Русский Журнал / Обзоры / Кино
www.russ.ru/culture/cinema/20040507_kog.html

Сделай сам!
"Ван Хельсинг", реж. Стивен Соммерс

Евгений Коган

Дата публикации:  11 Мая 2004

150 миллионов долларов бюджета, компьютерные эффекты и красивые актеры, колорит и сексуальность вампирского кино... В планах - создание телесериала, компьютерной игры и, кажется, восковой фигуры и модной линии одежды... Нет, право слово, должен был получиться если не шедевр, то уж точно выдающийся фильм. Ведь его так ждали...

В Трансильвании миром правит зло. Зло - это, естественно, граф Дракула (не брезгующий дешевыми театральными эффектами), три его невесты (в человечьем обличии очень даже ничего, но в виде валькирий - и накрашенные страшные, и не накрашенные), доктор Франкенштейн (который по прихоти Дракулы оказался в Румынии, где и трудится, опять же по заказу графа, над своим чудовищем), оборотень (который когда-то был классным парнем, братом принцессы-красавицы и, по совместительству, цыганки), куча какой-то нечести. Народ в Трансильвании, кстати, тоже не очень приятный - все сплошь с топорами наперевес, да пришлым в глаз дать норовят. Верховодит народом гробовщик с таким взглядом, что лучше ему на глаза не попадаться. Дальше - уже упомянутая красавица-принцесса, за которой по причине, пониманию не подвластной, охотится Дракула. И, собственно, все. И вот, в это самое логово ужаса, по наказу тайного межконфессионального, но расположенного в Ватикане, ордена прибывает Гэбриэль Ван Хельсинг - легендарный борец со всякими инфернальными злодеями, во всем мире разыскиваемый как злостный убийца и вообще порядочный гад. Вместе с ним - его помощник, который разбирается в химии, физике, магии и латыни и в случае необходимости проявляет чудеса храбрости. Добрые силы вступают в неравную схватку с силами зла и, как и положено, побеждают. Хоть и несут потери, по пути еще и выясняя нелицеприятные подробности своего таинственного прошлого. Уфф...

Естественно, от вампирского боевика, под завязку набитого очень качественными спецэффектами (бюджет - полторы сотни миллионов долларов, как никак), не стоит ждать особой интеллектуальной глубины. Понятно также, что не стоит ждать жесткой логики от фильма, где Ван Хельсинг, который в творении Брэма Стокера был немолодым профессором по имени Абрахам, здесь предстает в образе небритого мачо (Хью Джекман), а доктор Франкенштейн творит своего на лицо ужасного, но доброго внутри монстра в Трансильвании. Но та неряшливость, с которой снят "Ван Хельсинг", поражает. Беда даже не в том, что затянутая в корсет красавица (Кейт Бекинсэйл), только что валькирией выкинутая на улицу из окна, в следующем же кадре опять страдает от истязательств той же самой валькирии. Беда в другом - эпизоды, из которых состоит фильм, соединены в единое целое чисто номинально. Логики нет в самом сюжете, и создается ощущение, что у картины вообще не было сценария, а был лишь набор гэгов, иногда остроумных диалогов и качественных боевых сцен. Фильм в данном случае получается сродни конструктору из серии "Сделай сам": тебе предоставляется куча "кубиков", и ты, приблизительно зная, что должно получиться в финале, сам собираешь из этих "кубиков" нечто, руководствуясь плохо написанной инструкцией. Отсюда, например, и многочисленные сюжетные нестыковки. И обилие персонажей, которые в результате оказываются лишними. Например, очень запоминающийся гробовщик, упомянутый в начале статьи - половину фильма ждешь, что сейчас он всех удивит, сейчас он превратится если не в вампира, то хоть в малютку-привидение из Вазастана. Но нет, он просто падет бесславной смертью, как и многие другие, сольется с массовкой. Обидно до чертиков.

Удивительно, что у автора феерической "Мумии" Стивена Соммерса получился "Ван Хельсинг" - фильм не только нелогичный, но и категорически неостроумный. Да, когда Ван Хельсингу выдают в секретной лаборатории оружие, это напрямую отсылает к "Джеймсу Бонду". Да, красавица-цыганка в финале вдруг начинает говорить цитатами из "Хорошего, плохого и злого". Картину это не спасает. А уж кем в конце концов оказывается Ван Хельсинг - такого даже в страшном сне представить было невозможно...

Хотя картина, безусловно, отобьется в прокате. Но, наверное, когда-нибудь настанет то благословенное время, когда зрители, даже пришедшие в кинотеатр ради развлечения и балагана, будут требовать от сценаристов, режиссеров, и продюсеров хотя бы зачатков логики. А то вот фильм "Троя", ближайшая громкая премьера российского проката, говорят, начинается с титра "3 тысячи лет назад". Круто, да?