет от психологической драмы чуть ли не в мистический триллер, начинается как сериал "Скорая помощь" вперемешку с "Сексом в большом городе", а продолжается как мелодрама с участием детей, больных раком. Наблюдать за этим довольно сложно, да и непонятно зачем...

Наконец, новый фильм самого знаменитого польского комедиографа Юлиуша Махульского "Суперпродукция". Кино в чем-то символическое, потому что рассказывает как раз о съемках современного польского фильма. Там есть неплохие идеи: например, режиссерам, которые отказываются от кино, выдавать большие деньги и хорошую машину. Есть крайне удачные шутки, в том числе и в адрес Вайды. Есть не слишком тонкие, но смешные уколы по поводу "успехов" произведений большого кинематографического искусства, в том числе и по поводу "Огнем и мечом", одного из самых дорогих польских кинопроектов последних лет. Наконец, есть Ян Махульский, неподражаемый медвежатник Квинто из дилогии "Ва-Банк", в небольшой, но важной роли. И все бы ничего, но вот снята картина как-то ученически, актеры неправдоподобно выпендриваются, словно студенты на полуфинале КВН. Да и, честно говоря, сам сюжет запоздал, кажется, лет на пять. Во всяком случае, мы уже видели свой схожий фильм, "Восемь с половиной долларов", и он, замечу, был снят значительно интереснее...

Когда новые фильмы и Вайды, и Махульский, и Холланд не внушают оптимизма, это тяжело. Когда и остальные картины менее известных режиссеров особо не за что похвалить, это уже пугает. Правда, полное представление о современном польском кино, конечно, по этой, как и любой другой, Неделе получить нельзя. Потому что, например, фестиваль в немецком городке Коттбус ежегодно находит для своей программы несколько достойных польских фильмов, причем снятых дебютантами.

Что бы подумали зрители какой-нибудь западной страны, если бы на Неделе российского кино им не показали ни "Кукушку", ни "Бумер", ни "Коктебель", а только новые фильмы классиков? Представить страшно.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Евгений Коган, В компании с мертвецом время летит незаметно /20.04/
Новый "Рассвет мертвецов" - простой как три копейки, но качественно сделанный фильм ужасов. А судя по задорному финалу, нас вполне может ожидать еще и сиквел. Cиквел ремейка - тоже неплохо.
Дмитрий Десятерик, Ангелы преуспеяния /20.04/
В российский прокат вышли "Багровые реки-2". Бессон ради пущей занимательности выпускает на волю стаю дьявольски ловких монахов-киллеров. Новоявленные католические ниндзя всех убивают. А их убить нельзя и помешать убить кого-либо тоже невозможно.
Дмитрий Десятерик, Реквием по жареной курице /15.04/
Патологически не способная сделать счастливой ни себя, ни других, героиня Джулии Робертс вдалбливает девчонкам в голову, что отказ от карьеры, сидение дома с мужем и детьми сродни договору с дьяволом.
Евгений Коган, Сердце - на британский флаг /13.04/
Пожалуй, никогда на российского зрителя не вываливали одновременно столько, пусть разножанровых, но нравоучительных и сильно социально озабоченных картин.
Дмитрий Десятерик, Танец без сабель /09.04/
Истина и прелесть "Затоiчи" в том, что это от первого до последнего кадра - остроумная и очень талантливая пародия, возможно, даже издевка над истасканным и излюбленным европейцами восточным боевым кино.
предыдущая в начало следующая
Евгений Коган
Евгений
КОГАН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru