Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Конкуренция локального значения
Дата публикации:  2 Июля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На закрытии XXVI Московского международного кинофестиваля показывали новое российское кино. Фильм "Ночной дозор" на днях выходит в прокат.

Картина Тимура Бекмамбетова, основанная на фантастическом романе Сергея Лукьяненко, - кино вполне достойное. Остроумно, в меру кроваво; красиво и дорого снято, под завязку набито звездами, борьба добра со злом присутствует в полном объеме, и вообще, это - первый постсоветский фильм, который легко может конкурировать с западными блокбастерами на отечественном кинорынке. Именно на отечественном: шутки, которые в западных фильмах рассчитаны на мировой прокат, в "Ночном дозоре" поймут лишь российские зрители. Да и пресловутая реклама, распиханная в каждом втором кадре фильма, вызывает улыбку, причем, как ни странно, добрую.

К слову, о рекламе. Оказывается, она иногда бывает непрошеной. Так, компания "Аэрофлот" требует убрать свой логотип с борта самолета, который, по сюжету фильма, попадает в разные более чем неприятные ситуации. Заместитель генерального директора "Аэрофлота" по правовым вопросам Борис Елисеев так прямо и заявил, что "авиакомпания не давала согласия на использование своего товарного знака и фирменного наименования, поэтому в случае невыполнения наших требований мы будем действовать в соответствии с гражданским законодательством". Сергей Лукьяненко на это говорит, что "удивлен такой реакцией "Аэрофлота. В фильме самолет и экипаж показаны с наилучшей стороны, они ведут героическую борьбу и побеждают". И продюсер Елена Яцура тоже не согласна с претензиями. Да и юристы утверждают, что для этих претензий вряд ли есть правовая база. Но ситуация сама по себе интересна.

В любом случае, "Ночной дозор" √ "безусловный хит кинематографического сезона", хоть и озвучен он попсовым саундтреком. Спецэффекты в фильме сделаны на высоком, почти западном уровне. А короткие появления кинематографичесих (типа Гоши Куценко) или музыкальных (как Жанна Фриске и Илья Лагутенко) звезд с легкостью можно назвать бенефисами. Что уж тут говорить о ролях не второстепенных? За одну фразу "Еще теплая", произнесенную пожилым вампиром (Валерий Золотухин), протягивающим главному герою (Константин Хабенский) банку с кровью, можно многое простить. И хоть "московские подворотни, проникнутые неземным светом", заслуживают большего, "Ночной дозор" - заметное явление в российском кинопроцессе, медленно, но верно встающем на ноги.

На ММКФ победило российское кино. Причем, что важно, победило вполне заслуженно. И дело здесь не только в том, что уровень западных фильмов, представленных на московском конкурсе, оставлял желать лучшего. Просто и отечественные фильмы были более чем достойными. Так что призы распределили справедливо. В частности, логично, что приз зрительских симпатий достался фильму Владимира Машкова "Папа" - картине, не имеющей никакого отношения к так называемому фестивальному кино, а просто крепкой зрительской ленте, на которой особо чувствительная публика будет плакать живительными слезами.

А "Свои" Дмитрия Месхиева, спору нет, оказались объективно не только лучшим фильмом конкурсной программы, но и вообще одним из наиболее интересных российских кинопроектов последнего времени. Не знаю, стоит ли верить в искренность произносимых со сцены слов, но все-таки знаменитый Алан Паркер сказал ведь, что "Свои" - лучший фильм, виденный им за последнее время. Правда, директор программ ММКФ Кирилл Разлогов считает, что картина Месхиева не имеет шансов на международный успех, а "российское кино развивается в противофазе с мировым".

И хоть в конкурсе "Перспектива", в котором были собраны все так или иначе "альтернативные" картины, победила японская занудная и претенциозная лента "Отель "Венера" с поп-звездой Кусанаги Цуеси, самыми обсуждаемыми картинами альтернативного конкурса стали запрещенная к показу на родине, в Белоруссии, лента "Оккупация. Мистерии", интересная попытка на базе мифов партизанского движения времен Великой Отечественной войны создать некую мистическую трагедию, и долгожданное "Русское", ретро-драма Александра Велединского, основанная на харьковской трилогии Эдуарда Лимонова. А фраза "Я не отколупывал", произносимая одним из героев фильма с завидным постоянством, наверняка станет одной из самых популярных цитат среди тех, кто следит за российским кино.

Что все это значит? Что российское кино теперь с легкостью может конкурировать с западным? Нет, кассовые сборы фильма "Свои" Дмитрия Месхиева никогда не сравняются с прибылью "Человека-паука", а уж "Время жатвы" Марины Разбежкиной вообще едва ли выйдет в широкий прокат. Тем более что некоторые фильмы, показанные на Московском кинофестивале вне конкурса, в рамках "Российской программы", не то что обсуждать, их даже смотреть было невозможно. И наличие потенциально успешного "Ночного дозора" ни о чем, к сожалению, не говорит. Просто так получилось, что по качеству российское кино, представленное на последнем кинофестивале в Москве, оказалось на порядок выше иностранного. А иностранные режиссеры (судя по довольно сдержанным репортажам из, например, Канн) в этом сезоне по какой-то причине внезапно решили расслабиться. Так что никаких выводов о состоянии отечественного кино после Московского фестиваля делать не надо.

А вот что надо, так это говорить о самом кинофестивале. Есть ощущение, что в этом году он, поддавшись общим псевдо-патриотическим настроениям, решил "продемонстрировать триумфальное шествие российского кино". Стоит также говорить и о том, что к отбору фильмов для конкурса, наверное, нужно подходить более серьезно, потому что многие конкурсные картины действительно не выдерживают никакой критики.

Московский кинофестиваль завершился - и да здравствует Московский кинофестиваль! На сегодняшний день, при всех явных и неявных недостатках, он остается самым серьезным подобным мероприятием в России. Правда, недавно прошел слух, что международная часть "Кинотавра" якобы в следующем году собирается переехать из Сочи в Санкт-Петербург. Несомненно, это пойдет фестивалю на пользу. Так что, может быть, у ММКФ появится реальный конкурент. А конкуренция, как известно, заставляет совершенствоваться.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Евгений Коган, Патриотическое воспитание кинематографистов /25.06/
18 - 25 июня. Закрадывается бредовая и предательская мысль: а что если отборщики ММКФ специально взяли на конкурс столь слабые иностранные фильмы, чтобы российские ленты, и без того достойные и качественные, еще выгоднее выделялись на общем фоне?
Евгений Коган, Все течет /18.06/
11 - 18 июня. Несколько лет назад Михалков ругал молодое российское кино за обилие пролитого клюквенного сока. Конечно, он не пошел на попятную. Но признал существование другого кинематографа, не озабоченного глобальными проблемами мироздания, а просто кайфующего от собственной безнаказанности.
Евгений Коган, Неконкретные разборки /11.06/
Музей против казино; Сочи против Москвы; народ против Гарри Поттера.
Евгений Коган, Победы проката и проблемы Музея /04.06/
28 мая - 4 июня. "Кинотавр" открывается, Гарри Поттер продолжается, Жак Тати вышел на видео... Музей кино закрывается?!
Евгений Коган, Есть ли жизнь послезавтра? /28.05/
Вокруг люди гибнут тысячами, дома рушатся, президент США бьется в истерике, а подростки, запертые в здании публичной библиотеки, рассуждают о прошлогодних каникулах.
предыдущая в начало следующая
Евгений Коган
Евгений
КОГАН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru