Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Жизнь налаживается
Дата публикации:  9 Июля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Такого не было уже давно. Вторую неделю подряд пресса словно с цепи сорвалась: забыв о существовании голливудского кино, о Человеке-пауке, который боится только Человека-тапка, и о прочих милых сердцу героях, она посвящает свои полосы отечественному фильму, да не простому, а о вампирах и борьбе с ними. Куда катится мир?

На самом деле, конечно, некоторые помнят и про Человека-паука. Потому что как не помнить, если бокс-офис первой части приключений самого рефлексирующего в мире супермена побил все мыслимые рекорды и превратил Человека-паука в героя нашего времени - нежного, как йогурт, парня, который умеет плести паутину. Понятное дело, вторая часть приключений этого то ли человека, то ли насекомого, которая не заставила себя долго ждать, тоже делает отличную кассу. А так как она на днях вышла в российский прокат, стоит говорить о том, что и наши зрители внесут свою мелочь в общую копилку. Интересно, что у нас "Человек-паук-2" находится в той же сложной конкурентной ситуации, что и в Соединенных Штатах. Потому что в России за деньги зрителей с ним соревнуется "Ночной дозор" (о котором ниже), а в Штатах - "9/11 по Фаренгейту" Майкла Мура, уже собравший безумную для неигровой картины сумму в более чем шестьдесят миллионов долларов, и это при учете бесплатного распространения через интернет.

Но вернемся к "Человеку-пауку". Понятно, что эту картину смотреть надо, несмотря на предсказуемый сюжет и на предсказуемые же спецэффекты, уровень которых, конечно, повысился по сравнению с предыдущей частью, но мы, честно говоря, видели и чудеса покруче. Просто Сэм Рэйми, который раньше снимал "Зловещих мертвецов" (и, замечу, это у него прекрасно получалось), хоть и увлекся большими бюджетами и вписался в голливудский съемочный размах, все равно остался хорошим режиссером, способным в экранизации марвеловского комикса оставить то, что и было главным в рисованных картинках, - противостояние необычности-уродства и обычности-посредственности, то есть сделал, по сути, кино про уродов и людей. Ну и естественно, интересно посмотреть на то, как добродушный с виду Альфред Молина сыграет злодея, да еще какого!

Дальше - еще одна премьера, которую никак нельзя пропустить, но совсем по другим причинам. Потому что "Самаритянка" - новый фильм Кима Кидука, любимого везде, в том числе и в России. Десятая работа корейского мастера в очередной раз вызовет бурю споров и обсуждений (если хватит сил оторваться от "Ночного дозора"). Тем более что последний из выходивших на российский экран фильмов Кидука показался не слишком характерным для режиссера - это была невыносимо красивая буддийская притча "Весна, лето, осень, зима... и снова весна", в которой при большом желании, конечно, можно было разглядеть и элементы китча, и прочие неприятные и даже дешевые приемы, но желания такого не было. Оставалось удивляться, как этот "плохой парень" от кинематографа вдруг увлекся чистой поэзией. Так вот, "Самаритянка", хоть и обладает всеми чертами, свойственными фильмам Кима Кидука (кровь - любовь - морковь - кровь), хоть и укладывается в генеральную линию его творчества, все равно довольно сильно отличается от того, что режиссер делал раньше.

Дело в том, что, став более мудрым и спокойным, несколько остепенившись, Ким Кидук даже не пытается скрыть своего миссионерского замысла и снимает, по его же собственным словам, фильм "о покаянии и прощении". Он смешивает в картине буддийские и христианские традиции и делает ленту, в которой нет положительных героев, но парадоксальным образом ты все равно сочувствуешь ее персонажам. И пусть в новой истории корейского режиссера нет того драйва, что свойственен ранним работам режиссера. "Самаритянка" все равно - одна из самых интересных картин летнего сезона, который, несмотря на традиции, отнюдь не обещает затишья и покоя для киноманов.

И все же, все же, все же... Да, приходится вновь возвращаться к "Ночному дозору" - главной кинопремьере лета. Потому что этот фильм, снятый Тимуром Бекмамбетовым ("Пешаварский вальс", "Гладиатрикс"), вполне может стать показательным для всего российского кинопроката. И не только оттого, что техническое исполнение фильма совершено на уровне, беспрецедентном для российского развлекательного кино. И не оттого, что картина стала первым российским кинопроектом голливудского размаха, то есть чистым попкорновым зрелищем, которое покоится на звездах, спецэффектах, ураганном звуке и общей лихости. А оттого, что отечественный фильм вышел одновременно в трехстах двадцати пяти (!) кинотеатрах по всей стране, и его кассовые сборы будут означать или самый громкий успех, или же самый громкий провал российского кино не только в 2004 году, но и вообще. Поэтому-то и замерли сейчас продюсеры и прокатчики - замерли и ждут результатов. От успеха/неуспеха "Ночного дозора" в принципе зависит, как будет развиваться российский кинопрокат (и, наверное, кинопроизводство) в ближайшее время.

Более того, "Ночной дозор" - фильм, который сделан по западным образцам продюсирования, то есть при непосредственном финансовом участии телевидения. Константин Эрнст, генеральный директор Первого канала, имеющего прямое отношение к "Ночному дозору", говорит: "Мы четко поняли, что будем заниматься кино, после успеха картины "72 метра", которую мы полностью профинансировали... В ближайший год на кино мы потратим еще около $12 млн, речь идет о пяти вполне конкретных проектах, самый крупнобюджетный - экранизация книги Сергея Лукьяненко "Лабиринт отражений" за $3 млн... После успеха "72 метров" к нам обратились три финансово-промышленные группы с предложением финансировать создание кинопродукции. Все, конечно, понимают, что кино во всем мире, в том числе в Голливуде, - это специфический и весьма рискованный бизнес. Однако интерес налицо. Мы сейчас рассматриваем эти предложения". Продюсеры также отмечают, что стало значительно легче получать кредиты под кинопроекты - ситуация с кинопроизводством в России меняется, производить кино становится более или менее выгодным делом. Вернее, производить хорошее кино. Успешный кинопродюсер Елена Яцура, например, считает, что "через два-три года российские фильмы вполне могут дать даже 20-25% всей выручки от всего проката. Но этот... прогноз может и не оправдаться. Предпосылки имеются, но все зависит от многих факторов". Факторы - в том числе и успехи в прокате так называемых российских блокбастеров.

А пока в России на экранах силы Зла борются с силами Добра, в мире не замирает фестивальная жизнь. Так, в Карловых Варах проходит прекрасный во всех отношениях кинофестиваль, в котором принимают участие российские картины. В том числе очень ожидаемый на отечественных экранах "Мой сводный брат Франкенштейн" Валерия Тодоровского. "Папу" Владимира Машкова показывают спецпоказом (Машков, кстати, входит в состав международного жюри). А "Последний поезд" Алексея Германа-младшего, "Ангел на обочине" Светланы Стасенко, "Время жатвы" Ирины Разбежкиной и "Шиза" Гульшад Омаровой представляют российское кино в специальной программе "На восток от Запада". То есть интерес к российским фильмам налицо, как, собственно, и сами фильмы. Для общего развития: фестиваль закроется 10 июля премьерой "Шрека-2", который, кстати, совсем скоро выйдет и в российский прокат. Что тоже не может не радовать.

А в то, что лето, как утверждают некоторые, - время затишья, верить не стоит. Покой нам только снится. Вот в конце июля еще и триумфатор недавнего "Кинотавра" "Водитель для Веры" выходит, а потом и "Папа", и прочие более чем любопытные кинопроекты. Скучать не придется. Главное, чтобы с "Ночным дозором" все было в порядке.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Евгений Коган, Конкуренция локального значения /02.07/
25июня - 2 июля. Московский кинофестиваль завершен. "Ночной дозор" Тимура Бекмамбетова, "Время жатвы" Марины Разбежкиной, "Свои" Дмитрия Месхиева и "Папа" Владимира Машкова на фоне иностранных конкурсных фильмов выглядели почти шедеврами.
Евгений Коган, Патриотическое воспитание кинематографистов /25.06/
18 - 25 июня. Закрадывается бредовая и предательская мысль: а что если отборщики ММКФ специально взяли на конкурс столь слабые иностранные фильмы, чтобы российские ленты, и без того достойные и качественные, еще выгоднее выделялись на общем фоне?
Евгений Коган, Все течет /18.06/
11 - 18 июня. Несколько лет назад Михалков ругал молодое российское кино за обилие пролитого клюквенного сока. Конечно, он не пошел на попятную. Но признал существование другого кинематографа, не озабоченного глобальными проблемами мироздания, а просто кайфующего от собственной безнаказанности.
Евгений Коган, Неконкретные разборки /11.06/
Музей против казино; Сочи против Москвы; народ против Гарри Поттера.
Евгений Коган, Победы проката и проблемы Музея /04.06/
28 мая - 4 июня. "Кинотавр" открывается, Гарри Поттер продолжается, Жак Тати вышел на видео... Музей кино закрывается?!
предыдущая в начало следующая
Евгений Коган
Евгений
КОГАН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru