Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Неконкретные разборки
Дата публикации:  11 Июня 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Как поет Сергей Шнуров, "все это похоже на какую-то разводку". Слишком много совпадений: Музей кино выселяют; оргкомитет питерского фестиваля "Послания к человеку" испытывает схожие проблемы; в Сочи довольно тихо проходит "Кинотавр", который, судя по всему, будет последним; из-за сгоревшего Манежа неизвестно, где расположится штаб предстоящего ММКФ. И над всем этим безобразием, в мрачных декорациях, на гиппогрифе летает повзрослевший Гарри Поттер, которому грозит смертельная опасность...

В Московском Музее кино закрылся очередной сезон. Директор Музея Наум Клейман в переполненном зале показывал старинные киношедевры, а Юрий Норштейн лично представил две с половиной минуты своей "Шинели", а также новый двухминутный мультфильм, поставленный по хокку Мацуо Басе.

Наум Клейман. Фото Сергея АбраменковаСам Клейман прогнозирует как оптимистический, так и пессимистический финал истории борьбы за Музей: "Мой самый оптимистический прогноз: будет принято решение на муниципальном и федеральном уровнях о том, что в Москве возникнет достойный нашего кино музей, какие есть в Париже, Берлине, Лондоне, Торонто. Самый пессимистический прогноз: музей складируют в каком-то временном помещении, которое скорее всего станет постоянным. Будет разрушена вся его система, включая ее важнейший элемент - электронный каталог..." И еще: "Если будет ясная воля государства, мы выстоим..." Государство, правда, пока молчит.

Напомним, все началось с того, что Союз кинематографистов вдруг решил продать 32% акций ЗАО "Киноцентр" развлекательному комплексу "Арлекино". Клейман на это сказал, что ничего не понимает: "Мне позвонил Никита Сергеевич Михалков и сказал, что дело серьезно и надо срочно "складировать" Музей"... Но вот недавно в СМИ поступило письмо из совета директоров "Киноцентра", подписанное Рустамом Ибрагимбековым, Владимиром Мотылем, Эльдаром Шенгелая и другими уважаемыми людьми. В письме написано: "Нам ничего не известно ни относительно "хитроумных операций", благодаря которым помещение, занимаемое Музеем, переходит в собственность "Арлекино", ни относительно продажи Российским СК 32% акций "Киноцентра", которую он не имеет права осуществлять без согласия других акционеров. Из интервью директора Киномузея г-на Клеймана очевидно: если выселение Музея и "складирование" бесценных экспонатов произойдет, то исключительно по инициативе руководства Российского СК..." И дальше: "Нынешние инициативы руководства Российского СК ставят под угрозу само существование Музея кино. Оптимально разумный выход - чтобы государство предоставило уникальному государственному учреждению культуры собственные помещения. Речь об этом идет не первый год, и мы не раз обращались с соответствующей просьбой в Министерство культуры РФ. Проблема требует немедленного решения. Музей кино не должен быть "складирован"..." Это письмо все-таки внушает некоторый оптимизм.

Сейчас главное, что Наум Клейман сохраняет уверенность. И еще - на сайте Музея несколько тысяч человек подписались в поддержку Музея кино. Эти люди готовы выйти на улицы. "Даже не за Музей - за саму возможность".

Удивительно, но схожие проблемы у питерского фестиваля "Послание к человеку" - уникального международного киносмотра неигрового, игрового короткометражного и анимационного кино. История с выселением организаторов фестиваля из их головного офиса на Крестовском острове тянется уже не первый год. Пока апелляционная инстанция арбитражного суда Петербурга и Ленобласти отложила выселение организаторов "Послания к человеку" до осени и позволила провести фестиваль на прежнем месте. Но до 30 сентября "Посланию" нужно найти новое помещение - на сегодняшний день дела таковы.

Пока же "Послание к человеку", как обычно, стартует в Санкт-Петербурге 15 июня. В этом году приготовлена удивительная программа. Так, в международном конкурсе примут участие новые фильмы Геррита ван Дийка, Пола Дриссена, Сергея Айнутдинова, Сергея Лозницы, Сергея Дворцевого, Александра Рогожкина. В рамках специальных программ покажут ранние фильмы Питера Гринуэя и Кшиштофа Кешлевского, новую, созданную за последние три года российскую анимацию, анимационные фильмы польского мастера Петра Думала и многое другое. Жюри в этом году возглавит знаменитый израильский режиссер Амос Гитай. Короче, будет на что (и на кого) посмотреть.

А тем временем в Сочи как-то тихо проходит фестиваль "Кинотавр", который, по словам Марка Рудинштейна, вполне может оказаться последним. Хвалят "стопроцентный международный кинохит" "Шизу" Гульшад Омаровой - картину, снятую на недостижимом пока для нашего кино европейском уровне. Ждем результатов.

Кирилл РазлоговДальше. На днях была объявлена программа надвигающегося Московского кинофестиваля. Стало известно, что одновременно с Манежем прекратили свое существование внеконкурсные программы "Аифория" и "8,5 фильмов". Что обидно - эти программы всегда пользуются повышенным интересом как критики, так и публики. Чем их заменят - пока непонятно. Видно лишь, что программу фестиваля решили упорядочить и сосредоточиться на конкурсе, а точнее - на двух конкурсах (радикальное во всех смыслах кино собрали в программе с названием "Перспектива"). Директор программ Кирилл Разлогов этим доволен: ""Перспективы" включают в себя первые и вторые работы режиссеров, но, правда, значительное количество дебютных фильмов вошло и в основной конкурс. Мы постарались их развести по принципу: поисковые и более академичные. Скандальные фильмы будут скорее в "Перспективах", например, прошлогодняя корейская картина "Спасти зеленую планету" в этом году ушла бы туда..."

Не останавливаясь подробно на программе, хочется отметить, что два главных российских киносмотра, ММКФ и "Кинотавр", продолжают активно конкурировать. Фильм, которым Московский фестиваль будет закрываться, это - потенциальный хит Тимура Бекмамбетова, долгожданный мистический "Ночной дозор", и его, судя по всему, как раз ММКФ отбил у "Кинотавра". Разлогов отзывается о "Кинотавре" довольно любопытно: "Нам очень помог фестиваль "Кинотавр", перетянув на себя много картин, в том числе тех, кто, может быть, и хотел быть представленным на ММКФ, но кому все-таки лучше было бы участвовать в российском конкурсе..." В любом случае, именно на конфликтах крупных фестивалей (а и ММКФ, и "Кинотавр", безусловно, крупные и известные киносмотры) строятся сильные конкурсные программы. И приятно, что в отечественной кинематографии возникают фильмы, за которые фестивалям приходится "драться".

Интересно отметить, что количество более или менее российских фильмов, принимающих участие в конкурсе ММКФ, растет: в этом году их уже три с половиной - разрекламированный "Папа" Владимира Машкова, военная драма Дмитрия Месхиева "Свои", дебют игровой документалистки Марины Разбежкиной "Время жатвы", а также снятая частично на российские деньги азербайджанская "Национальная бомба" Вагифа Мустафаева.

Председателем жюри будет Алан Паркер, среди гостей ожидают Квентина Тарантино (вторая часть его "Убить Билла" откроет фестиваль), Изабель Аджани, Мерил Стрип и Эмира Кустурицу, последнего - прямо с парижских гастролей.

Главная же досада для киноманов заключается, естественно, в сокращении внеконкурсной программы. Потому что именно фестивальные хиты (имеются в виду хиты других фестивалей) привлекают главное внимание зрителей. Разлогов на это говорит следующее: "Вообще есть такая тенденция. В год, когда я пришел на фестиваль, было показано 250 картин, в прошлом году мы показали 150, в этом году будет сто. Увы, но вынужден признать, что программа фильмов на фестивале считается вещью второстепенной. Сокращения начинаются с фильмов, потому что есть такое мнение, что уж без конкурса не обойтись, а все остальное не обязательно. Я с этим согласиться не могу, пока мне удается отстаивать свою позицию..." Так что важно, чтобы среди этих ста картин были те, о которых говорит мировая кинообщественность. Последние годы оргкомитету ММКФ это удавалось.

Короче, фестивальная жизнь кипит. А над всем этим на гиппогрифе летает маленький волшебник Гарри Поттер - третий фильм о его приключениях как раз сейчас с успехом идет по всему миру, в том числе и в российских кинотеатрах. Причем "Гарри Поттер и узник Азкабана", по заверениям прессы, получился не хуже, а даже лучше предыдущих двух фильмов. А особо отмечают, что третий фильм - не чета двум предыдущим как по мрачности колорита и серьезности взятого тона, так и по уровню режиссерской работы.

Что касается мрачной атмосферы, то она как нельзя лучше подходит к околокинематографическим событиям последних недель. А тут еще опрос, проведенный радиостанцией "Эхо Москвы", пугает: 63% радиослушателей посчитали "Гарри Поттера" вредной книгой. Не заметили строгие граждане, что ""Гарри Поттер" - это гимн воспитанию, гимн воле и настойчивости, и с каждым томом история эта взрослеет, становится все точнее и точнее, а вопросы перед Поттером-отроком все серьезнее и серьезнее. Может быть, еще дело тут в том, что строгий гражданин и патриот должен быть "врагом всех так называемых вопросов"...". Очень актуальный комментарий в свете последних событий.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Евгений Коган, Победы проката и проблемы Музея /04.06/
28 мая - 4 июня. "Кинотавр" открывается, Гарри Поттер продолжается, Жак Тати вышел на видео... Музей кино закрывается?!
Евгений Коган, Есть ли жизнь послезавтра? /28.05/
Вокруг люди гибнут тысячами, дома рушатся, президент США бьется в истерике, а подростки, запертые в здании публичной библиотеки, рассуждают о прошлогодних каникулах.
Евгений Коган, Товарищ Квентин /24.05/
О том, куда же на самом деле катится Каннский фестиваль, мы будем разговаривать через год - во-первых, Майкл Мур вряд ли успеет снять что-то еще, а во-вторых, Тарантино в жюри не будет. Надеюсь.
Дмитрий Десятерик, Заказ на героев /21.05/
В фильме "Троя" все наперед знают, что с ними будет. Петерсен и Бениоф убрали все, что так или иначе могло бы лишить героев выбора - Кассандру, богов, знамения, морских чудищ. Но и без пророчицы то и дело звучат фразы, что эта битва останется в тысячелетиях. Все осознают свою историческую миссию и ради нее, похоже, и воюют.
Евгений Коган, Сделай сам! /11.05/
Половину фильма ждешь, что гробовщик сейчас всех удивит, превратится если не в вампира, то хоть в малютку-привидение из Вазастана. Но нет, он просто падет бесславной смертью, как и многие другие, сольется с массовкой. Обидно до чертиков.
предыдущая в начало следующая
Евгений Коган
Евгений
КОГАН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru