Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Образование < Вы здесь
Такой ЕГЭ мне нравится
Дата публикации:  4 Февраля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

29 января я повесил в своей школе распечатку интернет-сообщения о решении Совета ректоров московских вузов по поводу вступительных экзаменов в этом году. И тут же стал убеждать выпускников хотя бы химического класса обязательно сходить сдать этот самый "страшный и ужасный" ЕГЭ. Наконец-то его можно сдавать в Москве. И даже можно по нему поступать в какие-нибудь вузы.

А можно и не сдавать, и можно без него поступить. Ноябрьское решение Московского Департамента образования, подтвержденное ректорами, превращает то, что могло стать принудительным тестовым кошмаром, в настоящий эксперимент по совершенствованию системы аттестации выпускников. К сожалению, это относится только к выпускникам московских школ.

Таким образом, в Москве мы фактически вернулись к эксперименту по "Телетестингу", начатому еще в 1997 году. Тогда система централизованного дистанционного тестирования интенсивно развивалась и могла постепенно получить всеобщее признание как дополнение к традиционным вступительным экзаменам. Интересно, что ее создатели не претендовали на монополию. Вот что мне написал (e-mail) по этому поводу научный руководитель проекта "Телетестинг" Александр Шмелев в марте 2000 года:

Мы НЕ СЧИТАЕМ тесты единственным и достаточным методом контроля знаний. Они должны дополняться традиционными письменными экзаменами с развернутым ответом. Но недостатки метода тестов не означают, что им нужно пренебрегать вовсе (как это делается в МГУ в большинстве учебных подразделений). Было бы разумно суммировать тестовые баллы с оценками за традиционные экзамены. Такой подход не закрыл бы вовсе дорогу тем, кто не умеет быстро решать тесты (кроме тех, кто не уверен в том, сколько будет 2Х2). Но, к сожалению, у нас во многих вопросах доминирует привычная логика "или-или" (она доминирует и среди противников, и среди сторонников метода тестов).

ЕГЭ отличается от заданий "телетестинга", но его части "В" и "С" трудно назвать "традиционным письменным экзаменом".

Сейчас у организаторов и сторонников ЕГЭ есть уникальный шанс доказать преимущества новой системы демократическим путем, предоставляя школьникам и приемным комиссиям вузов - хотя бы в Москве - свободу выбора. Поэтому даже жаль, что ректор МГУ В.А.Садовничий отказался засчитывать результаты ЕГЭ при поступлении в Московский университет - можно было бы сравнить студентов, поступавших по двум системам, на первой сессии. Интересно, что при этом на мехмате МГУ (Виктор Антонович - профессор мехмата) тестирование используется на первом этапе весенней факультетской олимпиады - как этап предварительного отбора участников - и в этом виде принимается ими без возражений.

По-видимому, тем московским вузам, куда в этом году абитуриенты поступят по традиционным экзаменам и по результатам ЕГЭ, нужно провести обстоятельное сравнение своих студентов, поступивших разными путями. Например, в рамках традиционных вступительных экзаменов на основании своих собственных анкетирований первокурсников (кстати, именно в форме тестов, правда - анонимных для респондентов) я легко отличаю тех, кто был натаскан репетиторами, от тех, кто учил химию в основном самостоятельно 1. Подобные исследования позволят представителям высшей школы уйти от эмоциональных оценок и принять аргументированное решение о целесообразности использования ЕГЭ в качестве вступительных экзаменов.

Организаторы ЕГЭ стали учитывать и критические замечания по содержанию. Возможно, долгая подготовка официального сборника с заданиями издательством "Просвещение" связана с редактированием текстов задач перед публикацией. Прошлогодний сборник с заданиями 2002 года (химия) вызвал множество замечаний, поэтому даже уже опубликованные задания 2002 года в новом сборнике 2 отредактированы заново. Например, в одном и том же комплекте ЕГЭ по химии (2002 г.) по сравнению с предыдущим сборником отредактированы 11 задач из 60, а 9 задач полностью заменены. Конечно, столь тщательная подготовка задач желательна перед тем, как их получат экзаменуемые, а не через полтора года после экзамена, однако положительную тенденцию можно все-таки заметить. Особенно отрадно, что в опубликованных пяти вариантах заданий 2003 года ошибок по содержанию почти нет.

Остается непонятным, почему же до сих пор является секретным огромный массив задач ЕГЭ. Ведь в тех школах, где еще сдают традиционные выпускные экзамены, перед сочинением и математикой просто объявляют конкретные темы и варианты задач из ранее опубликованных комплектов.

Вступительные задачи на химфак МГУ регулярно повторяются, все они опубликованы, в том числе в виде разбора самых трудных и часто встречающихся, - и это не приводит к завышенным результатам у новых поколений абитуриентов.

Очень многое в нынешних реформах нашего образования удивительно напоминает то, что происходило в советской школе в 20-30-х годах XX века. Например, сегодняшнее "инновационное" введение интегрированного курса "естествознание" (аналог импортного "science") до деталей похоже на "метод жизненных комплексов" на межпредметной основе образца 1925/26 учебного года 3. Тогда его быстро отменили (в 1931 г.), потому что стало ясно, что с недоучками, которые получались в результате, невозможна индустриализация страны. А наборы стандартизованных тестов для учета навыков в чтении, счете и письме были внедрены в советских школах тоже в 1925 году. Недостаточная надежность тогдашних тестов (кстати, как и нынешние, они были очень похожи на американские) привела в "тоталитарном" советском государстве к тому, что все тесты вообще были запрещены. Дело кончилось печально известным постановлением ЦК ВКП(б) от 04.07.1936 "О педологических извращениях в системе наркомпросов" 4.

В последние годы мы наблюдаем противоположную тенденцию - насильственное внедрение того, что почти 70 лет назад было отнесено к "извращениям". Магазины учебников уже завалены сборниками тестов и пособий по подготовке к ним. Фактически намечается возврат к неудачной попытке массового внедрения программированного обучения в 60-х-70-х годах прошлого века. И вряд ли результаты таких "инноваций" будут отличаться от достигнутых ранее. Поэтому вполне возможно, что в результате сохранения не лучшей традиции жестких монопольных решений в области образования мы получим новый резкий поворот в противоположную сторону - как это уже происходит с учебниками по истории.

Московская версия выпускных и вступительных экзаменов 2004 года дает эксперименту с ЕГЭ новый шанс - возможность открытого сравнения и анализа результатов со стороны средней и высшей школы. Минобразования не стоит его упускать.

Примечания:

Вернуться1 Загорский В.В. Парадоксальный результат исследования: количество не всегда гарантирует качество Химия в школе, 2002, #7, с.16-19 .

Вернуться2 Единый государственный экзамен: Химия: Контрол. измерит. материалы. А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, Ю.Н.Медведев и др. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.

Вернуться3 Парменов К.Я. Химия как учебный предмет в дореволюционной и советской школе - М. Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 359 с., стр. 239.

Вернуться4 Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Татьяна Базжина, Счастье от ума /30.01/
Позавчера состоялось заседание совета ректоров Москвы и Подмосковья. Тема - ЕГЭ. Остроумием обладают практически все наши чиновники, многие обладают понятливостью, а здравым рассудком, похоже, лишь некоторые.
Вячеслав Загорский, Учитель реформатора о реформах образования /08.01/
Л.Д.Кудрявцев - автор статей и книг, посвященных проблемам обучения и воспитания. Его работы позволяют понять, что именно происходит в нашем образовании. Основой среднего образования являются русский язык, литература, история, математика, естественные предметы. После окончания школы многие не умеют отличать то, что они понимают, от того, чего они не понимают.
предыдущая в начало следующая
Вячеслав Загорский
Вячеслав
ЗАГОРСКИЙ
Доцент химфака МГУ
zagor@kinet.chem.msu.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Образование' на Subscribe.ru