Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Образование < Вы здесь
Счастье от ума
Дата публикации:  30 Января 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

У нашего образования есть две писаные торбы, с которыми оно носится уже который год подряд, - единый госэкзамен и госстандарты. Уже почти всех убедили: реши две эти первоочередные задачи - и образование уподобится садам Семирамиды. Последние дни прошлого года и первый месяц нового показали, как будет это уподобление проходить: тех, кто не понимает или не приемлет нахлынувшего счастья, обяжут стать счастливыми добровольно.

Стандарты вменят в приказном порядке - министр Владимир Филиппов так в декабре и сказал: не примет-де и Дума нового созыва новых стандартов, так он своим приказом введет их повсеместно, потому как негоже нашему образованию жить без этого чуда методическо-административной мысли. Обещание пока подвисло в воздухе, но походит оно больше не на висячий сад, а на Дамоклов меч.

С ЕГЭ обошлись жестче. В конце декабря на совещании у Юрия Лужкова ректор МГУ Виктор Садовничий раскритиковал эксперимент и предложил всему городу отказаться от участия в нем. Его поддержали глава столичного департамента образования Любовь Кезина, замглавы правительства Москвы Людмила Швецова, ректор МГТУ им. Баумана Игорь Федоров и сам мэр. Министру образования такое единодушие не понравилось, и окончательное решение вопроса было отложено на 28 января - на этот день было назначено заседание совета ректоров Москвы и Подмосковья.

После этого исторического заседания стало ясно, что московские школьники будут сдавать ЕГЭ на добровольной основе, а столичные вузы - столь же добровольно принимать объективно оцененных филиппков из глубинки. Единственный, кто не поддался, - МГУ. "Но ведь есть же святое, завоеванное тысячелетиями право автономии университетов - отбирать себе студентов для того, чтобы они в будущем стали выдающимися специалистами", - заявлял ректор Садовничий. Правда, и остальные ректоры выговорили себе право "ввести дополнительно к единому государственному экзамену еще и собеседование в виде тестирования". Если отстраниться от странной для нормального глаза и уха формулы "собеседование в виде тестирования", можно предположить, что все хотят сохранить для себя хотя бы видимость "завоеванного тысячелетиями права автономии". Возможно, впрочем, и другое объяснение этих выговоренных условий - от ректоров московских вузов не удалось утаить парадоксы объективности ЕГЭ.

Парадокс состоит в том, что "с тестами единого экзамена лучше справляются те дети, которые хуже знают предмет" - это утверждает Л.В.Токарева, замдиректора по информационным технологиям московской школы # 507. Объяснение предлагается очень простое, а потому очень похожее на правду: "Это связано с тем, что сильный ученик начинает вдумываться в каждый вопрос и обширно отвечать на него. Он не может дать однозначного ответа, потому что более широко мыслит. Менее подготовленный ребенок пользуется методом "тыка". А так как в этом случае отключается голова, все зависит от везения: попал - не попал, угадал - не угадал".

Мнение учителя московской школы вполне коррелирует с данными из Нижегородской области: средний балл по ЕГЭ у сельских школьников составил 3,2, у городских - 4,5, после проведения обычных экзаменов средний балл у сельских школьников составил 4,7, у городских - 3,6. Эти данные привел министр образования областного правительства С.Наумов. По его словам, это доказывает несовершенство и неприемлемость ЕГЭ, а потому "добровольно мы ни при каких обстоятельствах не станем применять ЕГЭ, если только нас не заставят распоряжением сверху".

Эксперимент с ЕГЭ провели и в московском департаменте образования: тест по математике решали ученики некоторых школ, студенты математического факультета одного из федеральных вузов и учителя математики. "Ни один из "испытуемых" не успел решить последнего задания".

Нельзя, не принять во внимание и опыт заместителя министра образования Виктора Болотова - убеждая северную столицу в преимуществах ЕГЭ, он признался, что ежедневно проходит ЕГЭ по математике и баллов на школьную "пятерку" набирает. Не поверить замминистра невозможно - оно конечно, ежели каждый день упражняться, то и все задания можно научиться решать... Ну, бог даст, г- Болотов еще потренируется.

Куда хуже согласуются данные экспертных экспериментов - а все они описываются формулой "чем хуже, тем лучше" - с утверждениями министерства о том, что ЕГЭ создает равные для всех условия. Не равные! Благодаря этой системе в вузы страны будут попадать не сильные, а слабые. Оно понятно - "министерство образования исходило из необходимости дать всем выпускникам школ возможность найти вуз своей мечты без особых волнений, технологично, достойно своим знаниям и способностям", но неплохо было бы для страны в целом, если б министерство задумывалось еще и о возможностях вузов найти себе достойных студентов, причем технологично и без особых затрат.

А затраты на проведение ЕГЭ весьма существенные - так, в Санкт-Петербурге, где пройдет тестирование только по русскому языку, на это мероприятие из городского бюджета будет направлено 7 млн 299 тыс. рублей, а на деньги федерального бюджета поставлена техника для проведения экзамена - сканеры и компьютеры на сумму свыше 7 млн рублей; еще 2,5 млн будет направлено на переподготовку кадров. Восемь миллионов выделяется из федерального центра на проведение эксперимента в Тульской области, пять миллионов - на Самару, и там ломают голову, где взять еще восемь. По данным г-на Болотова, "в 2001 году на один экспериментальный регион приходилось в среднем 21,8 млн рублей из средств Федеральной программы развития образования, в 2003 году - 12,5 млн. рублей". Если в прошлом году в эксперименте участвовало 45 регионов, то на него потрачено 562,5 млн рублей - и это по самым скромным подсчетам.

Впрочем, если исходить из того, что "ЕГЭ нацелен против блатерства и взяточничества в столичных вузах" - о чем неоднократно заявлял министр образования Владимир Филиппов, и цифры назывались - 50 млрд рублей-де не попадают в официальные бюджеты учебных заведений, а перетекают в карманы стяжателей репетиторов и топ-менеджмента вузов, то экономия, безусловно, налицо. Правда, непонятно, почему только о 50 млрд говорят, можно назвать и число 80 млрд, кто-то, глядишь, впечатлится еще больше.

Словом, чем больше нас убеждают в полезности ЕГЭ для всеобщего блага и счастья, чем больше приводится доводов в его пользу, тем чаще вспоминается речение Антония Погорельского о том, что ум человеческий можно "разделить на большое число родов, совершенно между собою различных и один от другого не зависящих. Так, например, остроумие, проницательность, здравый рассудок, понятливость, дальновидность и прочее суть различные роды ума, из которых человек может обладать иными не имея ни малейшего признака других. Самое короткое размышление удостоверит вас, что важнейший, полезнейший и необходимейший из родов ума есть здравый рассудок. Все другие роды ума без здравого рассудка - ничто". Вот ведь как получается: остроумием обладают практически все наши чиновники (см. выступления), многие обладают понятливостью (см. принимаемые решения), а здравым рассудком, похоже, лишь некоторые. Что же до дальновидности, которая, по Погорельскому, "есть способность из настоящего выводить верные заключения о будущем и некоторым образом предвидеть конец начатого дела или последствия какого-либо действия", то "сей род ума встречается крайне редко".

Говорят, сейчас озаботились тем, чтобы сокращать аппарат чиновников, вводить им кодекс поведения и пр., каких-то специальных комиссий понасоставляли. На мой вкус, самое простое решение - ввести в этот кодекс всего два требования: 1) здравый рассудок и 2) дальновидность. Проблема решится автоматически, аппарат сократится, в бюджете найдутся деньги не только на эксперименты.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вячеслав Загорский, Учитель реформатора о реформах образования /08.01/
Л.Д.Кудрявцев - автор статей и книг, посвященных проблемам обучения и воспитания. Его работы позволяют понять, что именно происходит в нашем образовании. Основой среднего образования являются русский язык, литература, история, математика, естественные предметы. После окончания школы многие не умеют отличать то, что они понимают, от того, чего они не понимают.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Базжина
Татьяна
БАЗЖИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Образование' на Subscribe.ru