Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Образование < Вы здесь
Учитель реформатора о реформах образования
Дата публикации:  8 Января 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Примерно за два последних года очень сильно изменились приезжающие в МГУ китайские студенты. Еще совсем недавно студенческий билет был для большинства из них всего лишь удобной формой легальной регистрации в Москве - в аудиториях мы практически не видели "студентов", работающих на рынках или подпольных фабриках. А сейчас...

Студент-геолог из Поднебесной получил у меня экзамен-автомат по химии не только за нетипичную для его нынешних российских одногруппников жажду знаний, но, в первую очередь, за реальные блестящие результаты работы в семестре. И его земляки - тоже не в отстающих. Так что базой для полета первого китайского космонавта стали не только "цельнотянутые" советские разработки, но и серьезнейший подход к образованию в стране, пережившей страшный опыт "культурной революции".

А наша школа - Специализированный учебно-научный центр МГУ (интернат имени А.Н.Колмогорова) - регулярно принимает мощные десанты школьников и учителей из Республики Кореи (из той, где LG, а не "чучхе"). На уроках с ними царит удивительное сочетание дисциплины, любознательности и интеллектуальной активности.

Похоже, что восточные соседи стремятся успеть заполучить максимум от российского рассыпающегося образования. Не все в этом образовании пока потеряно - об этом говорит спрос на репетиторов для школьников, возвращающихся с родителями после нескольких лет жизни в Европе и США. После тамошнего "ознакомительного" преподавания математики, физики, химии, чтобы продолжать учиться в российских школах, нужна дополнительная подготовка по этим предметам.

Но наши образовательные потери растут. И это не только "утечка мозгов" в лице лучших ученых и преподавателей, не только псевдогуманитаризация, превращающая школьную физику, химию, биологию в подобие американского "science", но и некомпетентная формализация школьных предметов, заменяющая научную фундаментальность наукообразием. Несколько лет назад мне пришлось анализировать историю преподавания химии в российских школах 1. Позже я нашел анализ ситуации в нашем математическом образовании, сделанный выдающимся ученым и педагогом Л.Д.Кудрявцевым. Оказалось, что у химиков и математиков много общих проблем. Поскольку математика - фундамент всего естественнонаучного образования, мнение математика о происходящей модернизации представляется особенно важным.

Лев Дмитриевич - автор ряда статей и нескольких книг, посвященных проблемам обучения и воспитания. Очень интересна, например, его книга "Современное общество и нравственность". А еще он был научным руководителем нынешнего начальника реформаторов нашего образования В.М.Филиппова. Статья Л.Д.Кудрявцева "О принципах, лежащих в основе модернизации среднего образования", а также недавно вышедшая книга "Среднее образование. Проблемы. Раздумья" 2 позволяют понять, что именно происходит в нашем образовании. А заодно читатель может оценить, насколько ученик воплотил или хотя бы использовал идеи своего учителя.

Среднее образование в России достигло своего наивысшего качества, по мнению Л.Д.Кудрявцева, к 1940 году:

При советской власти после многолетних шатаний в постановке среднего образования, приведших фактически к его полному развалу, к концу тридцатых годов в связи с принятым курсом на индустриализацию страны была по существу восстановлена дореволюционная гимназическая структура среднего образования (конечно, на совершенно другой идеологической основе). <...>

Представляется, что в период с конца тридцатых до конца пятидесятых годов прошлого столетия среднее образование в нашей стране в отношении своей естественнонаучной и математической части достигло своего наивысшего уровня, на который следует ориентироваться и в настоящее время.

Критерии полноценности среднего образования:

Остановимся лишь на одном необходимом признаке полноценности среднего образования, который не вызывает сомнения. Он состоит в возможности после получения среднего образования продолжить свое образование в любом обычном высшем учебном заведении (т. е. речь не идет о консерватории или художественной академии). Иначе говоря, полноценное среднее образование должно давать знания и воспитывать культуру мышления, дающие возможность поступления и успешного обучения в университете на любом факультете (математическом, естественнонаучном, гуманитарном), в техническом, экономическом, медицинском, юридическом или каком-либо еще высшем учебном заведении. <...>

Именно этому критерию и удовлетворяла советская средняя школа тридцатых-пятидесятых годов, и тем самым этот исторический пример нашего недавнего прошлого подтверждает, что сформулированный критерий полноценности среднего образования реализуем на практике.

Что и как мы потеряли:

Но, как это часто бывает, страсть к обязательному реформированию заглушила мысль о том, что надо очень осторожно вносить изменения там, где целесообразность и разумность действующей системы подтверждена опытом многих десятилетий. Непонимание этого привело к тому, что в результате непродуманных действий описанная выше хорошо отложенная система среднего образования стала распадаться. Как же это произошло конкретно?

Ее разрушение началось с провозглашения лозунга о введении обязательного полного всеобщего среднего образования. Неразумность обязательности образования очевидна. Нельзя добиться успеха в обучении человека, если он не хочет этого, органически не способен на это. Для того, чтобы рапортовать о воплощении в жизнь лозунга о полном всеобщем среднем образовании, для того, чтобы создать видимость его реализации, пришлось отменить отчисление учащихся из школ за неуспеваемость и фактически ликвидировать второгодничество. В такой ситуации оказались излишними переводные экзамены из класса в класс, да и выпускные экзамены пришлось упростить и сократить по количеству. Уровень образования и его престиж в результате всего этого довольно резко понизился, так как пришлось ставить положительные оценки тем, кто не усвоил изучавшийся в школе предмет. <...>

В этот же период начался еще один отрицательный процесс проникновения наукообразия в изучение школьных предметов: изучение основополагающих фундаментальных фактов стало дополняться большим количеством специальных частных сведений. Например, вместо того, чтобы при изучении русского языка сосредоточить все усилия на том, чтобы научить школьников грамотно говорить и писать, правильно в смысловом значении употреблять слова и правильно ставить в них ударение, стали изучать фонемы, морфемы и т.п. понятия. Результат не замедлил сказаться: даже по телевидению от "говорящих голов" (в том числе и от профессионалов-журналистов, не говоря уже о депутатах и других представителях власти) мы постоянно слышим искаженную русскую речь.

Загромождение мелкими специальными деталями не только не помогает усвоить основной материал, но часто отвлекает внимание школьника от главного и существенного, чем затрудняет его усвоение. К сожалению, подобная тенденция стала проявляться во многих школьных предметах, например, в химии и биологии. Изучение предмета должно быть основательным, фундаментальным, но включать лишь принципиальные основные вопросы, необходимые для его целостного восприятия и развития нужной культуры мышления.

В преподавании химии в школах и вузах традиционной проблемой является смешение моделей и реальности - это пример того, как "наукообразие" не только мешает, но и вредит пониманию, создает ложную видимость знания. Вот что написал по этому поводу доктор Эрик Скерри, главный редактор журнала "Foundations of Chemistry":

Химики уникальны в их постоянном стремлении наглядно изобразить структуры и процессы, но иногда они заходят тут слишком далеко. Так, три года назад многие научные журналы напечатали статьи, в которых говорилось, что известные из учебников атомные и молекулярные орбитали наконец удалось наблюдать непосредственно. Философы сразу обратили внимание на некорректность таких утверждений, и эти преувеличения были вскоре исправлены. Конечно, понятие орбитали играет важную роль в квантовой химии, например в правиле Вудворда-Хофмана, но не нужно забывать, что она есть математическая абстракция, имеющая примерно такое же содержание, как корень квадратный из минус единицы. 3

То, что для ученых-химиков - предмет философской дискуссии, для авторов современных школьных учебников есть истина в окончательном виде - цветные красочные "орбитали" застревают в головах школьников как настоящие физические реальности, но не как графики математических функций, чем они являются на самом деле. А, например, про октановое число бензина в большинстве учебников нет ни слова...

Вернемся к статье Л.Д.Кудрявцева. О "лишних" предметах:

Еще одно отрицательное явление, возникшее в современной школе, состоит в многопредметности. Происходит явное недопонимание того, что есть вещи, которым надо учить, а есть вопросы, с которыми надо лишь знакомить. Первые и должны входить в предметы, составляющие учебный план, а для вторых достаточно отдельных бесед, экскурсий, кружков.

При всем уважении к вопросам экологии ее введение в учебный план средней школы в качестве отдельного предмета не представляется целесообразным, так как с экологическими вопросами весьма содержательно и естественно можно ознакомить школьников на уроках по физике, химии, биологии, анатомии и физиологии человека. <...>

С вопросами здорового образа жизни, с вредом от курения, от употребления алкогольных напитков и наркотиков, с правилами поведения и выживания в экстремальных ситуациях, вызванных, например, стихийными бедствиями, с методами оказания первой помощи при несчастных случаях можно вполне ознакомить школьников на беседах после уроков (такие беседы, конечно, надо проводить не чаще одного раза в месяц). Во всяком случае, следует считать недопустимым включение в учебный план, разумность которого подтверждена опытом многих десятилетий, новых предметов без проведения предварительных экспериментов, а лишь потому, что кто-то считает это полезным.

О вреде приоритета методики преподавания над содержанием:

Еще одна негативная тенденция, появившаяся в средней школе, связана с усложнением методики обучения, которая, напротив, должна быть нацелена на возможно более простой способ овладения учениками нужными знаниями и приобретения ими культуры мышления. Она не должна обременятся методами, которые занимают у школьников много времени, неоправданными с точки зрения их эффективности. Например, трудно согласиться с целесообразностью написания шестиклассниками домашних рефератов, для которых не хватает содержания учебников и ученикам приходится искать дополнительные источники. Чрезмерное увлечение "методическими новшествами" возможно связано с тем, что в педагогических высших учебных заведениях стали меньше уделять времени на изучение тех предметов, которым студенты, будущие учителя, будут обучать своих учеников, а значительно больше уделять внимание курсам по методике. Дело дошло до того, что студентам некоторых педагогических университетов запрещается писать дипломные работы по их специальности (математике, физике, химии, биологии и т.п.), а требуется защищать дипломы только по методике. Это представляется неразумным и нецелесообразным.

Об учете возрастных особенностей школьников:

Существенно то, что возможность усвоения программного материала при том его распределении по возрастным группам, которое имелось в прежние годы, было надежно подтверждено на практике. Поэтому нет ничего более разумного, чем взятие за основу учебных планов и программ средней школы тридцатых-пятидесятых годов при ведущейся в настоящее время разработке стандартов среднего образования, учебных планов и программ. При помощи небольшой модернизации их можно привести в соответствие с предъявляемыми новыми требованиями.

Было время, когда при преподавании химии учитывали возраст учащихся:

В процессе отработки новой программы (1933 г.) начало изучения химии перенесли из 6-го в 7-й класс. Специальные исследования Центрального научно-исследовательского института политехнического образования показали, что для учащихся в возрасте до 14 лет, привыкших мыслить конкретно, очень труден, а иногда и непосилен переход от конкретных явлений к абстрактным понятиям, от непосредственно видимого и ощущаемого к тем взаимодействиям, которые происходят между атомами и молекулами. Особенность химии состоит в том, что в ней самые основные понятия (смесь и индивидуальное вещество, атом и молекула, относительная атомная масса, валентность) являются одними из самых трудных для понимания, но без этих понятий невозможно построить систематический курс. В результате программа была построена так, что в 7-м классе (14 лет) изучались отдельные факты (реакции), закон постоянства состава и основы атомно-молекулярного учения; в 8-м классе (15 лет) школьники проходили химию элементов (неметаллы) и растворы; и лишь в 9-м классе (16 лет) наряду с химией металлов изучался периодический закон и строение вещества. Для органической химии отводился 10-й класс. 4

Во многих современных учебниках химия начинается для восьмиклассников именно с наукообразной теории - то есть все делается строго наоборот. А на первом курсе мы вынуждены переучивать студентов, потому что умение произносить термины и их понимание очень далеки друг от друга при таком обучении...

Как компенсировать низкий профессиональный уровень многих выпускников педвузов:

Лишь только использование опыта, накопленного многими десятилетиями, а иногда и столетиями, является надежной основой при проведении преобразований в системе образования. Как видно из выше сказанного в отношении русского языка, математики, физики, химии, биологии, этот опыт был удачно воплощен в системе среднего образования тридцатых-пятидесятых годов прошлого столетия. Устойчивость этой системы обусловливалась, в частности, тем, что при ней обучение по каждому предмету велось по единому стандартному учебнику. Накопленный опыт показал, что в этом не было ничего плохого. Более того, это существенно облегчало преподавателям с недостаточно высокой профессиональной подготовкой (не надо закрывать глаза на то, что таких учителей у нас достаточно много) поднимать уровень своей педагогической деятельности. Неподготовленная повсеместная смена учебников, усугубленная появлением различных учебников да еще с предоставлением выбора их учителям или вынужденным использованием тех, которые имеются в наличии, очень болезненный процесс.

Против всеобщего среднего:

Часто высказывается мнение, что в настоящее время в нашей стране в старших классах в средней школе учится значительно больший процент подростков, чем в тридцатые-пятидесятые годы прошлого столетия, и поэтому всех их невозможно обучать на том же уровне, как это делалось в те годы, так как это просто будет всем им не по силам. Это возражение несостоятельно. Как уже отмечалось, увеличение указанного процента подростков связано с провозглашением лозунга обязательного всеобщего среднего образования, что, конечно, нереализуемо. Получать среднее образование должны те, кто хочет это делать и у кого это получается. Для тех же, кто не хочет, должны быть созданы другие широкие возможности обучения по сокращенным общеобразовательным программам по ряду предметов и получения той или иной профессии. Такие возможности, как это отмечалось, реализовывались созданием широкой сети техникумов и ПТУ.

Чего не могут тесты (задания с выбором ответа, часть А из ЕГЭ):

С помощью тестов нельзя проверить способность к творческой умственной деятельности, к научно-исследовательской работе: из "тяжелодумов", думающих медленно, но основательно, могут получиться настоящие ученые, инженеры, конструкторы, врачи и другие хорошие специалисты.

Выводы математика:

Как это ни странно, но при происходящей модернизации так же, как и при проведении модернизаций средней школы в шестидесятых-восьмидесятых годах прошлого столетия, совершенно не используется накопленный опыт. Снова делаются ошибки, допущенные раньше. Снова делаются попытки осуществить идеи, доказавшие уже свою несостоятельность. В двадцатых годах прошлого века в России уже пытались привести радикальными методами среднюю школу в соответствие с требованиями общества того времени. Это кончилось полным провалом, разрушением среднего образования. Потребовалось много усилий, чтобы к концу тридцатых годов восстановить на приемлемом уровне среднее образование.

Удивительно, но многие недопонимают, что основой общего среднего образования являются русский язык, литература, история, математика, естественные предметы. Так было 100 лет назад и так будет (надо надеяться) через 100 лет. Перечисленные дисциплины составляют базис общего среднего образования. Все же остальные предметы (о которых сейчас так много пишут и говорят): право, основы социологии, экономики и т.д. и т.п. - образуют его надстройку.

Все перечисленное выше привело, в конце концов, к кризису среднего образования: в настоящее время средняя школа перестала давать знания и культуру мышления, необходимые для продолжения обучения в высших учебных заведениях. Это привело к расцвету репетиторства и платных курсов для подготовки школьников к вступительным экзаменам в вуз, а также репетиторства для студентов младших курсов, не справляющихся с вузовской программой, в силу недостаточности их среднего образования, которую, как правило, не восполняют ни подготовительные курсы, ни репетиторы.

Вызывает особое беспокойство то, что после окончания средней школы многие не умеют отличать то, что они понимают, от того, чего они не понимают. Люди, которые не научились правильно думать, логически рассуждать, которые считают, что они понимают то, что на самом деле не понимают, могут представлять серьезную опасность для общества при их самых добрых намерениях. Весьма вероятно, бедственное положение России, в котором она оказалась в настоящее время, не является следствием сознательных действий кого-то, а сложилось вследствие действий людей, которые не понимали, что они делают, так как в свое время их не научили отдавать себе отчет в том, что они в действительности понимают и чего не понимают, что они в действительности знают и чего не знают.

Ну и как соотносится это соображение с той, с позволения сказать, модернизацией, которой занят ученик Л.Д.Кудрявцева - нынешний министр образования?

Вернуться1 Загорский В. Замкнутый круг или спираль? (История химического образования в России) Школьное обозрение. N 2-3, 1999 г., с.6-11.

Вернуться2 Кудрявцев Л.Д. Среднее образование. Проблемы. Раздумья. /Моск. гос. ун-т печати. - М.: МГУП, 2003. - 84 с.

Вернуться3 Эрик Скерри Философия химии Химия и жизнь - XXI век, 2003, N 10, стр.22-23.

Вернуться4 Парменов К.Я. Химия как учебный предмет в дореволюционной и советской школе - М. Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 359 с., стр. 256.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


  в начало следующая
Вячеслав Загорский
Вячеслав
ЗАГОРСКИЙ
Доцент химфака МГУ
zagor@kinet.chem.msu.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Образование' на Subscribe.ru