Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Все течет
Дата публикации:  18 Июня 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На российский экран выходит "Убить Билла. Том 2" - одна из самых долгожданных кинопремьер года. Картина открывает 26-й Международный Московский кинофестиваль. Ради такого дела в Москву даже приехал Квентин Тарантино, режиссер фильма. Приехал и был удивлен - его узнают на улицах, принимают как родного (даже несмотря на размолвку, которая случилась между ним и главным человеком Московского кинофестиваля в Каннах несколько лет назад). Тарантино вроде бы остался доволен.

Более того, Тарантино прибыл в Россию в компании Дэвида Керрадайна, звезды своего фильма и вообще звезды американского кино, правда, несколько подзабытой. Но теперь новая волна популярности Керрадайну обеспечена - в США вторая часть фильма "Убить Билла" вышла на первое место в рейтинге кассовых сборов.

Правда, мнения по поводу "Второго тома" приключений Черной Мамбы в погоне за справедливостью разделились. В том смысле, что картина нравится далеко не всем. Потому что действительно довольно сложно было ожидать, что Тарантино после ураганной и кровавой первой части снимет такую сентиментальную, многословную и нединамичную вторую. Некоторые, отмечая блистательные актерские работы, так прямо и пишут, что "последние полчаса, прежде чем решить все вопросы, герои ведут многозначительные, но малоинтересные разговоры, попутно сюсюкая с девочкой... Если не вспоминать все время, что эти двое - наемные убийцы, то фильм теряет последние остатки динамики и увлекательности. Месть - это блюдо, которое надо подавать холодным. Сам фильм горячих эмоций не вызывает. Неплохо, но скучно..." Замечая при этом: "Говорить, что первая часть "Убить Билла" лучше или хуже второй, - все равно что предпочесть одной серии "Москва слезам не верит" другую. Фильм один, пусть антракт и затянулся на полгода..."

Еще дальше пошел, например, обозреватель "Афиши" посвятивший несколько полос тому, чтобы доподлинно разобраться, откуда у Тарантино что взялось в его фильме. И, изучив разложенные буквально по полочкам эпизоды картины, внимательный читатель обнаруживает, что ни одного своего, "оригинального" кадра у режиссера-то и нет. Что осознавать, согласитесь, больно и обидно.

Но есть и другое мнение. Тот же журнал "Афиша" в лице другого обозревателя пишет, что "Тарантино - не реформатор кино, сегодня Тарантино - и есть кино. Искусство, в основе которого - если отбросить всю шелуху - лежит восторг от того, что паровоз вроде бы едет прямо на тебя..." И добавляет: "От "Фильма I" прет нешуточно, но от "Фильма II" прет просто фантастически. Прет потому, что Тарантино словно отвечает на собственный вызов, играет на территории, которую до сих пор обходил сторонкой, - и у него получается..."

И тут все понятно - чувствуется растерянность. Потому что Тарантино (действительно режиссер уникальный) в очередной раз всех удивил. Потому что ожидали от него одного, а получили - прямо противоположное. Автор "Убить Билла" на сегодняшний день, пожалуй, один из немногих режиссеров в мировом кино, от которого действительно ждешь неожиданностей (есть еще непредсказуемый японец Такеси Миике, но тот - графоман от кинематографа). "Убить Билла. Том 2" и в самом деле достаточно занудное кино, в котором поединков не просто меньше диалогов, там практически вообще нет поединков. Оттого второй фильм и не складывается с первым в единую картину, вызывая подозрения, что Тарантино не просто разрезал фильм на две части, но снимал две разные картины, одна из которых является продолжением другой. Но нельзя не признать, что насколько блистательными были в первой части поединки, настолько во второй блистательны диалоги. А в том, что, скажем, Майкл Мэдсен - хороший актер, никто и не сомневался. Нужно просто быть готовым к тому, что второй фильм вполне может не понравиться поклонникам первой части. Ну, или наоборот.

То, что фильм "Убить Билла. Том 2" открывает Московский кинофестиваль, можно назвать событием символичным. Все помнят, как несколько лет назад Михалков ругал молодое российское кино за обилие пролитой крови (читай - клюквенного сока). Конечно, он не пошел на попятную. Но признал существование другого кинематографа, не озабоченного глобальными проблемами мироздания, а просто кайфующего от собственной безнаказанности.

К слову, еще одно отличие нынешнего фестиваля от предыдущих - многочисленные российские картины в конкурсе. В общем - игровой дебют документалистки Марины Разбежкиной "Время жатвы", "Папа" Владимира Машкова и "Свои" Дмитрия Месхиева в основном конкурсе, долгожданные "Русские" Александра Велединского в новой программе "Перспектива".

Один из основных фильмов программы Московского фестиваля (выходящий, кстати, в прокат в России) - новинка от Педро Альмодовара, открывавшее последний фестиваль в Каннах "Дурное воспитание". Критика уже удивляется тому, что "вчерашний маргинал Альмодовар /.../ сделал картину очень личную, мрачную и лишенную его фирменного юмора..." А сам посерьезневший режиссер, соглашаясь, что одна из главных тем в его картине - запретная любовь, добавляет, что "другая, связанная с ней, - это риск: все персонажи моих фильмов, включая последний, существуют в зоне риска, нарушают табу и правила..."

В то время как Московский кинофестиваль только начинается, близкая к важнейшему из искусств публика обсуждает результаты последнего "Кинотавра" (слово "последний" в свете недавних событий здесь звучит более чем убедительно). И хотя на заключительной пресс-конференции Марк Рудинштейн не назвал фамилии людей, которые придут на смену ему и Олегу Янковскому, совсем не факт, что Марк Григорьевич в следующем году появится в Сочи на фестивальной сцене.

Высказывания Рудинштейна и Янковского по поводу того, что они оставляют "Кинотавр", заставили говорить о роли этого фестиваля в российской киножизни вообще. Фестиваль появился тогда, когда само существование российского кино подвергалось сомнению, а уж о кинопрокате говорить не приходилось вовсе. Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону, и фестиваль должен, просто обязан меняться вместе с кинопроцессом. Об этом, собственно говоря, и пишут: "В момент своего появления и на последующие десять с лишним лет "Кинотавр" был отечественным кинопроцессом - в отсутствие проката российские фильмы долгое время существовали только в Сочи и в репортажах из Сочи. В изменившейся ситуации (и Рудинштейн это прекрасно понимает) фестиваль, претендующий на значительность, не может быть просто праздником, чередой бесконечных банкетов, общением осоловелых от солнца и вина кинематографистов и просмотром в отвратительном зале фильмов, большинство из которых следовало бы смыть с кинопленки..." И, судя по всему, это - главный вывод, который можно сделать из прошедшего в Сочи киносмотра.

Сам же Марк Рудинштейн, утверждая, что для него очень важно, чтобы фестиваль продолжался и после его ухода, говорит откровенно: "Я тут в ближайшие два года просто не появлюсь".

Что же касается призов, то они, естественно, были вручены. Но дело не в призах. И Московский кинофестиваль, и "Кинотавр", и успехи в отечественном прокате фильма "Убить Билла" (имеется в виду первая часть картины) свидетельствуют об одном - российский кинопроцесс, в том числе и кинопрокат, не стоят на месте. Все течет, и течет, судя по всему, в правильном направлении. Главное - не упустить момент.

А Квентин Тарантино, между прочим, посетил Московский Музей кино. И ему понравилось, не могло не понравиться. Будет обидно, если он станет одним из последних посетителей этого музея. Но это - так, к слову.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Евгений Коган, Неконкретные разборки /11.06/
Музей против казино; Сочи против Москвы; народ против Гарри Поттера.
Евгений Коган, Победы проката и проблемы Музея /04.06/
28 мая - 4 июня. "Кинотавр" открывается, Гарри Поттер продолжается, Жак Тати вышел на видео... Музей кино закрывается?!
Евгений Коган, Есть ли жизнь послезавтра? /28.05/
Вокруг люди гибнут тысячами, дома рушатся, президент США бьется в истерике, а подростки, запертые в здании публичной библиотеки, рассуждают о прошлогодних каникулах.
Евгений Коган, Товарищ Квентин /24.05/
О том, куда же на самом деле катится Каннский фестиваль, мы будем разговаривать через год - во-первых, Майкл Мур вряд ли успеет снять что-то еще, а во-вторых, Тарантино в жюри не будет. Надеюсь.
Дмитрий Десятерик, Заказ на героев /21.05/
В фильме "Троя" все наперед знают, что с ними будет. Петерсен и Бениоф убрали все, что так или иначе могло бы лишить героев выбора - Кассандру, богов, знамения, морских чудищ. Но и без пророчицы то и дело звучат фразы, что эта битва останется в тысячелетиях. Все осознают свою историческую миссию и ради нее, похоже, и воюют.
предыдущая в начало следующая
Евгений Коган
Евгений
КОГАН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru